Труд контрактного управляющего будет законно оплачиваться. Контрактный управляющий Кого назначить контрактным управляющим 44 фз

Контрактный управляющий – человек в бюджетной организации, занимающийся осуществлением закупок в условиях контрактной системы. Это должностное лицо, которое несет ответственность не только за осуществление закупок, но и контролирует весь процесс, включая соблюдение условий каждого заключенного контракта.

Организация имеет право выбора между контрактным управляющим или контрактной службой. Предпочтение в сторону должностного лица отдается в том случае, если объем закупок предполагает сумму, превышающую в 100 миллионов рублей, а сама компания на данный момент не имеет контракта с соответствующей службой.

Контрактный управляющий может в единственном числе осуществлять деятельность по нескольким видам закупок одновременно, но это может быть и несколько человек, за каждым из которых будет закреплен отдельный вид деятельности.

Должностная инструкция контрактного управляющего предусматривает соблюдение определенных правил, на основе которых осуществляется весь рабочий процесс и непосредственная отчетность перед организацией.

Зачем это необходимо

Профессиональная деятельность контрактного управляющего начинается с составления плана и последующего выбора поставщика. Далее должностное лицо ведет переговоры на взаимовыгодных условиях. Конечным этапом является аналитическая деятельность проведенных мероприятий и соблюдение всех условий контракта обеими сторонами. Поскольку объемы закупок крайне велики, необходимость в контрактном управляющем обоснована.

Непосредственная организация работы контрактного управляющего выглядит следующим образом:

  • руководитель организации обязан ориентироваться на ФЗ-44, который регламентирует создание контрактной службы;
  • назначение контрактного управляющего и определение количество человек, ему подчиняющихся;
  • контрактный управляющий может быть единственным специалистом или иметь небольшой штат сотрудников, каждый из которых будет заниматься определенной областью закупок;
  • создание службы и определение количества человек зависит от объема будущих закупок.

В большинстве случаев создается отдельное подразделение в муниципальном учреждении, отвечающее за осуществление госзакупок, контроль за процессом и его ведение до выполнения всех условий контракта обеими сторонами.

Как выглядит образец фз-44

Основанием для создания контрактной службы и приема на работа управляющего для руководителя организации служит ФЗ-44.

Предполагается несколько вариантов развития событий:

  • Руководитель учреждения принимает нового сотрудника на должность контрактного управляющего, с которым происходит заключение соответствующего трудового договора. Имеется возможность принять человека на другую должность, но фактическими обязанностями сотрудника будет организация и ведение закупок.
  • Руководитель учреждения назначает на должность контрактного управляющего человека из имеющегося штата. При этом происходит переоформление трудового договора с внесением новых должностных обязанностей.
  • Руководитель учреждения назначает на должность контрактного управляющего сотрудника из своего штата, но по совместительству. В таком случае в трудовой договор вносятся изменения, происходит доплата за выполнение новых обязанностей. При этом прежние функции работник выполняет на имеющихся ранее условиях.

После принятия сотрудника на новую должность издается соответствующий приказ о назначении и введении человека в курс дела.

После вступления в должность контрактного управляющего у сотрудника появляются соответствующие обязанности на основе ФЗ-44, а также по ТК РФ ст.232, при невыполнении которых предусмотрены определенные штрафные санкции.

Кроме этого, имеется и административная ответственность, поскольку должностная инструкция контрактного управляющего предусматривает материальную ответственность перед руководителем и всей муниципальной организаций.

С 2019 года на должность контрактного управляющего может претендовать только лицо с соответствующим профильным образованием в области осуществления закупок. ФЗ-44 строго регламентирует данный пункт, а также предусматривает повышение квалификации в данной области путем обучения в интервале не менее 16 часов или путем полной подготовки специалиста, что занимает не менее 250 часов.

Требования к ответственному в школе или детском саду

Требования к контрактному управляющему в школе или дошкольном общеобразовательном учреждении сводятся к соблюдению норм ФЗ-44. Кроме этого, специалист должен иметь обширное представление о работе в детских учреждениях, знать их нюансы и требования.

Общие положения

Общие положения контрактного управляющего в детском учреждении выглядят следующим образом:

  • контрактный управляющий входит в штат специалистов учреждения и является подчиненным директора школы или заведующего детским садом;
  • сотрудник должен иметь высшее профессиональное образование и дополнительное в области осуществления закупок;
  • контрактный управляющий обязан знать Конституцию страны, гражданские права и ориентироваться в бюджетной сфере деятельности, а также знать положения ФЗ-44;
  • контрактный управляющий должен отлично разбираться в тонкостях осуществления сделок по закупкам, знать нюансы их ведения и грамотно применять теоретические знания на практике;
  • осуществлять контроль за деятельность подчиненных на протяжении всего процесса;
  • профессиональная деятельность должна соответствовать требованиям российского законодательства;
  • являясь материально ответственным лицом, контрактный управляющий несет полную ответственность за свои действия перед руководителем организации, а также перед законом.

Кроме этого, основные положения для контрактного управляющего включают соблюдение техники безопасности и норм охраны труда.

Обязанности лица

Контрактный управляющей, работающий в школе или детском саду, имеет следующие обязанности:

  • составление плана будущих закупок;
  • предположение возможных изменений в план и своевременное их внесение без ущерба для финансовой стороны организации;
  • загрузка плана в единую информационную службу;
  • заключение контрактов;
  • участие в рассмотрении жалоб и претензии, возникающих в ходе работы, а также составление аргументированных возражений;
  • ведение переговоров с поставщиками на всем этапе закупки;
  • поддержание необходимого уровня квалификации;
  • соблюдение и исполнение других требований ФЗ-44, если таковые имеются в конкретном случае.

Обязанностями контрактного управляющего служат многочисленные функции, которые сводятся к грамотному и рациональному подходу осуществления закупок, а также соблюдение всех необходимых требований ФЗ-44 и иных регламентирующих актов законодательства.

Уровень квалификации

Квалификация контрактного управляющего может напрямую влиять на качество его работы, поэтому имеются определенные требования, определяющие квалификационный уровень. В первую очередь это относится к образованию сотрудника. Оно должно выть высшим профильным. Также необходимо подтверждение обучения в области закупок.

При приеме на работу большое значение играет уже имеющийся опыт работы в закупочной области. Отличное знание Конституции РФ, основных положений бюджетных учреждений, основы бухгалтерии и ФЗ-44 – все это должно говорить об уровне квалификации контрактного управляющего и, соответственно, о качестве будущей работы.

Стоит отметить, что при отличных теоретических знаниях сотрудник может показать высококлассные организаторские способности в отличие от человека с неудавшимся опытом в сфере закупок.

Порядок служебного взаимодействия

Порядок служебного взаимодействия контрактного управляющего муниципальной организации с остальными работниками строится на деловом общении, а также на установленном регламенте внутри коллективных отношений.

Проведение переговоров осуществляется исключительно в деловой обстановке. Однако, не допускается обсуждение деталей проекта закупки контрактным управляющим с другими участниками тендера, пока не выбран окончательный победитель.

В противном случае это будет считаться нарушением законодательства, если не предусмотрено иное развитие событий ФЗ-44. Это же касается проведения электронных торгов – контрактному управляющему запрещено общение с оператором с целью исключения получения преимуществ обеими сторонами.

В случае, если контрактный управляющий состоит с поставщиком в родственных связях, в браке или юридических отношениях, а совершение сделки на закупку товара предполагает получение определенной выгоды, как для одной стороны, так и другой, то об этом необходимо сообщить заказчику.

Содержание должностной инструкции контрактного управляющего

Должностная инструкция контрактного управляющего основывается на соблюдении ФЗ-44, а также подразумевает предоставление полной информации о ходе работы непосредственному руководителю и размещение ее в интернете на требуемом портале.

Все этапы проведения закупок, начиная от торгов и выбора поставщика и заканчивая предоставлением сведений об отчетности, должны быть абсолютно прозрачными и с соблюдением необходимых норм и требований.

Непосредственный контрактный управляющий должен соответствовать заявленным требованиям, иметь высшее образование, включая курсы по проведению госзакупок. Руководитель муниципальной организации со своей стороны обязан проводить переподготовку сотрудника, если это требуется, а при необходимости осуществлять контроль осуществляемой деятельности на различных этапах. Контрактный управляющий в свою очередь обязан предоставлять руководителю все необходимые данные о проделанной работе.

Должностная инструкция контрактного управляющего предусматривает составление плана будущих действий и четкое ему соответствие на всех этапах работы. При необходимости возможна корректировка плана действий, которая согласовывается с заинтересованными лицами.

Конечным этапом должностной инструкции считается заключение сделки на поставку товара, соблюдение требований всех участников процесса и осуществление условий контракта. Управляющий является материально ответственным лицом, поэтому в случае некачественного выполнения своих обязанностей может быть представлен к административному взысканию, в зависимости от степени нарушения и имеющегося умысла.

Показатели эффективности

Эффективность работы контрактного управляющего оценивается по общим и основным показателям:

Общие
  • объем и интенсивность труда, возможность проведения деятельности в экстремальных ситуациях, дисциплина работника;
  • своевременное выполнение непосредственных обязанностей;
  • качество работы – возможность применения теоретических знаний на практике;
  • профессионализм – практическое использование собственного опыта и знаний для достижения улучшения качества работы, а также заимствование положительного опыта других организаций;
  • организация рабочего процесса – рациональное использование времени и средств в отношении имеющегося контракта;
  • возможность творческого подхода к работе и способность благодаря этому выходить из сложных ситуаций;
  • понимание ответственности за проделываемую работу.
Основные
  • отсутствие претензий и жалоб за весь период работы – касается именно аргументированных недочетов;
  • заключение контрактов по закупке на максимально эффективных условиях;
  • соблюдение законодательства РФ и условий контракта;
  • соблюдение необходимых условий всех участников сделки без потери выгоды для собственной организации.

Совокупность всех показателей может говорить об эффективности проведенной работы и профессионализме контрактного управляющего.

Составляется в произвольной форме в зависимости от требований, предъявляемых к ней организацией, в которую она подается.

В чем состоят главные различия учета МСФО и РСБУ — помогут разобраться

Пример анализа финансового состояния предприятия можно посмотреть

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года имеет право осуществлять трудовую деятельность при соответствии новым требованиям в части образования. При этом необходимо понимать, когда требуется введение его должности, а когда закон не обязывает нанимать такого сотрудника.

Контрактная служба и управляющий по законам № 44-ФЗ, № 223-ФЗ

В сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством проведения закупок, необходимых для деятельности публичных органов или иных структур, действует больше императивных норм, чем в торговых отношениях между гражданами и организациями. Так, в соответствии со ст. 38 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, государственные и муниципальные органы либо казенные учреждения, осуществляющие закупки, выступающие в качестве заказчиков, обязаны создать специальную службу или передать должностному лицу функции по созданию плана и плана-графика закупок, составлению и публикации извещений и приглашений, осуществлению покупок и т. п.

При этом возможны 2 варианта решения данного вопроса:

  1. При большом объеме средств, выделяемых на обеспечение нужд публичных органов, создается контрактная служба. В качестве базы ее деятельности заказчик на основе типового положения, утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631, разрабатывает собственный регламент или положение о деятельности структурного подразделения.
  2. Если объем затрат за год не достигает 100 млн руб., а указанная служба не создана и не планируется, заказчик может передать ее полномочия и функции должностному лицу — контрактному управляющему.

При этом, как разъяснил Минэкономразвития в п. 2 приложения к письму «О направлении ответов…» от 30.09.2014 № Д28и‑1889, число управляющих не ограничивается. Заказчику не воспрещается назначить контрактными управляющими 2, 3 и более лиц, не объединяя их в единую службу, однако каждый из таких сотрудников для назначения обязан соответствовать установленным требованиям.

ВАЖНО! C огласно положениям закона «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, для осуществления больших приобретений отдельными организациями, например автономными учреждениями, государственными корпорациями и т. п., не требуется ни службы, ни управляющего, хотя запрета на их деятельность в этом случае закон также не содержит.

Не знаете свои права?

Как именовать должность в контексте квалификационного справочника — контрактный управляющий или специалист по закупкам?

При введении должности управляющего могут возникнуть сложности с ее правильным наименованием. Так, в соответствии с ответом Минэкономразвития (п. 2 приложения к письму № Д28и-1889), функции контрактного управляющего возлагаются на работника в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом. Возложение на работника дополнительных функций, составляющих работу контрактного управляющего, можно квалифицировать как изменение действующих положений трудового договора (ст. 72 ТК). Оно же обычно оформляется дополнительным соглашением, при этом должность трудящегося называется по-прежнему.

Сложнее обстоит вопрос с введением отдельной должности управляющего. Поскольку заказчиком выступают публичные органы власти или казенные предприятия, то по ст. 144 ТК для оплаты труда учитываются положения единых тарифно-квалификационных справочников работ или должностей руководителей, профессиональных стандартов. По состоянию же на конец 2017 года профессиональный стандарт управляющего все еще в процессе разработки (об этом в том числе указало Минэкономразвития в п. 4 приложения к письму № Д28и-1889). При этом приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н утвержден стандарт специалиста в области закупок для публичных нужд, приказом этого же ведомства от 10.09.2015 № 626н — эксперта в данной области.

В обоих стандартах указано, что трудящийся, выполняющий функции по обеспечению закупок или консультирование в этой сфере, может именоваться:

  • специалистом/консультантом по закупкам;
  • трудящимся контрактной службы;
  • контрактным управляющим.

Соответственно, при введении отдельной должности выбор названия остается на усмотрение заказчика. Оформление на работу производится путем заключения с работником нового трудового договора.

Какие требования к управляющему установлены в 2017-2018 годах?

Контрактным управляющим не может быть назначено любое лицо. Передача сотруднику функций будет правомерной, только если он (необходимо соблюдение одновременно всех перечисленных условий):

  1. Входит в число трудящихся организации-заказчика (письмо Минэкономразвития «О лицах, которые могут быть…» от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834).
  2. Получил дополнительное профессиональное или высшее образование в области закупок. Данное требование применяется с 2017 года в соответствии со ст. 38 и 112 закона № 44-ФЗ, ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.
  3. Не допускает конфликта интересов, т. е. не имеет близкого родства с поставщиком, выгодоприобретателем или иным контрагентом (п. 3 обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.09.2016).

Подытожим. Для приобретения товаров, получения услуг или выполнения работ в целях обеспечения нужд государства или муниципалитета на основании закона № 44-ФЗ создается специальная служба либо ее полномочия передаются одному или нескольким сотрудникам. Передача при этом возможна только в отношении тех трудящихся, что соответствуют установленным критериям, т. е. имеют нужный уровень образования, работают на заказчика и действуют исключительно в его интересах.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Контрактного управляющего

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность контрактного управляющего [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Контрактный управляющий назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Контрактный управляющий относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность контрактного управляющего назначается лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

1.5. В практической деятельности контрактный управляющий должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Контрактный управляющий должен знать:

  • Конституцию РФ, гражданское, бюджетное законодательство, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также иные нормативные правовые акты в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;
  • общие принципы осуществления закупок для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;
  • основные принципы, понятия и процессы системы закупок;
  • систему проведения закупок для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения в контексте социальных, политических, экономических процессов в Российской Федерации;
  • методы планирования при проведении закупок;
  • порядок осуществления подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов (договоров), подготовки и направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • порядок осуществления закупок, в том числе заключения контрактов (договоров);
  • критерии оценки заявок на участие в конкурсе, сравнительный анализ методов оценки заявок на участие в конкурсе;
  • эффективность размещения заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных заказов;
  • меры ответственности за нарушения при размещении и исполнении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения;
  • обеспечение защиты прав и интересов участников размещения заказов, процедуру обжалования;
  • информационное обеспечение государственных и муниципальных заказов;
  • основы трудового законодательства Российской Федерации.

1.7. Контрактный управляющий должен иметь профессиональные навыки, необходимые для:

  • выполнения работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения;
  • планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений;
  • стимулирования достижения результатов и требовательности при ведении деловых переговоров;
  • обеспечения выполнения поставленных руководством задач;
  • эффективного планирования служебного времени;
  • анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере;
  • использования опыта и мнения коллег;
  • делегирования полномочий;
  • пользования современной оргтехникой и программными продуктами;
  • подготовки деловой корреспонденции;
  • систематического повышения профессиональных знаний;
  • редактирования документации на высоком стилистическом уровне;
  • своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

1.8. В период временного отсутствия контрактного управляющего его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Контрактный управляющий осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Разработка плана закупок.

2.2. Осуществление подготовки изменений для внесения в план закупок.

2.3. Размещение в единой информационной системе плана закупок и внесение в него изменений.

2.4. Разработка плана-графика.

2.5. Осуществление подготовки изменений для внесения в план-график.

2.6. Размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений.

2.7. Информация о реализации планов закупок и планов-графиков.

2.8. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора).

2.9. Осуществление подготовки и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок.

2.10. Осуществление подготовки и размещение в единой информационной системе документации о закупках и проектов контрактов (договоров).

2.11. Осуществление подготовки и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2.12. Обеспечение осуществления закупок, в том числе заключение контрактов (договоров).

2.13. Организует обязательное общественное обсуждение закупки товара, работы или услуги в случаях, предусмотренных Законом.

2.14. По результатам обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы или услуги в случае необходимости вносит изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или организует отмену закупки.

2.15. Размещение отчетов заказчика, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2.16. Размещение иной информации и документов, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2.17. Участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2.18. Осуществление подготовки материалов для выполнения претензионной работы (на основании актов технических специалистов, начальников цехов).

2.19. Организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определение наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения.

2.20. При необходимости привлечение к своей работе экспертов, экспертных организаций (согласованных с [Наименование организации]) в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами.

2.21. Поддержание уровня квалификации, необходимой для исполнения своих должностных обязанностей.

2.22. Исполнение иных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В случае служебной необходимости контрактный управляющий может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Контрактный управляющий имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.7. Участвовать в пределах своей компетенции подготовке (обсуждении) следующих проектов:

  • технических заданий; проектной документации;
  • планов закупок;
  • планов графиков;
  • иных актов ненормативного (организационно-распорядительного) характера по вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения.

3.8. Обязан в соответствии со своей компетенцией участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов: положения о контрактной службе; графика отпусков сотрудников контрактной службы; иных актов по поручению непосредственного руководителя.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Контрактный управляющий несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Несет персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, касающиеся:

  • планирования закупок товаров, работ, услуг;
  • определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • заключения гражданско-правового договора;
  • особенностей исполнения контрактов (договоров);
  • мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
  • аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  • контроля соблюдения законодательства Российской Федерации.

4.3. Оценка работы контрактного управляющего осуществляется:

4.3.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.3.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.4. Основным критерием оценки работы контрактного управляющего является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы контрактного управляющего определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью контрактный управляющий обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

6. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности

Эффективность профессиональной служебной деятельности контрактного управляющего оценивается по следующим показателям:

6.1. Выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины.

6.2. Своевременности и оперативности выполнения поручений.

6.3. Качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок).

6.4. Профессиональной компетентности (знанию законодательных и иных нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами).

6.5. Способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты.

6.6. Творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям.

6.7. Осознанию ответственности за последствия своих действий.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

Основные понятия

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

Регламентирующие документы

В своей работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ;
  • гражданское и бюджетное законодательство;
  • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
  • должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения или положение о контрактном управляющем 2018 года.

Приказ о назначении

Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма также не разработана, поэтому можно составить его в свободной форме на бланке организации.

В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

Должностные обязанности

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ заключаются в следующем:

  • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
  • проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

Пример должностной инструкции

При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Кто такой контрактный управляющий и какие у него обязанности

Лобанова
консультант по управлению закупками
Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Деятельность государства по борьбе с коррупцией и за повышение прозрачности бюджетных расходов требует определенных жертв. Результатом такой борьбы становится усложнение отдельных хозяйственных операций. Как следствие, чтобы остаться на плаву, учреждениям приходится постоянно повышать квалификацию ряда специалистов, а при необходимости и вводить новые штатные должности.
При этом перед руководителем встает вопрос: какие должностные обязанности возложить на работника, а также нужно ли создавать отдельное самостоятельное подразделение для реализации норм законодательства?

Будущее — за профессионалами!

О том, что в государственных и муниципальных учреждениях закупками должны заниматься профессионалы, мы уже рассказывали на страницах нашего журнала. Ни для кого не секрет, что у большинства заказчиков регламентированные закупки являются дополнительным процедурным обременением. Прежде всего, это связано с нехваткой квалифицированных кадров и высокой степенью текучести кадров в закупках.
Однако, решив принять на работу квалифицированного в области закупочного законодательства специалиста, руководитель учреждения должен решить ряд вопросов:
— какой объем работы поручить такому специалисту;
— достаточно ли объема работы для одной штатной единицы или нужно открыть несколько ставок;
— как проконтролировать выполнение специалистом/специалистами выполнение соответствующего объема работы?
К сожалению, в настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендованные или утвержденные соответствующими органами исполнительной власти рекомендации по установлению численности и определению сложности и объемов выполняемых закупочными специалистами работ. Следовательно, определенные исследования в этом направлении государственные и муниципальные учреждения должны провести самостоятельно.

Объем закупок

Начинать такие исследования следует, прежде всего, с определения объема осуществляемых конкретным учреждением-заказчиком закупок товаров (работ, услуг).
Заказчик, чей совокупный годовой объем закупок превышает сто миллионов рублей, обязан создать контрактную службу, при этом создание отдельного структурного подразделения как штатной единицы не является обязательным. В иных случаях заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

Re: Включение контрактного управляющего в штатное расписание

AlenaKukolkina » 08 сен 2016, 15:24

AlenaKukolkina писал(а):Необходимо ли включать контрактного управляющего в штатное расписание? Необходимо ли вводить отдельную штатную единицу?

Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (см. ч.ч. 1 — 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
Поэтому возложение на работников функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, возможно только в соответствии с трудовым законодательством (см. также ответ на вопрос 2 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782, должностное лицо, на которого возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования должностей в штатном расписании. Соответственно, заказчик может как вводить в штатное расписание отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего, так и не делать этого.
В зависимости от того, вводятся ли в штатное расписание отдельные должности, различаются и способы возложения на работников контрактной службы, контрактного управляющего необходимых функций и полномочий. При этом новые штатные единицы могут вводиться как в случае образования контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения, так и в случае, когда такое подразделение не образуется. Кроме того, в каждом из названных случаев можно возложить обязанности работника контрактной службы на уже работающего сотрудника.
Более того, по мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 04.06.2015 N Д28и-1514, функциями контрактной службы может быть наделено уже существующее структурное подразделение, причем оно не обязательно должно носить наименование "контрактная служба" в штатном расписании (см., например, п. 5 Положения о контрактной службе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2014 N 51, в соответствии с которым контрактной службой является отдельное структурное подразделение — Департамент управления делами).
Рассмотрим каждый из способов возложения на работников указанных в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ функций и полномочий.

Контрактная служба по 44-ФЗ и контрактный управляющий

В штатном расписании заказчика введены отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае подразумевается наличие в штатном расписании заказчика самостоятельных штатных единиц.
Занятие вакантных штатных единиц работников контрактной службы, контрактного управляющего может быть произведено любым из предусмотренных Трудовым кодексом РФ способов, а именно путем:
— заключения c работником трудового договора по основному месту работы или по совместительству (внутреннему или внешнему);
— перевода уже работающего сотрудника на соответствующую должность в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 — 72.2 ТК РФ.
Также возможно поручить уже работающему сотруднику дополнительную работу по должности работника контрактной службы или контрактного управляющего путем совмещения должностей в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В такой ситуации штатная единица останется вакантной.
Во всех этих случаях работа по должности работника контрактной службы, контрактного управляющего является оплачиваемой (часть первая ст. 15, часть первая ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).

2. В штатном расписании заказчика не предусмотрено отдельных должностей работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае выполнять обязанности работников контрактной службы, контрактного управляющего могут только уже работающие на других должностях работники заказчика.
Если изначально должность работника не предполагает выполнение функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, то в рамках трудовых отношений необходимо изменить условия трудового договора по соглашению сторон в обычном порядке в соответствии со ст. 72 ТК РФ, а также должностную инструкцию. Изменение заработной платы в этом случае также производится по соглашению сторон. При этом нормы Трудового кодекса РФ, обязывающие увеличить заработную плату при изменении круга обязанностей работника, отсутствуют.
Если же трудовые обязанности, выполняемые работником в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией, не отличаются от тех, которые он должен выполнять после получения статуса работника контрактной службы или контрактного управляющего, то с точки зрения Трудового кодекса РФ трудовая функция не меняется, а значит, отсутствует необходимость внесения изменений в ранее заключенный с таким работником трудовой договор.
Тем не менее внести изменения в трудовой договор в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ, потребуется, если принято решение о:
— переименовании должности работника;
— переименовании структурного подразделения, в котором работает сотрудник, если условие о структурном подразделении является условием трудового договора.

Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н.
Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, данные профессиональные стандарты обязательны к применению. Следует отметить, что указанные профстандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона N 44-ФЗ. Так, например, в отношении работников, выполняющих обязанности, отнесенные к отдельным обобщенным трудовым функциям, предусмотрены требования к опыту работы. Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон N 44-ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 N Д28и-1744.AlenaKukolkinaСпециалист Государственного комитета РТ по закупкам Сообщения: 450Зарегистрирован: 01 июл 2014, 10:34

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).

1. Кто такой контрактный управляющий?

Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 .

Приобрести книгу контрактного управляющего можно .

2. Контрактная служба или контрактный управляющий?

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей , создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.

3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:

  1. разработка , подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в плана закупок и внесенных в него изменений;
  1. разработка , подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
  1. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  1. осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  1. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  1. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  1. иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного .

Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.

4. Контрактный управляющий требования к должности

Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция

У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:

  • введение новой должности в штатное расписание организации;
  • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
  • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

  • Специалист по закупкам;
  • Ведущий специалист;
  • Работник контрактной службы;
  • Контрактный управляющий;
  • Консультант по закупкам;
  • Заместитель руководителя подразделения;
  • Руководитель подразделения;
  • Руководитель контрактной службы;
  • Советник;
  • Руководитель.

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:

  • Консультант по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Эксперт по закупкам;
  • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • Контрактный управляющий;
  • Руководитель контрактной службы.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .

8. Поиск вакансии контрактного управляющего

Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:

  1. www.hh.ru (HeadHunter);
  2. www.superjob.ru (SuperJob);
  3. www.rabota.ru (Rabota);
  4. www.job.ru (Job);
  5. www.avito.ru (Avito).

Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.

Иногда подобные объявления размещаются на или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Статьи по теме: