Врач давший клятву. Дает ли доктор клятву Гиппократа? Кажется, не упомянуто разглашение врачебной тайны

Клятва Гиппократа – это клятва, которую приносят будущие врачи, завершившие обучение и готовые приступить к своим обязанностям. Эта клятва устанавливает морально-этические принципы поведения будущего врача.

Клятва Гиппократа возникла значительно раньше сроков жизни самого Гиппократа. Согласно имеющейся информации, впервые эту клятву произнесли прямые потомки Асклепия, тогда она передавалась в устном виде от одного члена семьи другому. Впервые эта клятва была задокументирована во времена эллинистической Александрии при Герофиле.

В V веке до нашей эры Гиппократ записал ее первоначальный вариант, с того момента ее несколько раз переписывали, переводили на разные языки и вносили корректировки, меняя ее смысл. До нашего дня дошла полностью измененная версия, которая не имеет ничего общего с первоначальным вариантом.

В тексте клятвы, написанной Гиппократом, говорится о том, что у врача есть определенные обязательства перед учителями, коллегами и учениками. Согласно этому документу, доктор обязан придерживаться нескольких принципов: принципа непричинения вреда; принципа милосердия – медик не может отказать в помощи больному; принципа заботы о больном; принципа уважения к жизни – ни один медик не должен давать разрешения на эвтаназию и присутствовать при абортах; врачам запрещалось вступать в интимные связи с пациентами.

Среди врачей даже в V веке до нашей эры поощрялось самосовершенствование, оно было обязательным, также врачи должны были соблюдать принцип конфиденциальности – запрещалось раскрывать посторонним лицам информацию о состоянии здоровья пациента.

Почему отменили клятву Гиппократа?

Первыми от клятвы Гиппократа отказались американцы. Кодекс был написан в 2006 году. По словам авторов документа, клятва, которую медики давали еще во времена Гиппократа, неактуальна на сегодняшний день, так как в тексте ничего не говорится об уважении к коллегам и о праве пациента на собственный выбор. В Кодексе содержится та же клятва, только из нее убрали требования по неучастию в абортах. Также на территории Америки действует запрет на оказание медицинской помощи террористам и потенциальным террористам, за это введена уголовная ответственность, что также противоречит принципам клятвы Гиппократа (принцип милосердия).

Что касается других стран, то еврейские медики произносят клятву еврейского врача. Ни в одном из университетов Израиля никогда не звучала клятва Гиппократа, причиной этому служит тот факт, что текст клятвы Гиппократа содержит в себе имена богов, относящихся к древнегреческим богам, в то время как евреи всегда признавали одного Бога, именем которого нельзя приносить клятвы.

В большинстве стран Европы медики постепенно отходят от клятвы Гиппократа, так как считают ее устаревшей, учитывая, что сейчас в Европе активно обсуждается возможность разрешить эвтаназию для тяжелобольных людей на законодательном уровне.

Чем отличается текст клятвы Гиппократа от Клятвы российского врача?

В тексте клятвы российского врача, одобренной Борисом Ельциным, говорится, что каждый выпускник медицинского колледжа и университета, получив звание врача, клянется честно исполнять свой долг. Окончив обучение, будущий врач обязуется направить все свои знания на помощь больному и приложить все усилия для сохранения жизни; медик должен быть готов оказать медицинскую помощь в любой момент, когда это потребуется; врач обязан хранить врачебную тайну и внимательно, с пониманием относиться к каждому пациенту; медик присягает оказывать медицинскую помощь вне зависимости от пола, расы, национальности, языка и происхождения больного.

В тексте присяги российского врача также говорится об уважении к жизни человека и содержится запрет на осуществление эвтаназии, российские медики обязаны самосовершенствоваться и с уважением относиться к своим учителям. Нарушение этой клятвы карается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Опытным путём проверено, что любой медицинский холивар рано или поздно упирается в один вечный довод: "вы клятву Гиппократа давали"(с), а потому всем должны. Такое мнение живёт в головах домохозяек, офисного планктона и прочих представителей средне-интеллектуального населения России. В таком случае любой медицинский работник оказывается в ситуации "припёрли к стенке": вроде как человек подписавший контракт, но не вчитавшийся в мелкий шрифт, загоняющий его в рабство. То есть такая точка зрения декларирует: врач "обязан" вне зависимости от внешних условий, уровня оплаты и качества оснащения. Врач обязан - и точка. И соответственно врач несёт ответственность - только он, вне зависимости от того, кто на самом деле виноват.

Этот идиотизм, когда самопожертвование превращается из подвига в непреложную обязанность (с наказанием за уклонение от исполнения оной обязанности), произрастает из неграмотности населения. Идеологический образ врача как самоотверженного "борца с болезнью, капитализмом и за счастье народное" достался нам от СССР. Идеология знаете ли. Этот образ скрестился с клятвой Гиппократа, рождая в результате следующее представление: правильный хороший врач - такой, которого хлебом не корми, а дай жизни поспасать. Он как бэтмен мчится по первому сигналу и готов расстелиться перед пациентом, лишь бы угодить ему. Потому что - призвание такое. А дело пациента - благосклонно принимать знаки внимания врача... или вытирать об него ноги, ежели что не понравится. То есть люди массово путают "беззаветное бескорыстное служение" с "профессиональной работой" (корыстной по своему определению). Но я не об этом...
Остановиться хочу вот на чём - на мотивации такого заблуждения, а именно на пресловутой клятве Гиппократа. Потому как опыт показывает: 99,95% тех, кто начинают говорить о неё - ничего про неё не знают акромя самого названия.

Итак - Клятва Гиппократа .

Приписываемая "Гиппократу второму - отцу медицины" клятва написана вообще не им, а кем-то из его учеников или последователей. Вообще из более чем шести десятков трудов, составляющих так называемый "гиппократовский корпус" достоверно самим гиппократом написано не более десятка (самые оптимистичные предположения -18). "Клятва" входит в деонтологический раздел корпуса вместе с другими трудами: "Закон", "О враче", "О благоприличии", "Наставление"...
Сам текст клятвы неоднократно переписывался и менялся, в зависимости, например, от смены религиозных доктрин. Собственно приводимый здесь текст просто наиболее достоверно изначальный...
Вот перевод Клятвы с древнегреческого на греческий и в последующем - на русский язык:

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому

Начинаем "загибать пальцы". Итак - о чём же дословно говорит клятва?
1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками
2. обязательство лечить "сообразно с моими силами и моим разумением" (как могу и как считаю правильным).
3. отказ от эвтаназии
4. отказ от абортивного пессария (хирургического инструмента). Кстати, нет в клятве отказа от абортов как таковых;)
5. обязательство жить "чисто и непорочно"... "Руссо туристо - облико морале, фирштейн?"(с)
6. обязательство не лечить каменную болезнь (видимо имеется ввиду "не лезть в бизнес хирургов") ***
7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами
8. обязательство хранить врачебную тайну
*** - стоит помнить что Гиппократ был асклепиатом, лекарем-жрецом, считавшим, что его предком был Асклепий, древнегреческий бог медицины и врачевания. Очевидно, что "врачеватели каменной болезни", прообраз хирургов, не имели происхождения от Асклепия, как не имели происхождения от него многие другие медицинские профессии.

Собственно говоря - всё.
Вышеперечисленный список обязательств (и только их) накладывает на врача клятва Гиппократа.
Что же по поводу платности-бесплатности медицины, то старик Гиппократ вообще был весьма хитрым в этом деле. Вот отрывок из его труда "Наставление", где он обращается к ученику:
"...И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного), и на их умеренность а иногда лечил бы и даром, считаю благодарную память выше минутной славы" (с)
Ключевое слово - ИНОГДА. Советую помедитировать на эту тему всем, требующим бесплатной медицины на основании дачи врачами клятвы Гиппократа;)

«Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. «Клятва Гиппократа» - это все фикция. А на самом деле есть реальная жизнь - кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях- абсурд!»
(c) последнее интервью известного офтальмолога Святослава Федорова.

КЛЯНУСЬ Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей1 и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении2 сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом3. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной4. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому5.

Коментарии:

1. Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов. Асклепий, Ασκληπιός, римск. Aesculapius, Эскулап, сын Аполлона, бог врачебного искусства; Гигиея, Ύγεία и Ύγίεια, дочь Асклепия, богиня здоровья (отсюда наша гигиена); ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея. Панакея, Πανάκεια, всеисцеляющая, другая дочь Асклепия; отсюда панацея, лекарство от всех болезней, которое искали средневековые алхимики.

2. Здесь перечисляются виды преподавания. Наставления, παραγγελίαι, praecepta, заключали в себе, может быть, общие правила врачебного поведения и профессии, если судить по одноименной книге Гиппократова сборника, помещенной в этом издании. Устное преподавание, ακροασις, состояло, вероятно, в систематических чтениях по различным отделам медицины. По крайней мере во времена Аристотеля так назывались лекции, которые он читал слушателям и которые потом в обработанном виде издавались; такова, например, его Физика. Φυσική ακρόασις. «Все остальное» включало в себя, вероятно, практическую часть преподавания у постели больного или операционного стола.

3. Эта фраза всегда вызывала у комментаторов некоторое недоумение, почему врач не должен был производить литотомии (λιθοτομία) - операции, давно известной у египтян и греков. Проще всего, конечно, ответить в согласии с текстом, что операцию эту производили особые специалисты, как это было в Египте и на Западе в конце средних веков; вероятно, они также были объединены в особые организации и владели секретами производства, и организованный врач не должен был вторгаться в чужую область, в которой не мог быть достаточно компетентным, не роняя своего престижа. Предполагать, что операция эта или даже вообще все операции были ниже достоинства врача и предоставлялись низшему врачебному сословию, - нет никаких оснований; Гиппократов сборник достаточно опровергает это. Но еще в XVII веке Моро (René de Moreau) переводил ού τεμεω «не буду кастрировать», так как глагол этот имеет и такое значение, и совсем недавно эту версию защищал не кто иной как Гомперц (Gomperz, Gr"echische Denker, Lpz., 1893, I, 452). Он переводит: «Я не буду кастрировать даже тех, которые страдают каменным утолщением (яичка)». Версия эта, конечно, во всех смыслах маловероятна, и была опровергнута Гиршбергом (Нirsсhbеrg, 1916, см. Кörner, 1. c., р. 14).

4. Запрещение врачу, давшему клятву, разглашать чужие тайны, пройдя через века, превратилось в русском и германском законодательствах в закон, карающий за разглашение тайн, с которыми врач ознакомился при своей профессиональной деятельности. Но мало-мальски внимательное чтение показывает, что в клятве вопрос ставился шире: нельзя вообще разглашать компрометирующие вещи, виденные или слышанные не только в связи с лечением, но и без него. Цеховой, организованный врач не должен быть злостным сплетником: это подрывает доверие общества не только к нему, но и ко всей данной корпорации.

5. Привожу для сравнения «факультетское обещание», которое в прежнее время, после удовлетворительной защиты диссертации и провозглашения диссертанта доктором, читалось ему деканом факультета и которое новый доктор подписывал. Оно же печаталось на обратной стороне диплома. «Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

В приведенном обещании можно различить 3 части, каждая из которых имеет своим первоисточником Гиппократов сборник. Из них первая, имеющая своим предметом больного, непосредственно примыкает к «Клятве». Вторая - о врачебных секретах и тайных средствах - является отзвуком той борьбы, которую греческие врачи V в. вели со всякого рода шарлатанством. В частности, фраза: «....сообщая ученому свету все, что открою» представляет пересказ фразы: «они отдают в общее сведение все, что приняли от науки», которая характеризует мудрого врача в книге «О благоприличном поведении», гл. 3. И, наконец, третья часть об отношении врача к коллегам и консультации довольно близко передает то, что можно прочесть в «Наставлениях», гл. 8.

Для сравнения приведу современную клятву российского врача:

"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины."

НИ ТАМ НИ ТАМ НЕ НАПИСАНО, ЧТО ОБ ВРАЧА МОЖНО НОГИ ВЫТИРАТЬ!!!

Клятва существовала, как простое устное обещание чтить традиции, задолго до Гиппократа. Еще в древнем Египте. Гиппократ сформулировал и записал. С тех пор клятву многократно переводили и редактировали. Так что уверенности в точности формулировок нет. Но ясно одно – ни слова про оплату и остальное, в этой клятве нет. И в других версиях разных стран и времен, про деньги нет ни слова. Это и понятно, врач всегда был человеком небедным, и записывать в клятву тезисы про вознаграждение за работу? Такого бреда никому в голову придти не могло. Только наши врачи, доведенные до положения попрошаек, вынуждены отбиваться от этой клятвы.

В Северной Америке и Европе, в 21 веке, вообще заменили текст клятвы, и так сильно измененный, на «профессиональный кодекс».

Ведь старая клятва, записанная 2,5 тысячи лет назад, немного утратила связь с реальностью.

«Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, ….. и корректному обращению с рабами»…

Зря конечно этот пункт про рабов удалили, но нам это не так важно, мы же не в Европе. А у нас с рабами, корректно обращаться не надо, мы не заслуживаем.

В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. В мелочах отличается, все связано с религией.

А в США действие Клятвы ограничено - врачебная помощь террористам признана незаконной и является уголовно наказуемой. Интересно, как врач определяет, по виду больного? Странные они, американцы, написано же:

«…действовать исключительно в его (пациента) интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;…»

А что же у нас? В России до революции врачи принимали так называемое Факультетское обещание, Гиппократом не клялись.

«…Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю: Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказанного доверия: Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям…» Ну, в общем – корпоративная присяга.

В России практиковалась «Присяга врача Советского Союза».

В принципе все, как и выше, но есть два прикольных пункта:

«…- сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны;

Всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством…»

Про борьбу с ядерной войной, это сильно. А главное, актуально.

После отмены СССР, клятва стала «Клятвой российского врача»,

А после 1999 г. - «Клятвой врача России».

К чему я все это?

Так ли легко в наших условиях: «…быть всегда готовым оказать медицинскую помощь…» и «…честно исполнять свой врачебный долг…»? Недавно был свидетелем такого разговора. Бухгалтер, владелец пары неплохих квартир и приличного автомобиля, интересовался у кардиореаниматолога – почем ныне спасти?

У кардиолога машины нет, жилья нет и еще много чего нет. Давно уже нет жены и доступ к детям довольно ограничен. Нет нормальной одежды, хоть это довольно субъективно. Проще сказать, что у него есть. Работа и наука. И много спасенных людей. Он не герой, просто место такое – кардиологическая реанимация крупной городской больницы. Скорая везет и везет, а он спасает и спасает. «Статистика, это наука, она не терпит приблизительности…».

И что же ответил доктор бухгалтеру. Не платят ему, никогда. Ни левых, ни правых. Родных в отделение не пускают, а пациент уже в таком виде, ему не до оплаты. А очнется он, если очнется – уже в отделении.

А если бы платили, то сколько? – не унимался бухгалтер. Вот цифровые люди, все им посчитать надо.

И мы посчитали. Один, не сильно важный для жизни человека, зуб починить – 1500 руб. (ну, это где как, но все же, средненько). 32 зуба починить – 48000 руб. А тут целая жизнь продолжается!

А какая тогда зарплата должна быть? Ну, исходя из сферы услуг (парикмахер или стоматолог) это половина заработанных денег. Но у врача, наверное, поменьше будет – аппаратура то не его, значит процентов 25 от заработанных денег. 7 смен, как минимум один пациент в смену. 84000 – это минимальная ставка. А дальше, как народ болеть будет. Вот это правильная сумма, особенно, если учесть, что в крупных клиниках, частных, терапевты по 120 000 получают. Только реаниматологов туда на работу не берут. Туда все больше косметологи требуются. А лечиться, эти целлюлитные дамы, едут к простым врачам. А наша, бюджетная медицина где? Правильно.

И знаете, что на это бухгалтер сказал? Дорого говорит, жизнь спасти. Его успокоили – это бесплатно. Но если все врачи уйдут БОТОКС колоть, можно оказаться в гробу, с новыми зубами.

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины - КЛЯНУСЬ».

ОТВЕТ: Согласно ст. 60 «Клятва врача» Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения России, перед получением диплома врача дают клятву. 20.12.99 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» № 214-ФЗ, где впервые приводится текст следующего содержания:

«Лица, окончившие высшие медицинские образовательные заведения Российской Федерации, при получении диплома врача дают клятву врача:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно выполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советами, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Клятва врача дается в тожественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Росийской Федерации.

Кроме этого официального текста, интерес представляют содержание Клятвы российского врача, утвержденный Ассоциации врачей России в ноябре 1994 г., и текст, предложенный национальным этическим комитетом МЗ РФ на Пироговском съезде в Москве (1997 г.).

ВОПРОС 137: Что следует понимать под врачебной, или медицинской, тайной?

ОТВЕТ: Под врачебной тайной следует понимать все сведения, полученные от больного или выявленные при медицинском его обследовании либо лечении, не подлежащие разглашению без согласия больного. Это сам факт обращения в медицинское учреждение, информация о функциональных и физических недостатках организма, наследственных болезнях, вредных привычках, диагнозе, осложнениях, прогнозе, семейной и интимной жизни, факт усыновления или удочерения, состояние здоровья родственников. Сюда относят также сведения и немедицинского характера, высказанные врачу или другому медработнику, юристу в присутствии врача, касающиеся его завещания, наличия коллекций или иных ценностей, увлечений, личных взаимоотношений с близкими родственниками и др. Обязательным условием квалификации разглашения информации как врачебной тайны является получение ее при исполнении профессиональных обязанностей, независимо от того, получена ли она в лечебном учреждении или вне его при оказании экстренной помощи.

Следует отметить, что врачебная тайна сохраняется и после смерти больного, она может быть оглашена только при получении разрешения его законных представителей или близких родственников.

В медицинской литературе иногда к врачебной тайне относят также сведения о тяжелом состоянии больного в отношении его самого, скрывая истинный диагноз при неизлечимом заболевании или неблагоприятном прогнозе, то, что принято называть «святой ложью». Кстати, такая деликатная информация ему выдается только по его желанию. Однако эта важная информация больного, составляющая часть врачебной этики, не входит в понятие врачебной тайны. Субъектами этого правонарушения, с тех пор как медицина из индивидуальной стала коллективной, являются не только врачи разных специальностей, средний и младший медперсонал (медсестра, акушерка, регистратор, санитарка), но и работники, выполняющие в медучреждении и за его пределами профессиональные, служебные и должностные обязанности. Это фармацевтические и технические работники, инженеры, регистраторы, сотрудники органов дознания, следствия, суда, научные работники, преподаватели высших и средних медицинских учебных заведений. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан все эти лица наряду с врачами также несут ответственность за разглашение врачебной тайны. Поэтому логичней это привычное и ясное медикам понятие называть врачебной тайной.

ВОПРОС 138: Когда впервые для медика возникло понятие врачебной тайны и как изменялось это обязательство врача в последующем?

ОТВЕТ: Впервые понятие врачебной тайны четко сформировалось в клятве Гиппократа:

«Что бы при лечении, а также без лечения я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Однако в прошлом веке в России государственного закона об ответственности за нарушение врачебной тайны не было. Отношение к этой проблеме было выражено лишь в тексте торжественного обещания, которое давали выпускники медицинских факультетов университетов при получении диплома. Они клялись, «помогая страждущим, свято хранить семейные тайны и не употреблять во зло оказанного доверия». Эта фраза лишь затрагивала проблему.

История проблемы врачебной тайны с точки зрения требований правосудия и врачебной этики затронута в 1894 г. в докладе на V съезде Российского Пироговского общества врачей. Отметив, что все западноевропейские законодательства, за исключением российского, налагают на врачей юридическую ответственность за разглашение врачебной тайны и дают право врачу отказываться от свидетельских показаний на суде, было призвано свято выполнять это благородное профессиональное обещание, имеющее не только личный, но и общественный интерес.

Интересно, что после Октябрьской революции в нашей стране были сторонники отмены врачебной тайны, считая ее пережитком буржуазной медицины. Первый нарком здравоохранения М. А. Семашко в 1925 г. писал: «Держа твердый курс на уничтожение врачебной тайны - пережитка буржуазной медицины, каждый советский врач должен быть чутким общественным работником, а не понимать свою задачу формально, буквоедски, головотяпски».

Под влиянием постреволюционных взглядов, не считающихся с интересами личности, врачебная тайна рассматривается, в частности, и в работе профессора Ф. А. Вальтера (1926), который считал, что вопрос о врачебной тайне - вопрос государственной целесообразности. Признавая необходимость сохранения врачебной тайны в отдельных случаях, автор подчеркивает: «Если бы закон считал целесообразным, чтобы те или иные сведения, касающиеся частной жизни граждан, стали известными определенному кругу лиц и даже достоянием широкой гласности, следует это сделать, ибо обосновывать профессиональную обязанность медперсонала на интересах отдельной человеческой личности - принципиально недопустимо».

В Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О профессиональной работе и правах медицинских работников» от 1924 г., а затем в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом в 1969 г., врачебная тайна признавалась только в отношении врача. Будучи свидетелем в суде, врач обязан был сообщать (особенно в случае частной практики) сведения, ставшие ему известными. Так, Ю. Д. Сергеев приводит случай, когда хирург, повторно проводивший операцию, желая скрыть дефект в работе первого хирурга, отказался от дачи показаний в суде, ссылаясь на положение врачебной тайны. В своем определении суд квалифицировал это как уклонение от дачи показаний и заведомо ложное показание, возбудив против него уголовное дело.

ВОПРОС 139: В каких нормативных документах содержится правовая регламентация врачебной тайны?

ОТВЕТ: Прежде всего в ст. 23 Конституции РФ, в которой записано, что каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни, личную и семей- ную тайну. Нарушение этого права допускается лишь на основании судебного решения.

В ст. 24 Основного Закона РФ отмечается, что сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В развитие этих статей Конституции был издан Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» № 188 от 6.03.97 г.. Интересно, что сведения, связанные с профессиональной деятельностью, начинаются с указания на врачебную тайну.

Наконец, в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан имеется ст. 61 «Врачебная тайна», в которой подробно рассматриваются вопросы, связанные с сохранением врачебной тайны, приводятся условия допустимости ее разглашения. Кроме того, в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан среди различных прав пациента упоминается и право на сохранение в тайне факта обращения за медицинской помощью, состояния здоровья, диагноза и иных сведений.

Статьи по теме: