Помощь психолога в выборе профессии (профориентация). Индивидуальная профориентация с психологом Вопросы на консультации по профориентации
Вопрос 48. Профориентационное консультирование
1. Понятие профориентационного консультирования
2. Принципы работы профконсультанта
3. Схема профориентационной консультации
4. Диагностика в профориентационном консультировании
1. Профориентационное консультирование - это специальная деятельность консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.
Профконсультирование помогает решить следующие проблемы индивидуальной занятости:
Выбор профессии;
Определение профиля профессионального обучения;
Трудоустройство;
Смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.
Профессиональное консультирование может быть:
индивидуальным, когда работа по профориентации осуществляется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей индивидуальной занятости, и в данном случае используются соответствующие методы и техники работы:
Беседы с профконсультантом;
Диагностические процедуры;
Информационные методы;
Специальные упражнения и домашние задания и т. п.;
групповым, когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в режиме группового профориентационного тренинга, и этом случае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. В связи с этим выделяются следующие сферы применения профориентационного консультирования:
Профориентация в школе;
Профориентация в службе занятости.
2. Так как профориентационное консультирование предполагает известное вмешательство консультанта в личностную сферу клиента и в некоторой степени в его жизнь, на консультанта, занимающегося данным видом деятельности, ложится серьезная ответственность.
Выдвигаются следующие профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и определяющие деятельность консультанта:
Принцип ответственности. Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;
Принцип компетентности, предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практической подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям.
В связи с этим профконсультант обязан:
Постоянно повышать свою квалификацию; « знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности;
Выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования;
Принцип добровольности, предполагающий личное желание клиента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин;
Принцип конфиденциальности, означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам. Также суждения и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений;
Принцип активности, предполагающий, что клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профконсулътанта - оказание информационной и психологической помощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения;
Принцип позитивности, означающий, что профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и слабых местах и поддерживает и стимулирует поисковую активность клиента;
Принцип лояльности, предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, являются приоритетными.
3. Консультанту , занимающемуся профориентационной деятельностью, необходимо структурировать процесс консультирования. Для этого в работе следует использовать четкую схему, позволяющую организовывать адекватное взаимодействие с клиентом на всех этапах работы и успешно решать соответствующие каждому этапу задачи.
Существует следующая схема поэтапного решения задач профориентационной консультации:
подготовительный этап, где главная задача консультанта - составление общего представления о проблеме клиента.
Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия:
Анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента;
Подбирает справочно-информационный материал, соответствующий запросу клиента; « подбирает необходимые диагностические методики;
Продумывает общую стратегию работы;
первый этап, в процессе которого решается задача формулирования профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента.
Данный этап имеет следующие характеристики:
Должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопасности и формирования доверия клиента к консультанту;
Консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консультирования по следующим критериям:
В чем заключается проблема клиента;
Каково отношение клиента к консультации и профконсультанту;
Каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента;
Каков внутренний мотив обращения к консультанту;
Каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность;
Насколько данная ситуация и проблематика клиента соответствуют профессиональной квалификации и компетентности консультанта, какова готовность консультанта к консультированию;
второй этап предполагает решение задачи выдвижения и проверки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется следующими способами:
Выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста;
Уточнение либо изменение предварительной гипотезы;
Определение пути совместного решения проблемы;
Разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения;
третий этап предполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть:
Информационно-справочной;
Диагностико-корректирующей;
Формирующей;
четвертый этап, предполагающий совместную работу консультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от поставленной цели консультант может применять и использовать:
Психодиагностические методики;
Наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценкой;
Постановку профориентационных задач;
Совместное обсуждение различных ситуаций;
Профориентационные игры и упражнения;
пятый этап предполагает совместное подведение итогов консультации, которые могут быть окончательными или промежуточными. Эта задача решается с помощью постановки консультантом специальных вопросов клиенту:
Каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала;
Достигнуты ли поставленные вначале цели;
Какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел;
В случае многоразовой консультации консультант и клиент определяют пути дальнейшей работы и намечают цели;
В случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана;
завершающий этап предполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запротоколировать следующие сведения:
Анкетные данные клиента;
Общие выводы по предварительным данным;
Первоначальное понимание клиентом своей проблемы;
Гипотезу профконсультанта;
Совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения;
Итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом;
Примечания.
4. В профессиональном, профориентационном консультировании , в отличие, например, от личностного консультирования, психодиагностические процедуры применяются гораздо чаще. Это обусловлено спецификой профориентационного консультирования, предполагающего изучение и работу с такими характеристиками личности, как познавательные способности, некоторые качества личности, которые могут быть измерены, например темперамент, а также изучение склонностей и способностей личности и соответствие их выбираемой профессии.
Применение психодиагностических процедур в профориентаиионном консультировании имеет следующие цели:
Выявление актуальных способностей и качеств личности клиента;
Выявление потребностей клиента, его мотивационных и ценностных установок",
Определение склонностей и интересов клиента;
Выявление задатков и потенциала личности, который при определенном воздействии может быть развит;
Выявление областей коррекции, то есть тех качеств и характеристик клиента, которые необходимо скорректировать;
Сравнение выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией;
Осуществление поиска подходящей профессии на основе выявленных склонностей, черт, интересов, мотивов и потребностей клиента.
Психодиагностика в профориентаиионном консультировании осуществляется по следующим направлениям:
Познавательные способности личности, куда входит изучение и диагностика памяти, внимания, восприятия, интеллекта, мышления, воображения и т. п.;
Личностные особенности, куда входят:
Эмоционально-волевая сфера;
Мотивационно-потребностная и ценностная сфера;
Самооценка и уровень притязаний;
Темперамент, черты характера;
Интересы и склонности, позволяющие выявить интерес к той или иной области профессиональной деятельности и подобрать соответствующие профессии, в которых клиент может реализовать свои интересы и склонности, например выявленная склонность клиента к работе с бумагами, а также хорошая грамотность могут позволить ему реализовать себя в архивно-библиотечном деле и т. п.
Психодиагностические методики в профориентаиионном консультировании делятся:
на общие, то есть взятые из других областей психологии. К ним относятся методики и процедуры, целью которых является изучение личностных и познавательных особенностей клиента. В этом случае консультант может использовать множество методов диагностики, например тесты, направленные на изучение самооценки, темперамента, интеллекта (интеллектуальные тесты Айзенка), мышления и других познавательных и личностных способностей, различные проективные методики, изучающие общие свойства и черты личности;
специальные, куда входят методики, разработанные специально для профориентационной работы. С помощью таких методик обычно изучаются интересы и склонности клиента, а также его направленность на определенную профессиональную сферу деятельности (ДДО, Карта интересов и др.);
компьютерные, которые могут быть как общими, предназначенными не только для профконсультирования, так и специальными, разработанными именно для целей профконсультации;
игровые, которые ориентированы на диагностику в группе и к которым относятся различные имитационные и деловые игры, позволяющие определить:
Ролевые позиции участников;
Способности к той или иной профессиональной деятельности на основе ролевых позиций и демонстрируемого поведения;
Области коррекции поведения участников, которые могут помешать реализации себя в той или иной профессиональной деятельности.
Существуют следующие правила и принципы применения психодиагностических процедур в профориентационном консультировании:
Принцип добровольности, означающий, что со стороны профконсулътанта не должно быть никаких принуждений клиента на прохождение той или иной диагностической процедуры;
Принцип компетентности и профессиональности, означающий, что:
Все методики и тесты, которые использует консультант, должны быть валидными, опробованными и четко отражать изучаемые феномены;
Профконсультант должен быть компетентен в применении диагностических методик, в том числе компьютерных;
Принцип системности, предполагающий, что результаты психодиагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основано только на результатах психодиагностики, без учета информации, полученной с помощью других способов изучения личности и проблем клиента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1 . Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. Д
Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то п ереиграть или начать заново.
Я решился на профориентацию в PROFChoice потому что хотел кардинально сменить профессию. Мне совершенно не нравится работа в банке, которой я занимаюсь, и я заинтересовался возможностью узнать, какая работа мне подходит. Оказалось — маркетолог, я согласен, это мое. Сейчас я уже ищу подходящую стажировку и стараюсь наладить связи в этой области. Планирую продолжить работу с карьерным консультантом, чтобы быстрее и успешнее, двигаться в выбранном направлении.
Вообще я примерно уже знал сферу в которой мне хотелось работать — это digital. Но у меня были большие сомнения — идти в офис и тогда какую компанию и направление выбрать, или сразу открывать свое дело. Спасибо Екатерине, мы отлично поработали и выяснили, что все-таки малый бизнес не подходит по моим личностным характеристикам. Определили профессиональное направление. Сейчас нарабатываю портфолио и прохожу собеседования. Я очень доволен заключением и профессионализмом сотрудников!
В целом скажу, что для меня, наверное, было бы намного более результативным продолжить общение с карьерным консультантом, но в силу того, что у меня время пока не позволяло сделать это, я ограничилась профориентацией. В плане исследования личности я частично услышала то, что я уже знала о себе, в этом плане я не была удивлена. Хотя расклад по типу мышления и реакции, был для меня инсайтом и очень выводы пригодятся. Т.к. мы сформулировали и структурировали, некоторые мои размышления и ценный опыт специалиста, теперь я точно знаю, какую карьеру буду выстраивать и как ее начинать.
Благодаря профориентации были определены мои сильные стороны, качества над которыми стоит поработать, психотип, тип мышления. Также выяснили какие условия работы больше всего подходят и сравнили интересующие меня специальности по переходящим навыкам, личностным качествам, эмоциональному отклику и отрицательным признакам специальностей. Узнал много интересного о себе и получил полезную информацию для карьеры. Профориентация оставила положительные впечатления.
Профориентация – это помощь человеку в выборе профессии и в поиске личностного смысла в выполняемой деятельности. С работой связана огромная часть жизни каждого человека, поэтому невозможно переоценить важность и значимость для человека этого выбора. Кроме того, профессиональная жизнь предоставляет человеку наиболее полно выявить и реализовать весь свой потенциал, все свои способности и возможности, что является высшей потребностью человека.
Выбор профессии – желанный или вынужденный, обдуманный или поверхностный – важный, поворотный этап в жизни каждого человека.
Осознанный и обдуманный подход к выбору профессии позволяет человеку создать наилучшую профессиональную историю, возможную для него.
В каких ситуациях люди чаще всего обращаются к психологу за помощью в выборе профессии?
- за подтверждением правильности своего выбора;
- из-за отсутствия явных интересов и способностей, которые помогли бы в выборе профессии;
- трудности выбора одной профессии из-за многообразия интересов и способностей подростка;
- трудности выбора из-за расхождения интересов и способностей;
- расхождение мнения о профессиональном выборе между подростком и родителями.
Типичные ошибки при выборе профессии:
- распространенные предрассудки, основанные на представлении некоторых важных профессиях как непрестижных и неприличных;
- выбор профессии под влиянием родителей, друзей, учителей;
- слабое представление об основном содержании профессиональной деятельности, увлечение только внешней, «красивой» стороной профессии (например, профессии актера, журналиста, топ-модели);
- отождествление учебного предмета с профессией, или перенос отношения к человеку, представителю какой-либо профессии, на саму профессию;
- излишняя самоуверенность или, наоборот, недооценка своих способностей и возможностей.
Воспользовавшись этой услугой психолога , Вы сможете избежать типичных ошибок, а также:
- понять, какая профессия лучше всего подходит человеку;
- выявить слабые и сильные стороны своей личности;
- увидеть реальный сценарий своей будущей профессиональной жизни;
- принять самостоятельное решение, взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Выбор профессии – право каждого человека, и никто не может это право отобрать. В трудной ситуации выбора психолог способен оказать необходимую помощь и поддержку, но решение – за подростком. Психолог будет стимулировать его принять осознанное, ответственное, но самостоятельное решение относительно профессионального выбора.
Оптант – человек, находящийся на этапе выбора профессии. Я работаю с подростками от 12 до 18 лет.
Этапы профориентации:
Первичная консультация (50 минут). Индивидуальная беседа с оптантом, выявление интересов, мотивов выбора профессии, профессиональных предпочтений.
Диагностика профессионального самоопределения оптанта: исследование личности оптанта и его профессиональных предпочтений.
Заключительная консультация (50 минут). Заключительная беседа, предоставление результатов исследования личности оптанта, рекомендации о выборе профессии и предпочтительного вида деятельности. После этого этапа оптант на основе знаний о себе и своих возможностях может сделать свой собственный, осознанный и объективно обоснованный выбор.
Цель профориентации – помочь человеку реализовать себя полностью в профессиональной деятельности, максимально раскрыть все свои возможности и потенциал.