Типы проектов. Виды проектов Описание презентации Презентация Проектная и исследовательская деят. по слайдам

Контролировать и оценивать свои достижения В качестве основной цели обучения в стандартах определяется «развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности». Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.Г. Асмолова. Из их исследований следует, что развитие учащихся зависит от характера организации их деятельности, направленной на становление сознания ученика, его личности в целом.


ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности. «зачет/незачет» т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале; «хорошо», «отлично» оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.


Уровни усвоения знаний Первый уровень: воспроизведение и запоминание Второй уровень: применение знаний в знакомой ситуации по образцу Третий уровень: применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески Уровни сформированности способов действий Первый уровень: следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так. Второй уровень: действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи Третий уровень: преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту Уровневый подход


Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения




Проект – детально описанный прообраз будущего объекта, вида деятельности. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проектирование – деятельность, связанная с придумыванием нового способа решения проблемы, преодоления трудности.


Временные особенности Краткосрочность (реализуется ради конкретного дела) Признаки проекта Содержание Постановка проблемы Цели и задачи, управление и кадры содержание и методы, результативность бюджет Смысловая нагрузка Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по её улучшению Образное представление «Стрела, попавшая в цель»


Типология проектов В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта.




Практико-ориентированный Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.


Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в сети Internet, видеоролик, социальная реклама, буклет.


Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.


Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.


Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, школьники берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.


Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой проектировщик вступает в конструктивное взаимодействие с миром и с социумом; через которую формируются социальные навыки


Отличие проектной деятельности от исследовательской деятельности цель проектирования выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конст­ руированию, моделированию и т.д. работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата проект, являясь результатом коллективных усилий на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого. для учебно- исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, нового знания деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов - является организационной рамкой исследования.


Отличие метода проекта от проектной деятельности Метод проекта - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, в результате которого учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. Продуктом может быть фильм, буклет, книжка. Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? На основании своих ответов учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список учащихся, задействованных в проекте


Сходство всех видов проектов Проект – это пять П: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое П проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.


Основные понятия Проблема (в проектной деятельности) – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Задается жизнью. Ситуация рассогласования между тем, что хочется, и тем, что есть. Это ситуация, когда недостаточно средств для достижения цели. Ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели.




Проблематика в проектном методе обучения Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.






Планирование (проектирование) определение источников информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов; установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами команды.






Границы и трудности использования метода проектов Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик раскрывающих определенную тему.


Учитель превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия. Появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.


Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема связана с формулировкой творческого названия (темы) проекта и основного проблемного вопроса. Этот этап является самым сложным для учителя в технологии организации, поскольку именно он во многом определяет стратегию развития проекта и его результативность.


Ситуация может приобрести проблемный характер, если: имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить, требуется установить сходство и различия, важно установить причинно-следственные связи, необходимо обосновать выбор, требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта теоретическими закономерностями, стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения


Особенности этапов проектной деятельности младших школьников мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).



«Проектная деятельность учителя» - Как разработать учебный проект? Презентация. Попустительская позиция. Критерии оценивания защиты проекта. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. Получается ли применять проектирование при решении профессиональных проблем? Анализ Рефлексия Итоговое корректирование. Метод проектов.

«Проектная деятельность учащихся в школе» - Классификация проектов. Цель. Деятельность учителя. Реализация проекта. Гипотеза. Тематика проектов. Образовательный потенциал проектной деятельности. Показатели успешности проекта. С каждым годом растет количество участников конференции. Оформление пакета документов по проекту. Организация областной научно-практической конференции.

«Проектирование педагогической деятельности» - Требования к инструментарию. Проектирование деятельности. Новое качество. Новое качество образования. Контрольно-оценочная самостоятельность. Внешняя оценка качества. Действия ребенка. Информационная грамотность. Формирующее оценивание. Нелинейное расписание. Профессиональные ассоциации. Деятельностный характер.

«Проектная технология на уроках» - Исследовательские компетенции. Вопросы для обсуждения. Проектная технология. Организационная компетенция. Виды компетенций. Ключевые компетенции. Обсуждение результатов. Начало работы над проектом. Главное звено темы. Растворы соды. Обязательные компоненты проекта. Задания для закрепления. Формы работы.

«Проектирование образовательной деятельности» - Профиль учащегося. Подбери длины сторон. Предметные образовательные результаты. Задачи Григория Остера. Мартовский день. Буквы заменяются разными цифрами. Результат. Особенности предметных проверочных работ. Математика. Подходы к выстраиванию мониторинга. Задания. Реши на выбор одну из задач. Проектирование деятельности.

«Значение проектной деятельности» - Формулирование дидактических целей проекта. Традиционное обучение. Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся. Формирование групп для проведения исследований. Формы классно-урочной системы образования. Подготовка презентаций по отчёту о проделанной работе. Значение проектной технологии.

Типы проектов

Проект - это процесс взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, и в тоже время определенного результата.

3 Типология проектов (по Е.С. Полат): 1.По ведущему методу или доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, ролевой, практико-ориентированный и др. 2. По предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. 3. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). 4 . По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный. 5. По количеству участников проекта: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников); групповые (между группами участников). 6. По продолжительности выполнения: краткосрочные (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные); средней продолжительности (один - два месяца); долгосрочные (до года).

Типология проектов По ведущему методу или доминирующей в проекте деятельности исследовательский, творческий, игровой, ролевой, практико-ориентированный

Практико-ориентированный Требуют хорошо продуманной структуры. Ориентированы на социальные интересы учащихся. Результатами могут быть сообщения по разделам профессионального и технологического циклов; рекомендации, справочный материал, дизайн помещений и т.д. Примеры: Любимое блюдо (рецепт и приготовление любимого блюда с комментариями на английском языке) (межпредметный, индивидуальный, краткосрочнный, внутришкольный) Пасха (оформление кабинета к празднику) (межпредметный, групповой, средней продолжительности, внутришкольный)

Исследовательский Данные проекты представляют собой мини-исследование, проводимое в любом направлении, и требуют хорошо продуманной структуры. Примеры: Family Matters (оформлением стендов о свадебных традициях британцев) (межпредметный, внутришкольный, краткосрочный, парный) F amily tree (создание семейного древа) (межпредметный, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности)

Информационный Проекты направлены на сбор, анализ и предоставление информации о каком-либо объекте. Пример: Big Ben (предоставить информацию о башне с часами) (межпредметный, внутришкольный, краткосрочный, парный) Останкино (собрать информацию о телебашне) (межпредметный, внутришкольный, краткосрочный, парный)

Творческий Х арактеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, видеофильмы и т.п. Проекты: Urban life (приготовить презентацию о городском быте англичан) (межпредметный, средней продолжительности, индивидуальный, внутришкольный) Wild life (нарисовать картинки по теме) (межпредметный,краткосрочный, групповой, внутришкольный)

Игровой или ролевой Участники данного вида проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Пример: Cinderella (приготовить сценку по сказке) (монопроект, долгосрочный, внутришкольный, групповой) День учителя (ученики в роли учителей) (монопроект, краткосрочный, внутришкольный, индивидаульный)

Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и бо­лее сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма огра­ничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, на­пример:

Воплощение (в роль человека, одушевленного или неоду­шевленного существа).

Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Информационно-творческий проект.

Информационно- тематический проект.

Информационно-экспериментальный проект.

Отчет исследовательской деятельности.

Путешествие.

Ролевая игра.

Творческий проект.

Соревнование.

Физкультурно-оздоровительный проект.

Экологический проект.

Экскурсия.

Требования Примечания
Основные слайды презентации · Титульный лист. Название темы. Раскрывающий тему подзаголовок. · Слайд с контактной информацией (фото автора, ФИО, группа) · Основные пункты презентации. Материал излагается на слайдах в соответствии с логикой изложения его в пояснительной записке к проекту. Помните, что главная задача презентации – иллюстрировать текстовой материал проекта, а не дублировать его. · Завершающий слайд. Выводы. Итоги. Кратко излагается заключение из пояснительной записки · Список источников · Титульный лист. · Допустимо совместить 1 и 2 слайды (но без фото автора) С подробным указанием исходных материалов (откуда взяли иллюстрации, звуки, тексты, ссылки). Кроме адресов из Интернета нужно ещё указывать и печатные издания.
Воздействие цвета · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Оттенки красного, бордо использовать с осторожностью
Размещение изображений (фотографий) · Материалы располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставалось свободные поля. · Размещать любой материал следует только в соответствующим образом размеченные слайды (т.е. макеты) При выборе картинки ориентируйтесь на качество- размер должен быть не менее 400х600, а если картинка занимает весь слайд (например, как фон) – не менее 1024х760
Анимационные эффекты · Анимация не должна быть навязчивой. · Не допускается использование побуквенной и аналогичной анимации текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами (из стандартного набора звуков PowerPoint) · Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п. Исключения составляет анимация динамических объектов.
Использование списков · Списки использовать только там, где они нужны. · Списки из большого числа пунктов не приветствуются. · Возможно, использовать 3 - 7 пунктов. · Большие списки и таблицы разбивать на 2 слайда. · Чем проще, тем лучше. Используйте в качестве маркеров объекты, или символы- это придаст вашей презентации оригинальность.
Расположение информации на странице · Проще считывать информацию, расположенную горизонтально, а не вертикально. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Тест форматируется по правому или левому полю, в зависимости от того слева от текста или справа расположена картинка, чтобы «уравновесить» слайд. Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране.
33% 28%
16% 23%
В левом верхнем углу слайда располагается самая важная информация.
Шрифт
  • Текст должен быть хорошо виден.
  • Размер шрифта не должен быть мелким.
  • Самый «мелкий» для презентации - шрифт 24 пт.
  • Отказаться от курсива.
  • Использовать шрифты без засечек (их легче читать): Arial, Verdana.
  • Больше «воздуха» между строк
  • (межстрочный интервал полуторный).
  • Желательно устанавливать единый стиль шрифта для всей презентации.
Способы выделения информации · Следует использовать: разные приемы, но в едином стиле: · рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, автофигуры. Если хотите привлечь внимание к информации, используйте: рисунки, диаграммы, схемы.
Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов , выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Размещать много мелкого текста на слайде недопустимо.
Звук · Музыка должна быть ненавязчивая. · И её выбор должен быть оправдан темой. Нельзя! Использовать стандартные для Power Point звуки. Печатная машинка, взрыв и т.п.…
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: · с текстом; · с таблицами; · с диаграммами и графиками · с картинками и фотографиями
Требования к завершающим слайдам презентации Последний слайд копирует первый. Не следует в презентации использовать последний слайд с словами типа «спасибо», «конец»
Основные ошибки в оформлении презентаций
· Нет титульного листа. · Нет содержания. · Линейный тип презентации. · Пёстрые фоны, на которых не виден текст. · Много мелкого текста. · Много неоправданных различных технических эффектов (анимации), которые отвлекают внимание от содержательной части. · Неоправданное использование списков. · Осторожно использовать объекты WordArt c тенями и с волной. (Не редко они затрудняют чтение текста). · Не применять подчёркивание (похоже на ссылки). · Применение курсива · Не злоупотребляйте ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Особенно в заголовках. При защите недопустимо считывание текста с презентации, т.е. напечатанный и произносимый текст не должны дублировать друг друга – помните о том, что слушатели тоже умеют читать!


Оценка проекта и защиты проекта

Слайд 2

Проект - это...1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию, может быть использован в ходе изучения любого предмета.

Слайд 3

Классификация проектов

информационный проект; исследовательский проект; обзорный проект; проект-инсценировки. По характеру результата:

Слайд 5

По профилю знаний:

монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную системы; межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время. Классификация проектов

Слайд 6

По числу участников:

личностные; парные; групповые. Классификация проектов

Слайд 7

По продолжительности:

краткосрочные - на нескольких уроках(3-6 уроков); средней продолжительности - один-два месяца; долгосрочные - до года Классификация проектов

Слайд 8

Исследовательский проект

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура проектов

Слайд 9

Творческие

предполагают соответствующее творчесткое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура проектов

Слайд 10

Ролево-игровые

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Структура проектов

Слайд 11

Информационные

Требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, её анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории Структура проектов

Слайд 12

Практико-ориентировачные

отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников Структура проектов

Слайд 13

Алгоритм работы над проектом

1. Подготовка а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения б) Побдор рабочей группы

Слайд 14

2. Планирование а) Определение источников необходимой информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) Определение способов представления результатов(форма проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта д) Распределение задач(обязанностей) между членами рабочей группы

Слайд 15

3. Исследование а) Сбор и уточнение информации(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперементы и т.д) б) Выявления(«мозговой штурм») и обсуждения альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта в) Выбор оптимального варианта хода проекта г) Поэтапное выполнение исследовательских задач.

Слайд 16

4. Выводы а) Анализ информации б) Формулирование выводов

Слайд 17

5. Представление(защита) проектов и оценка его результатов а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов(возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет) б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов(удач и неудач) и причин этого

Слайд 18

Оформление проекта

Паспорт проектной работы 1. Название проекта 2. Руководитель проекта 3. Консультант(ы) проекта 4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту 5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта 6. Возраст учащихся, на который расчитан проект 7. Состав проектной группы(Ф.И. учащихся, класс) 8. Тип проекта 9. Заказчик проекта 10. Цель проекта(практическая и педагогическая цели) 11. Задачи проекта(2-4 задачи, акцент на развивающих задачах) 12. Вопросы проекта(3-4 важнейших вопросов по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения) 13. Необходимое оборудование 14. Аннотация(актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентации, воспитательный аспект, краткое содержание) 15. Предполагаемые продукты проекта 16. Этапы работы над проектом(для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа) 17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Посмотреть все слайды

Статьи по теме: