Урок литературы толстой акула с презентацией. Презентация на тему "Л.Н. Толстой "Акула"". Артиллерист стреляет из пушки

Цели:

  1. Продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.
  3. Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения.
  4. Создавать условия для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
  5. Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).

Оборудование:

  1. Учебник «Родная речь», часть 1.
  2. Толковый словарь С.И.Ожегова.
  3. Свеча.
  4. Выставка книг Л.Н.Толстого.
  5. Презентация к уроку:
    • Выставка детских рисунков.
    • Портреты Л.Н.Толстого художника И.Н.Крамского, И.Е.Репина.
    • Памятки с объяснением новых слов.
    • Портрет главного героя (артиллериста).
    • Игра «Синонимы и антонимы».
    • Видеозапись детских высказываний о писателе.
    • Аудиозапись классической музыки Л.Бетховен «Адажио контабилье», Ф.Лист «Грёзы любви».
    • Большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мифодия.

Ход урока

I. Организационный момент .

Эмоциональный настрой.(На доске изображение солнышка)

Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.

II. Изучение нового материала.

1. Мотивация. Постановка целей урока.

Чтобы узнать о каком писателе пойдёт речь на уроке, посмотрите, пожалуйста, видеозапись.(видеозапись детских высказываний о писателе).

Как вы считаете, о каком писателе шла речь? Объясните, почему?

Почему мы решили сегодня говорить о нём?

На доске открывается имя писателя и его портрет. Дети рассматривают портрет писателя. Слушают дополнительную информацию о писателе и художнике, приготовленную учителем.

Этот замечательный портрет Л.Н.Толстого был написан великим русским художником И.Н.Крамским в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший портрет, созданный художником. Второй портрет написан великим русским художником И.Н.Репиным.

Ребята, обратите внимание на замечательные иллюстрации, которые вы нарисовали ещё в 1 и 2 классе. Что вы можете о них сказать? (Все иллюстрации к изученным произведениям Л.Н.Толстого)

2. Подготовка к восприятию.

Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

3. Предварительная словарная работа .

В этом произведении вам встретятся новые слова.

Ребята, обратите внимание на доску.

Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).

Задание: 1 ряд ищет в толковом словаре значение слов: артиллерист и палуба – зачитывают всему классу.

Задание для остальных учеников: у вас на столах есть памятки с объяснением значения остальных слов (фитиль, ропот). Прочитайте их самостоятельно, вслух.

4. Первичное чтение произведения учителем.

Под музыкальное сопровождение. (Л.Бетховен «Адажио контабилье».)

Пауза для эмоционального восприятия.

5. Физминутка – релаксация.(звучит музыка)

Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.

6. Сообщение темы урока.

А как бы вы назвали это произведение?

Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.

Открывается название рассказа на доске.

7. Работа с Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия (мультимедио).

Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.

Ребята, расскажите, какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа и когда вы слушали и смотрели сообщение об акулах?

Так же вы переживали или нет?

Л.Н.Толстой заставил нас переживать тревогу и волнение, которые переходят в страх.

8. Повторное самостоятельное чтение учащимися художественного произведения вполголоса.

9. Электронная физминутка для глаз «Чунга-Чанга».

10. Анализ художественного произведения.

Почему рассказ называется «Акула»?

Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ. (артиллерист)

Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?

Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.

Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста»?

Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.

Посмотрите, как его изобразил художник?

На доске открывается портрет артиллериста.

Что можете сказать о портрете? Кто хочет высказать своё мнение?

На доске появляется характеристика героя:

  • сильный духом
  • мудрый
  • мужественный
  • опытный
  • находчивый
  • решительный
  • смелый
  • бывалый

11. Игра «Подбери синонимы и антонимы»

Ребята, давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы?

На доске появляются правила и задания по рядам(работа в группах):

Подобрать синонимы к данным словам:

Подобрать антонимы к данным словам:

1 ряд 2 ряд 3 ряд
храбрый спасти радость

Проверка.

12. Вывод.

Так кто же главный герой этого рассказа?

О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!» - появляется надпись на доске.-Вы согласны?

III. Итог урока.

Что показалось вам особенно интересным?

Кому на уроке было трудно? Почему?

Оценивание ответов учащихся(с аргументацией).

IV. Домашнее задание.

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

  • придумать продолжение рассказа
  • приготовить пересказ по картинкам
  • нарисовать иллюстрацию
  • пересказать по плану учебника
  • сочинить стихотворение об акуле

V. Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

На доске слайд: девочка со свечой.

У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.

Зажечь свечу.

Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.

«Когда я слышу – я забываю , Когда я вижу – я запоминаю , Когда я делаю – я понимаю

Китайская пословица


Фамилия писателя

Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й


Произведения Л.Н. Толстого

О природе

О людях, о детях

рассказы


Название рассказа

А фрика

к упался

у плыл

л юбовался

а ртиллерист


Тема урока:

Лев Николаевич Толстой «Акула»


Цель урока

1) познакомиться с творчеством ____________________ и его произведением

«_______________»;

_____________________________ и анализировать его;

3) составлять ____________ пересказа произведения.


ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)


Словарная работа

ПАЛУБА - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

МАТРОС - моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой флота, а также служащий команды.

АРТИЛЛЕРИСТ - военнослужащий артиллерии.

АРТИЛЛЕРИЯ – огнестрельные орудия (пушки, миномёты, гаубицы), род войск.

ПАРУС - укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

ФИТИЛЬ - жгут из мягкого материала, пропитываемый каким-нибудь составом. Горящий шнур для воспламенения зарядов




1.Купальня в парусе /спокойствие

4.Выстрел / ужас

2.Мальчики в открытом море /волнение

5. Тишина / волнение, отчаяние

6.Дети спасены /радость и облегчение

3.Акула /тревога, страх


План пересказа произведения

1. Остановка корабля.

Команда: «Купаться!»

  • Купание в море .

3. Появление акулы.

4. Артиллерист стреляет из пушки

5. Спасение мальчиков .


Характеристика героя

  • сильный духом
  • мудрый
  • опытный
  • мужественный
  • находчивый
  • решительный
  • смелый
  • бывалый

Групповая работа Подбор синонимов

1 группа 2 группа 3 группа

Смелый Мудрый Радость

Опытный Проворный Страх


Домашнее задание

  • Перескажи текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.

2) Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду.


Итог урока

Чему мы научились на уроке?

Что нового узнали?

О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула»?


Спасибо за урок!

Класс: 4

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные : продолжать знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, совершенствовать технику чтения, учить составлять характеристику героя.
  • Развивающие : развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание через постановку целевого вопроса, развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристик героев, развивать положительную мотивацию через формулирование четких дидактических задач, расширять и обогащать словарный запас.
  • Воспитательные : воспитывать интерес к чтению художественных произведений через составление характеристики героя, воспитывать смелость, решительность.

Оборудование: компьютерная поддержка, географическая карта мира, учебник, предметные картинки с изображением корабля, пушки, палубы, якоря, хобота, артиллериста.

Ход урока

1 этап: постановка целей и задач урока.

ОДЗ: сообщить детям тему и основные цели урока, активизировать познавательную деятельность, создать положительную мотивацию.

УЗ для учащихся: – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого “Акула”, будем читать рассказ, учиться его анализировать, для того чтобы определить основную мысль этого произведения и составить характеристику главного героя.

2 этап: проверка домашнего задания.

ОДЗ: проверить качество самостоятельно выполненной работы учащихся.

Вид работы: фронтальная беседа по содержанию.

УЗ для учителя: проверить степень усвоения детьми биографии Л. Н. Толстого.

УЗ для учащихся : - Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

Практическая задача: - Для этого вернемся к рассказу “Детство Л.Н. Толстого”

Организация: - Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).

Прочитайте, в чем состояла тайна?

Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).

ОРК: - Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.

Итог этапа: - А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).

3 этап: подготовка к восприятию рассказа Л.Н. Толстого “Акула”.

ОДЗ: создать эмоциональное настроение, ввести в атмосферу описываемого, вызвать интерес к читаемому.

Вид работы: рассказ учителя.

УЗ для учителя: познакомить детей с таким материком как Африка, формировать у детей представление об акулах.

УЗ для учащихся: - Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка

ПЗ: - Слушайте внимательно.

Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

Итог: - Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

Вид работы: словарная работа.

УЗ для учителя: расширить словарный запас учащихся, научить использовать новые слова в речи.

УЗ для учащихся: - Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи.

ПЗ: - Для этого мы проведем словарную работу.

Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают.

  • Африка - показ
  • Пустыня Сахара - на карте
  • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
  • Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
  • Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
  • Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
  • Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

(Показ предметных картинок.)

Итог этапа: - Итак, мы с вами выяснили лексическое значение некоторых слов, тем самым подготовились к чтению рассказа.

4 этап: первичное восприятие Л.Н. Толстого “Акула”.

ОДЗ: организовать целостное эмоциональное восприятие произведения.

Вид работы: чтение учителем.

УЗ для учителя: (совпадает с ОДЗ)

УЗ для учащихся: - Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушаете внимательно и скажите, в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

Вид работы: беседа по целевому вопросу.

УЗ для учителя: выяснить степень эмоционального восприятия произведения.

УЗ для учащихся: - Итак, в какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?

(- когда заметили акулу с палубы;

Когда мальчики старались уплыть от акулы;

Когда артиллерист выстрелил).

Итог этапа: - Я вижу, что вы меня внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленный вопрос.

5 этап: повторное чтение, анализ.

ОДЗ: формировать навыки чтения через многократное перечитывание, учить анализировать литературное произведение, формировать представление о единстве формы и содержания.

Вид работы: техника чтения.

УЗ для учителя: совершенствовать технику чтения, вырабатывать умение на слух определять место ударения в слове.

УЗ для учащихся: - Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы ее допустили ошибок.

Практическая задача: - Для этого выполним такие упражнения:

Посмотрим на доску.

Вы ничего не заметили.

А что необходимо в этих словах?

а) Прекрa"сный – прe"красный – прекрасны"й.

б) Топлe"нной – тo"пленной – топленнo"й.

в) Послы"шался – послышa"лся – послышался".

Организация: - Читаем пирамиду слов, будьте внимательны.

  • закат
  • крикнул
  • отставать
  • наперегонки

Угадайте, какие слова написаны (чтение зашумленных слов).

в ы т я г и в а л и с ь п е р е г н а л

п р и ц е л и л с я

Организация: - Старайтесь выполнить упражнения тщательно.

ОРК: - Молодцы, мы проработали все слова, теперь можно приступать к чтению.

Вид работы: чтение рассказа по частям и анализ.

УЗ для учителя: учить анализировать текст, составлять характеристику героев.

УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста.

ПЗ: - Для этого составим таблицу.

Итак, читаем 1 часть.

Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? (погода изменилась, стало душно).

Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)

Итак, мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист.

Как вы думаете, как он относился к своему сыну? Докажите текстом. (любовался на сынишку, любил его)

Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац.

Как Толстой называет акулу? (морским чудовищем)

Почему? (страх, опасность).

Читаем 3 часть.

Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).

Насколько эффективно было это решение?

Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? (Схватил ужас, оцепенел от ужаса, страх)

Найдите слова в тексте, которые показывают, как действуют матросы (быстро, неслись).

Могли их действия спасти мальчиков? (нет).

Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает? (мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны).

Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”, почему автор использует именно это выражение? (артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).

А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? (замерли от страха и ждали что будет).

Какой из этого можно сделать вывод? (что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).

Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый (нашел единственный правильное решение), решительный (решил произвести выстрел), самообладание (смог проделать все действия для выстрела)

Читаем 4 часть.

Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? (не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела)

Запишем в таблицу.

Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам? (нет, так как автор говорит, “что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза”)

Вид работы: анализ иллюстрации.

УЗ для учителя: учить выделять и анализировать информацию.

УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.

ПЗ: - Внимательно рассмотрите иллюстрацию на странице.

Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)

Как вы думаете, что художник нарисовал, ориентируясь на текст произведения. А что привнес своего? (текст – расположение объектов, свое – цвет, обстановка).

Читаем 5 часть

Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?

Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? (встал и открыл глаза, т.к. когда услышал радостный крик, понял, что все хорошо).

Что он в это время чувствовал? (облегчение)

6 этап: обобщающая беседа.

ОДЗ: подвести к формулировке основной мысли произведения.

Вид работы: обобщающая беседа

УЗ для учителя: составить характеристику героя и с помощью характеристики подвести детей к формулированию основной мысли произведения.

УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся составлять характеристику героя и формулировать основную мысль произведения.

ПЗ: - Вернемся к таблице, что можете сказать об артиллеристе?

Каким он был?

Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации? (решительность, находчивость, самообладание)

В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

7 этап: домашнее задание.

8 этап: подведение итогов урока.

ОДЗ: придать уроку логическую завершенность.

Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

  • ОДЗ – общая дидактическая задача.
  • УЗ – учебная задача.
  • ПЗ – практическая задача.

Ход урока

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успехов в уроке. Я хочу, чтобы хорошее настроение и желание трудиться сохранилось у нас на протяжении всего урока.

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное морское путешествие. А на каком транспорте мы можем туда попасть?(предположения детей)

Я предлагаю вам отправиться вот на этом красивейшем паруснике(слайд).

Но чтобы попасть на этот корабль и проверить, готовы ли вы к путешествию необходимо пройти небольшое испытание виде проверки д/з:

Давайте вспомним:

С детством, какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (портрет - презентация)

Где родился и провел свое детство Л.Н.Толстой?

Что вспоминает Л.Н.Толстой о своей матери? (зачитать)

Сколько детей было в семье Толстовых? (5 детей)

Кто был заводилой в играх детей? (Николай)

Что еще узнали о нем?

В чем заключалась тайна, о которой объявил

младшим Николай? (прочитать)

Что вы можете сказать о зеленой палочке?

Как относились дети ко всем этим тайнам?

(верили, трепетали, с важностью)

Итог: Став взрослым Лев Николаевич Толстой не перестал верить, что есть истина, и она будет открыта людям, и люди будут счастливы, не будет зла. И всю свою жизнь Толстой приносил добро людям.

Эта игра запомнилась будущему писателю на всю жизнь. По его просьбе он был похоронен в том углу парка, где в детстве искал «зеленую палочку».

(показ фотографии - презентация)

Так в Ясной поляне он устроил школу для бедных крестьянских детей. Сам для них написал Азбуку, другие книги. В этих книгах было много рассказов, басен, сказок. С многими его произведениями вы уже познакомились.

Вспомните их. Назовите книги, которые вы уже читали? (выставка книг - презентация)

(Дети вспоминают:«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Как мальчик рассказал про то, как его в лесу застала гроза», «Котёнок», «Филиппок».)

-Отлично… С первым испытанием вы справились и я вас приглашаю на борт корабля.

Посмотрите…на борту корабля вас приветствует капитан. Вы получаете от него бортовые журналы(лежат на столах).Давайте посмотрим, какие открытия нам предстоит сделать сегодня….

Бортовой журнал

- познакомиться с новым произведением Л.Н Толстого и его литературными героями;
- научиться анализировать их поступки;
- научиться понимать мотивы их поведения, давать им оценку.
Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

Итак, в путь…гудок ….слайд мы плывем кругом море, вокруг много морских жителей…Каких?

(ответы детей)

А что вы знаете про акул?(сообщение Насти)

- Акула – страшная хищница моря. Это слово с ненависть произносят моряки и рыбаки . О чень древние рыбы . Они очень быстро плавают. Акулы отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Но не все акулы хищники. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы наносит серьезные раны. Иногда акулы могут нападать на людей . На людей акула нападает чаще всего, когда вода в море теплая, свыше 18 0 .

Что нового узнали об акулах?

Я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить. Он так и называется « Акула»

И посмотрите, мы приближаемся к берегам материка, который называется

Африка(слайд)

Учитель: - Плаванье на кораблях было долгим, по несколько месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем из рассказа одного старого артиллериста. Но для того,чтобы понять его рассказ мы должны узнать значения некоторых слов, которые нам не совсем понятны….

Давайте выясним их значение.

Найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложенных.

Слайд

артиллерист – а) военнослужащий

б) спортсмен

полотно - в) слабое освещение

г) льняная ткань

фитиль – д) горючий шнур для орудия

е) тропическое растение

ропот - ж) негромкая недовольная речь

з) классическая музыка

хобот - и) удлиненный нос

к) задняя часть орудия (для этого слова важно сказать, что оба толкования правильные, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор)

Ну а теперь сядьте поудобнее и представьте,что перед вами морские просторы,вы плывете красивом паруснике и слушаете невероятную историю,которую вам рассказывает старый артиллерист…

(прослушивание рассказа артиллериста)

Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты. Сразу же обратимся к тексту, зачитаем эти моменты и обведем овалом те слова, которые автор использовал для усиления наших чувств

С.37 1-ый абзац – акула, чудовище

2 –ой абзац - бледный, не шевелясь

3 –Ий абзац - пронзительный визг

4-ый абзац - сорвался, замерли от страха, закрыл

лицо руками

Кто первый начал действовать? Найдите, зачитайте.

Почему артиллерист смотрел на мальчиков не шевелясь, и не предпринимал никаких действий?

Там был его сын……………………………………………..

Что же заставило артиллериста броситься на помощь?

Отцовские чувства

Давайте обсудим услышанный рассказ…

Как на судне оказались маленькие мальчики?

Ответы детей

Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости. Этому есть свидетельство в рассказе. Как они плавали? Зачитайте.

+ (по тексту)

Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении?

Смелость

Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.

А еще до армии будучи маленьким мальчиком увлекался разными науками: историей, музыкой, географией, рисованием, медициной. Всю жизнь он пополнял свои знания. Имя этого писателя известно всему миру. Вот и вы теперь о нем знаете кое-что и можете угадать по портрету.

Давайте попробуем восстановить последовательность событий в рассказе…

Работа в парах(восстанови последовательность)

«Корабль у берегов Африки».

«Купание в парусе».

«Плавание наперегонки в открытом море»

«Появление морского чудовища».

«Пронзительный визг».

«Выстрел».

« Мальчики на корабле».

Проверка... чтение каждой части и ответы на вопросы; выбор рисунка с доски и прикрепление в нужной последовательности…

(Чтение первой части)

У: Где стоял корабль?

Д: Корабль стоял у берегов Африки.

У: Как Толстой описывает погоду в этот день?

Д: День был прекрасный…

(Чтение второй части)

У: Где матросы устроили купальню?

Д: Матросы, в парусе устроили купальню.

(Чтение третьей части)

У: Кто же был с матросами на корабле?

Д: Два мальчика.

У: Почему дети решили сплавать в открытое море?

Д: Им тесно было в парусе

У: Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)

У: Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Д: Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

У: Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?

Д: Это означит не сдаваться, постараться победить.

У: Что выражает лицо артиллериста?

Д: Радость. Он гордился сыном.

(Чтение четвертой части)

У: С какого слова автор начинает эту часть? Почему?

У: Что увидели матросы с палубы?

Д: Матросы увидели акулу.

У: Какими словами автор называет акулу? Почему?

Д: Морское чудовище, потому что акула - хищница.

У: Как отреагировали дети на его слова?

Д: Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.

У: С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?

Д: С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.

У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах?

Д: Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

У: Как матросы решили помочь мальчикам?

Д: Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

У: Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

Д: Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.

У: Как мы будем читать?

Д: Быстро и с чувством волнения.

У: На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

Д: Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.

(Чтение пятой части).

У: Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

У: ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

(Чтение шестой части).

У: Как подействовал визг мальчика на отца?

Д: «Сорвался», «побежал».

У: Как он все делал?

Д: Он делал все быстро.

У: Какое решение принимает артиллерист?

У: Какой будет темп чтения? Какое чувство?

Д: Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)

У: Как действует команда? Почему все замерли от страха?

У: Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

Д: Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

(Чтение рассказа до конца.)

У: Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

Д: Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

У: Какое он сейчас он испытывает чувство?

Д: Чувство счастья, успокоения.

У: Что его успокоило?

У: Как вы думаете, почему свой рассказ Л.Н.Толстой назвал Акула?

Итог урока. - 5 мин.

Кому из героев вы больше всего сопереживали?

Чему учит нас Л. Толстой этим рассказом? (Надо дорожить близкими, беззаботное поведение может довести до беды, показаны опасности, подстерегающие детей.)

Пора возвращаться к родным берегам. Наше путешествие заканчивается и впереди виднеется наш родной дом, а дома вы должны будете научиться пересказать рассказ по плану….

Посмотрите на ваши бортовые журналы и скажите все ли у нас сегодня получилось…..

У русских людей есть такая традиция: всё доброе, светлое сбудется, если это пожелание искреннее.На партах у вас чайки, на которых вы должны написать свои самые добрые пожелания самым близким, дорогим людям.И этих чаек мы отпустим,перед тем,как сойдем с борта нашего корабля… Помните, любовь побеждает всё!

Скажите,понравилось ли вам наше путешествие…

Бортовой журнал

Познакомимся с новым произведением Л.Н Толстого и его литературными героями;
- будем учиться анализировать их поступки;
- научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.
- Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

Дополнительный материал…

1.- Для кого и как закончилась эта история

1. Дети остались живы. 1. Убили акулу – животное.

2. Отец не потерял сына. 2. Поступили необдуманно.

3. Совершил поступок. 3.Заставили отца переживать.

4. Дети вынесут из этой истории

урок на всю жизнь.

Тестовая проверочная работа.
1. Автор рассказа «Акула»
а) Л.Н.Толстой б) Е.И.Чарушин в) А.С.Пушкин
2. Определи жанр произведения «Акула»
а) сказка в) стихотворение
б) рассказ г) басня
3. Отметь имя и отчество Толстого
а) Алексей Константинович
б) Алексей Николаевич
в) Лев Николаевич
4. Старый артиллерист побежал:
а) в каюту б) на палубу в) к пушке
5.Корабль стоял у берегов
а) Америки б) Африки в) Индии
6. Главный герой рассказа «Акула»
а) мальчик б) матрос в) артиллерист
7. Самый напряженный момент в произведении называется
а) завязка б) развязка в) кульминация


Проверка тестовой работы.

1 слайд

2 слайд

Образовательные: развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность. Оборудование: географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.

3 слайд

4 слайд

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

5 слайд

Проверка домашнего задания. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

6 слайд

Для этого вернемся к рассказу «Детство» Л.Н.Толстого. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»? Прочитайте, в чем состояла тайна? Как это характеризует братьев? А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?

7 слайд

Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно. Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

8 слайд

9 слайд

Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула» Словарная работа. Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

10 слайд

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

11 слайд

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

12 слайд

Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

13 слайд

Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков? Когда заметили акулу с палубы? Когда мальчики старались уплыть от акулы? Когда артиллерист выстрелил?

14 слайд

Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок. 1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй. Топлéнной – тóпленной – топленнóй. Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ. 2. оба закат отставать наперегонки

15 слайд

16 слайд

Итак, читаем 1 часть: Кто герой данного рассказа? Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом. Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент? Читаем вторую часть: Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? Как Толстой называет акулу? Почему?

17 слайд

Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает? Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

18 слайд

Что автор хотел показать этими словами? Какой из этого можно сделать вывод? Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый? Читаем четвертую часть: Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам? Анализ иллюстрации. Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129 Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? Почему вы так решили?

Статьи по теме: