Возможно ли разделение рабочего дня на части. Разрывной рабочий день трудовой кодекс. Разделенный рабочий день

Уважаемая Лилия! Здравствуйте! В дополнение к мнениям уважаемых коллег примите во внимание следующее:

согласно ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в
соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты
труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов
(должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе
за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок
стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными
договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с
трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает
единые
рекомендации по установлению на федеральном, региональном и
местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных
учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской
Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения
деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере
здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли
соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской
Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации
Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от
20.04.2007 N 54-ФЗ, от 25.11.2013 N
317-ФЗ, от 02.04.2014 N
55-ФЗ)
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты
труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа
работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут
быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным
договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором,
соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по
сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приведенные Вами нормативные акты СССР не являются обязательными в настоящее время к исполнению в связи с множественностью форм собственности и новым российским законодательством (см. ст.ст.423,424 ТК РФ).

Вместе с тем, Ваш Работодатель с учетом мнения работников вправе установить те или иные надбавки и/или доплаты в том или ином случае, в том числе и при разделе рабочего дня.

Возможно, именно Вам стоит с коллегами поставить данный вопрос посредством коллективных переговоров перед Работодателем.

Новая редакция Ст. 105 ТК РФ

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Комментарий к Статье 105 ТК РФ

Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения (например, на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Другой комментарий к Ст. 105 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 105 ТК РФ устанавливает как условия применения режима работы с разделением рабочего дня на части, так и порядок введения такого режима.

2. Условиями применения режима работы с разделением рабочего дня на части являются особый характер труда либо производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Графики с разделением рабочего дня на части применяются в основном в организациях, обслуживающих население, например, для водителей городского пассажирского транспорта, для некоторых работников торговли.

3. Трудовой кодекс не определяет продолжительности ни отдельных частей рабочего дня, ни перерывов между ними. Эти вопросы должны решаться локальным нормативным актом о введении разделения рабочего дня на части, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной для работников правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

Работодатель самостоятельно решает, по какому графику будут работать его наемные специалисты. Нередко требуется разделение на части рабочего дня, причем обычно такая необходимость обусловлена разными изменениями в производственной деятельности фирмы. Данная процедура заключается в том, что смена сотрудника разделяется на несколько частей. Между данными частями предоставляются небольшие перерывы.

Суть режима

Ненормированный рабочий день используется многими руководителями компаний, причем наиболее часто он встречается в производственных предприятиях. При разделении рабочего дня удается эффективно управлять трудовыми ресурсами.

Длительность частей работы и отдыха устанавливается на основании договоренности работника и работодателя. Но общая продолжительность рабочего дня не может превышать имеющейся в законодательстве нормы.

В законе отсутствует информация о том, на сколько минимально или максимально частей может делиться рабочий день наемного специалиста в течение одной смены. Наиболее часто руководители компаний предпочитают делить смену на две части, в результате чего между ними образуется единственный перерыв. Его длительность может варьироваться от 1 до 3 часов.

Когда допускается разделение?

По ТК РФ разделение рабочего дня на части допускается только при учете некоторых требований. Процедура может выполняться в следующих ситуациях:

  • трудовая деятельность отличается специфическим характером, например, работа в школах или иных учреждениях, где учащиеся не только учатся, но и постоянно проживают;
  • в компании работники сталкиваются с разной интенсивностью труда в течение одного дня, например, в транспортных организациях.

В вышеуказанных ситуациях непременно требуется, чтобы одна смена работника была разделена на несколько частей. Но после выполнения данного процесса не допускается, чтобы общая длительность работы превышала норму в день.

Во время разделения на части рабочего дня работодатель должен ориентироваться на местное законодательство и внутренние нормативные акты. Основная информация о правилах проведения данного процесса содержится в статье 105 ТК.

На какие части разделяется смена?

Наиболее часто такое разделение применяется для водителей автобусов, которые ездят по специальным маршрутам, а также к представителям других аналогичных профессий, так как между маршрутами или выполнением определенной работы устанавливаются определенные перерывы.

Перерыв между работой максимально равен 3 часа, но при этом общее количество времени, которое приходится проводить гражданину на работе, не может превышать нормы, установленной в ТК.

Доплата за разделение

Наиболее часто работников интересует оплата. Разделение рабочего дня на части требует от руководителя компании предоставления определенных доплат работникам за появляющиеся неудобства. Такие сложности связаны с тем, что на некоторое время гражданам приходится покидать свое рабочее место, чтобы через несколько часов снова приступить к рабочей деятельности.

Компенсация может назначаться государством или непосредственным работодателем, что закрепляется в трудовом договоре. Для этого руководитель фирмы издает соответствующий приказ в компании. Получаемые выплаты не могут являться частью оклада.

Наиболее часто компенсации за разделение на части рабочего дня, назначаются следующим работникам:

  • женщины, работающие в селе, но только при условии, что их перерыв по длительности превышает 2 часа, поэтому назначается доплата, равная 30% от среднего заработка;
  • работники сферы ЖКХ, ремесленники или специалисты, трудящиеся в области бытового обслуживания, причем для них размер доплаты составляет 30%;
  • начальники железнодорожных структур.

Если процесс разделения выполняется на основании отраслевого соглашения, то работодатель должен ориентироваться при издании приказа на содержание данного документа. Доплата не может быть ниже, чем размер, указанный в этом соглашении.

Когда обязательно делится рабочий день?

Существуют ситуации, когда обязательно работодатель пользуется ненормированным рабочим днем. Конкретные профессии определяются разными нормативными документами. Например, в Приказе Министерства связи указаны следующие специалисты, для которых делится рабочая смена:

  • начальник отделения связи;
  • оператор, занимающийся выдачей или приемкой отправлений и телеграмм;
  • операторы, ответственные за почтовые доставки;
  • почтальоны;
  • сортировщик писем;
  • электромонтеры оборудования;
  • телефонисты справочной службы.

Обязательно делится смена для водителей, для чего непосредственно в организации формируется специальное положение о разделении рабочего дня на части. Сюда же относятся работники метрополитена и специалисты образовательных учреждений, в которых учащиеся находятся круглосуточно. Поэтому работодатели должны учитывать характер труда своих работников, чтобы установить для них оптимальный график труда.

Составление внутреннего нормативного акта

Если требуется разделить рабочий день определенного специалиста на несколько частей, то данная процедура должна грамотно оформляться руководителем компании. Первоначально составляется специальный локальный акт в компании, на основании которого устанавливается ненормированный рабочий день.

В этот нормативный акт обязательно вносится следующая информация:

  • на какое количество частей делится трудовой день специалиста;
  • для каких работников компании предусматриваются такие изменения в трудовом распорядке;
  • общая продолжительность рабочего дня;
  • время начала и окончания перерыва;
  • дата, когда произойдет переход на новый график;
  • срок действия нового режима;
  • другие важные моменты, имеющие отношение к работе наемного специалиста.

Утверждается данная документация руководителем кадровой службы компании. Дополнительно акт передается в профсоюз для изучения. Представители профсоюза могут вносить разные корректировки в этот документ.

Как только акт будет утвержден, то с его содержанием знакомятся все сотрудники, которых затрагивает данная документация, причем процедура выполняется под роспись.

Формирование дополнительного соглашения

Разделение рабочего дня на части для водителей или других наемных специалистов считается сложным процессом, предполагающим значительное изменение условия труда граждан. Поэтому работодатель должен грамотно оформлять такие корректировки. Для этого с каждым сотрудником, для которого изменяется график работы, составляется дополнительное соглашение к трудовому договору.

В этом соглашении непременно фиксируется, что гражданина переводится на разделенную трудовую смену. Для этого заранее издается руководителем фирмы соответствующий приказ.

Особенности работы

Режим разделения рабочего дня на части обладает многими нюансами. К ним относится:

  • любой гражданин, работающий официально, имеет право на перерыв, длительность которого может находиться в пределах от получаса до двух часов;
  • время устанавливаться между разными частями одной смены руководителем фирмы;
  • заблаговременно требуется получить разрешение на дробление смены от профсоюза;
  • непременно в компании издается внутренний акт, на основании которого осуществляется деление рабочего времени сотрудников на несколько частей;
  • работодатель должен убедиться, что полностью соблюдаются права и интересы работников фирмы.

Если представители профсоюза соглашаются со всеми вносимыми изменениями, то они должны составить письменное согласие в течение 5 дней после получения акта. Если в этот период времени отсутствует ответ, то компания может утвердить акт без согласия профсоюзного органа.

Профсоюз может вносить изменения, если какие-либо пункты имеющегося акта нарушают права или интересы наемных сотрудников.

Оплачиваемые и неоплачиваемые периоды

Работодатель может сам определить, каков будет внутренний распорядок его работников. Поэтому рабочая смена может раздробляться на разное количество частей. По закону только периоды, предназначенные для отдыха и питания, могут оплачиваться руководством, а в других ситуациях оплата не предусматривается.

На основании ст. 108 ТК указывает, что все люди должны иметь перерыв для питания. Он устанавливается в любой момент смены, причем минимально он равен 30 минутам. Работодатель может не оплачивать данный период.

Существуют и оплачиваемые перерывы, например, если специалист трудится на холоде, то периодически он должен отдыхать в обогреваемом помещении. Работодатель должен не только оплачивать эти перерывы, но и предоставлять условия для комфортного отдыха.

Если для имеющихся работников осуществляется разделение рабочего дня, то для снижения негативных последствий таких изменений работодатели часто назначают доплаты. С них уплачивается налог и отчисляются средства в разные фонды.

Как оплачивается работа?

Разделенная трудовая смена отличается некоторыми особенностями по оплате. Поэтому руководителем фирмы учитываются следующие нюансы:

  • длительные перерывы между отдельными частями смены, не оплачиваются, если иное не предусматривается трудовым договором или дополнительным соглашением, составленным между директором и наемным специалистом;
  • для компенсации неудобств, возникающих у граждан, требуется назначать доплату за разделение;
  • на основании ст. 149 ТК размер такой компенсации определяется непосредственным руководителем компании, для чего учитываются положения трудового договора и дополнительного соглашения, а также нормативных актов компании и государства;
  • эти выплаты не могут являться частью оклада, так как причисляются исключительно к компенсациям.

Практика показывает, что руководители компаний редко предлагают своим работникам компенсационные выплаты.

Какие составляются документы?

Разделение на части рабочего дня считается сложным процессом, во время которого руководитель фирмы обязан подготавливать много разных документов. К ним обязательно относится:

  • Внутренний нормативный акт. Правила его составления приводятся в ст. 22 и ст. 105 ТК РФ. С его помощью обеспечивается возможность внесения необходимых изменений в трудовой договор работников компании. В нем указываются точные условия, сроки и цифры, на основании которых происходит дробление рабочего дня. Приводится количество разделений, точное время и длительность перерывов, а также размер доплаты, если она назначается директором.
  • Разрешение от профсоюза. Оно составляется в течение 5 дней после получения примерного нормативного акта, на основании которого будут вноситься изменения в трудовой договор работников. Если в течение этого периода документ не будет составлен, то фирма имеет право вносить нужные изменения в трудовую смену без согласия профсоюза.
  • График разделения рабочего дня на части. На основании этого документа все сотрудники, для которых производятся изменения, знакомятся с режимом своей будущей работы. Обычно составляется график для всей фирмы, причем во время формирования данного документа актуально пользоваться примерами. Разделение рабочего дня на части не должно затрагивать права и интересы сотрудников.
  • Дополнительное соглашение к трудовым контрактам. Так как деление рабочей смены приводит к существенному изменению условий труда, то такие корректировки непременно официально фиксируются. Для этого с каждым работником составляется дополнительное соглашение. В нем указывается, на какие части делится смена, какая за это назначается доплата, а также прописываются другие значимые условия.

Отсутствие даже одного вышеуказанного документа выступает основанием для принудительной отмены решения руководства фирмы трудовой инспекцией или судом.

Что делать работникам при нарушении их прав?

Нередко рабочий день граждан делится работодателем на части с многочисленными нарушениями. Например, не учитываются права работников или не запрашивается разрешение от профсоюза. При таких условиях наемные специалисты могут воспользоваться следующими методами решения проблемы:

  • подача жалобы в трудовую инспекцию или прокуратуру;
  • обращение к представителям профсоюза, чтобы они разными методами повлияли на работодателя или обратились в государственные организации от имени работников;
  • подача иска в суд, причем суд вправе не только отменить принятое работодателем решение, но и даже взыскать с него компенсацию морального вреда.

Если каждый работник будет разбираться в своих правах и обязанностях, то он сможет отстаивать свои интересы в суде или при обращении в государственные надзорные учреждения.

Заключение

Для многих работников требуется разделение рабочей смены на несколько частей. Процесс должен оформляться с одновременным составлением разных официальных документов.

Длительные перерывы не оплачиваются работодателем, но он может назначать для специалистов доплату, представленную компенсацией. Она не может выступать частью оклада.

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и настоящего Положения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7 , , и настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1 Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

Г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

(см. текст в предыдущей редакции)

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

(см. текст в предыдущей редакции)

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания

В ст. 105 ТК РФ говорится о том, что при выполнении работ особого характера, а также работ, имеющих различную интенсивность труда в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. Но при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать продолжительность ежедневной работы. Разделение рабочего дня на части должно производиться работодателем путем издания локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Содержание действующего законодательства позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать законным и обоснованным разделение рабочего дня на части.

Во-первых, требуется доказать издание приказа о разделении рабочего дня на части полномочным представителем работодателя с соблюдением процедуры учета мнения профсоюза, действующего организации. Полномочным представителем работодателя при издании данного приказа выступает лицо, имеющее такие полномочия в соответствии с учредительными документами.

Издание локального нормативного правового акта о разделении рабочего дня на части без прохождения процедуры учета мнения профсоюза организации, а также отказ от учета изложенных в таком мнении мотивов являются основаниями для его признания недействующим в судебном порядке.

Во-вторых, требуется доказать законность и обоснованность издания локального нормативного акта о разделении рабочего дня на части. Закон связывает введение данного режима работы с особым характером работы либо с изменением интенсивности труда в течение рабочего дня (смены). В связи с чем законным может быть признан приказ, в котором указаны конкретные особенности работы, которые вызывают необходимость разделения рабочего дня на части. Особый характер работы может быть связан с отсутствием возможности выполнять трудовые обязанности в течение рабочего дня. Например, весьма сложно убирать служебные помещения в присутствии сотрудников. В связи, с чем рабочий день по уборке помещений может быть разделен на части. Первая часть рабочего дня может протекать до начала работы в организации, а вторая - после его окончания.

Законным основанием для разделения рабочего дня на части названо изменение интенсивности труда в течение рабочего дня (смены). В связи с чем законным может быть признан приказ о разделении рабочего дня на части, в котором конкретно указаны промежутки рабочего дня (смены), требующие наиболее интенсивной работы. Характерным примером использования данного основания является работа городского пассажирского транспорта.

Для признания приказа полномочного представителя работодателя обоснованным особый характер работы, требующий разделения рабочего дня на части, либо изменение интенсивности работы в течение рабочего дня (смены) должны быть подтверждены относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами. В качестве доказательств в данном случае могут быть использованы инструкции о выполняемых работниками трудовых обязанностях, сведения о потоке пассажиров в течение рабочего дня.

В-третьих, разделением рабочего дня на части признается установление приказом работодателя перерыва или перерывов в течение рабочего дня (смены), продолжительность которых превышает два часа. Перерыв в течение рабочего дня, не превышающий двух часов, в соответствии со ст. 108 ТК РФ признается перерывом для отдыха и питания. Поэтому установление перерыва в течение рабочего дня продолжительностью более двух часов признается разделением рабочего дня на части.

При разделении рабочего дня на части также используется поденный учет рабочего времени, поскольку ст. 105 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить соблюдение установленной нормы часов работниками с данным режимом труда ежедневно. Следовательно, любое превышение данной нормы должно признаваться работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Режим рабочего времени представляет собой порядок распределения работы предприятия в течение суток, календарной недели, месяца.

Порядок распределения рабочего времени в течение суток предусматривает число рабочих смен, время начала и окончания работы в каждой смене, время перерывов (для приема пищи, технологических и др.), ненормированный рабочий день, гибкий график работы, чередование рабочих и нерабочих дней, разделение рабочего дня на части, неполный рабочий день (смена).

Для отдельных категорий работников может устанавливаться ненормированный рабочий день, при котором допускается выполнение работы сверх установленной продолжительности рабочего дня. При этом выполняемая работа не считается сверхурочной.

Для отдельных категорий работников или коллективов подразделений предприятий как при приеме на работу работников, так и в последующем может устанавливаться гибкий (скользящий) график работы. При этом время начала и окончания рабочего дня определяется по соглашению между работником и администрацией.

С целью более эффективного использования оборудования и увеличения выпуска продукции либо в случае, если длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, допускается введение 2, 3 и 4-сменной работы.

Законодательство о труде предусматривает три основных вида учета рабочего времени: поденный, недельный, суммированный. При каждом из этих видов учитывается отработанное время за каждый рабочий день.

Статьи по теме: