Онлайн курс «Эффективное чтение». Как читать и запоминать: эффективные техники чтения Быстрое ознакомление с темой

Копирайтер пишет на заказ. Темы попадаются разные и это — неотъемлемая особенность профессии.

Специализация в одной или нескольких областях радикально повышает производительность копирайтерского труда. Только представьте, вам назвали тему статьи, а вы сразу же предлагаете несколько вариантов её написания. Вы не тратите время на составление плана — он уже есть в голове. На поиск материала времени уходит в разы меньше, нужно лишь уточнить некоторые детали.

Чтобы разобраться в предмете на высоком уровне, нужно проработать гору литературы. Это большая, но вполне решаемая задача, если владеешь приёмами эффективного чтения.

Что такое эффективное чтение

На этом месте рассказа у аудитории обычно возникает путаница: эффективное чтение смешивают с быстрым чтением. Но это разные вещи.

Эффективное чтение — это система техник и приёмов, которую используют для полного и глубокого изучения по книгам любой темы. Скорочтение — это умение читать быстро.

Эффективное чтение направлено на качество, на получение прочных знаний об изучаемом предмете. Скорочтение нацелено на количество — прочесть больше за меньшее время.

Предыстория. Я учился на четвёртом курсе, когда на дверях факультета появилась афиша: «Курсы эффективного чтения». Среди прочего авторы обещали увеличить полноту усвоения информации до 95%. Именно это меня заинтересовало, соблазнило и я пошёл.

Обучение продолжалось один семестр, стоило это удовольствие 25 рублей. Для сравнения: поездка на метро стоила тогда 5 копеек, буханка чёрного хлеба — 20 копеек, а моя повышенная стипендия составляла 50 рублей.

Особенностям эффективного чтения была посвящена вся первая лекция. Главное, что отличает эффективного чтеца от обычного, вот в чём: эффективный чтец всегда осознаёт цель чтения и в зависимости от неё использует разные приёмы работы с текстом.

Подготовка к экзамену и чтение детектива на отдыхе — это разные цели. Очевидно, детектив и учебник читаются по-разному. Как цели определяют способ читать яснее всего видно на примерах.

Быстрое ознакомление с темой

Цель — составить общее представление о новом предмете, ознакомиться с терминологией, понять общую логику. Для этого нужно быстро, но поверхностно просмотреть несколько книг (источников), уловить контекст, соотнести новую информацию с уже известной.

Оцениваем косвенную информацию: в каком издательстве вышла книга, год издания, объём, аннотации, информация об авторах и пр. Опытному читателю эти мелочи помогают увидеть контекст.

  • Просматриваем оглавление. Из него видно, о чём говорится в книге, насколько подробно рассмотрены те или иные вопросы.

  • Быстро просматриваем введение, начало глав и разделов, послесловие (заключение).

  • Бегло просматриваем библиографию.

  • Год издания говорит об актуальности информации, что особенно важно, если информация по теме быстро обновляется. Если книга переиздавалась, это говорит о её ценности. Если автор представлен как авторитет в своей области, это тоже плюс. Большой тираж — книга популярная, маленький — издание для специалистов. Название издательства тоже даёт крупинку информации. Например, «МИФ» — литература для саморазвития, «Наука» — научная, «Эксмо» — художественная, «Просвещение» — учебные и методические издания для школы и т.п.


    При ознакомительном чтении важно уловить главные мысли и логику изложения, подробности можно и нужно опустить. Иногда результатом этого этапа будет решение книгу не читать.

    Доскональное изучение предмета

    Типичная ситуация такого рода — подготовка к экзамену. Текст прорабатывается несколько раз, на каждом проходе используются разные приёмы (см. ниже), в результате чего полнота усвоения — запоминания и понимания — информации достигает тех самых 95%.

    Чтение для развлечения

    Такое чтение развлекает и доставляет удовольствие. Так читают художественную литературу. Спешка здесь совершенно ни к чему. Чтец смакует особенно понравившиеся фразы, а неинтересные или неудачные абзацы пропускает или прочитывает очень поверхностно.

    Быстрое чтение: обзор некоторых приёмов

    Идея скорочтения проста, как плавленный сырок: читай скоро. Быстро читаешь — можешь прочесть больше за то же или меньшее время — много прочёл — молодец. Вот некоторые приёмы, которые обещают увеличить скорость чтения.

    Борьба с регрессиями

    Проследите, как вы читаете. Периодически вы возвращаетесь назад и перечитываете уже прочитанные кусочки текста. Это называется регрессией и сильно замедляет чтение. Вывод: регрессии для быстроты вредны и с ними надо бороться. Например, волевым усилием не позволять себе возвращаться к прочитанному. Потренируйтесь — и у вас получится. Но!

    Беда в том, что регрессии нужны мозгу для усвоения информации. Устраняем регрессии — ухудшаем понимание и усвоение текста. Поэтому бороться с регрессиями, как этого требуют некоторые методики скорочтения не только не нужно, но даже вредно для понимания текста. Читать быстро вы будете, вот только в голове из прочитанного задержится мало.

    Остановка внутреннего проговаривания

    Ещё одна привычка, мешающая мчаться вперёд, — внутреннее проговаривание читаемого. Говорить быстро трудно, а значит, проговаривание нас тормозит, и с ним тоже нужно бороться.


    Один из приёмов — во время чтения держите в зубах карандаш. Он мешает внутреннему спикеру, и скорость чтения увеличивается.

    Жаль, но это тоже глупость. Проговаривание необходимо мозгу так же, как и регрессии. Напротив, чтобы трудные места текста понимались и запоминались лучше, читать их нужно вслух и громко.

    Расширение поля зрения

    Взгляд не скользит по тексту буква за буквой, он воспринимает строки порциями, обычно словами. У малоопытного чтеца строка разбивается на 5-6 мелких фрагментов.

    Квалифицированный чтец воспринимает ту же строку крупными кусками (группами слов) и у него взгляд останавливается при чтении одной строки всего 2 или 3 раза. Такое чтение действительно быстрее.

    Для него нужно развивать интуицию. По нескольким фрагментам и даже буквам слова мозг быстро достраивает его до целого. В большей или меньшей степени интуиция работает у всех. Именно она помогает нам верно понимать смысл слов, даже когда они написаны с ошибками и очепятками или сокращены до нескольких букв.

    Разведение глазных осей

    Оба глаза смотрят в одно место. «Какая непродуктивность!» — заявляют особо рьяные поборники скорости.

    Специальными упражнениями следует развести глазные оси: левый глаз пусть смотрит на левую страницу, правый — на правую. Очевидно, что скорость чтения возрастёт вдвое.

    Всерьёз обсуждать эту технику трудно. Неврологи и физиологи приведут 100500 аргументов против такого издевательства над собой. Вдобавок внимание не способно раздваиваться, поэтому понимание текста при таком чтении упадёт до нуля. Но она ярко иллюстрирует цели и средства некоторых особо оригинальных тренеров скорочтения: скорость любой ценой, скорость и есть цель.

    Приёмы эффективного чтеца

    Эффективное чтение — это не чтение в узком смысле. Это система работы с книгами, с текстовой информацией.


    Текст мало прочесть, его нужно понять и усвоить содержащуюся в нём информацию. Для работы над ним используются специальные приёмы. Замечательно, что все они нам известны ещё со школы:

    постановка вопросов к тексту,

  • тезирование,

  • пересказ,

  • конспектирование,

  • реферирование.

  • Постановка вопросов к тексту

    Это первый проход по тексту. Его цель — выяснить, о чём или о ком говорится в тексте. С точки зрения логики, на этом этапе мы определяем субъекты.

    Тезирование

    Затем мы формулируем тезисы: что говорится о тех субъектах, которые мы нашли на предыдущем этапе.

    Эти два приёма помогают проанализировать текст: выделить ключевые слова и формулировки, уточнить понимание терминов.

    Рассмотрим для примера сказку о Колобке. О чём/о ком в ней говорится: о неопытном молодом человеке, который не знает жизни, но слишком высокого мнения о своих способностях. Что говорится в сказке: невнимание к деталям, головокружение от первых успехов и неверная оценка своих сил ведут к фатальным последствиям.

    Пересказ

    Да-да, всем известный по школе пересказ — это эффективный приём работы с текстом. Прочесть, понять, пересказать.

    Здесь работает специфическое свойство мышления: если мы что-то не понимаем, мы не можем выразить это словами. И наоборот: понимание приходит вместе со словами. Помните шутку: «Сто раз объяснил, уже даже сам понял»? Она как раз об этом.

    Конспектирование

    Выжимка, краткое изложение информации, которую мы нашли в тексте. Здесь нам помогают результаты, полученные на предыдущих этапах. Мы высушиваем текст: отбрасываем лирику, повторы, сравнения и т.д. Оставляем голые факты и минимально необходимые пояснения.


    Ещё один очень важный момент: для наилучшего запоминания конспектировать нужно ручкой на бумаге. Работающие мышцы кистей рук задействуют обширные области головного мозга. Это создаёт между нейронами множество дополнительных связей и способствует прочному запоминанию информации.

    Реферирование

    На основе нескольких проработанных источников пишется реферат: в нём вся найденная информация по изучаемому вопросу сводится воедино.

    Это сложная работа. При составлении конспекта мы просто сокращаем текст: выбрасываем пояснения, повторы, устаревшую или неактуальную информацию. В реферате мы сводим вместе мысли и формулировки разных авторов, добавляем определения из словарей и т.п. Одним словом, реферат — это синтез.

    Во время такой многоплановой работы над текстом он перечитывается много раз в различном темпе и с разными акцентами. Поневоле он впечатается в память.

    Это глобальное правило — гораздо продуктивнее три раза бегло прочесть текст «по диагонали», чем один раз не спеша, тщательно, вникая в каждое слово.

    Ещё несколько важных нюансов

    Дружите со словарями. Каждое слово должно быть понятно. Значение нового или незнакомого термина необходимо немедленно выяснять. Словари и энциклопедии должны быть на расстоянии вытянутой руки.


    Повысить эффективность чтения книг помогут маленькие хитрости. Их можно применять в отношении любых произведений, хотя в большей степени они ориентированы на освоение деловой литературы. Некоторые из них могут пригодиться и в работе с документами.

    Умные мысли имеют свойство быстро улетучиваться. А в голове, как мы помним, сложно одновременно удерживать больше 7+2 единиц информации. Поэтому при чтении нужно отмечать важные фрагменты, чтобы не забыть о них и не тратить в дальнейшем по десять минут на их поиски . Всегда носите в одном портфеле с книгой карандаш и ластик: читая, подчеркивайте важные мысли, делайте пометки на полях (восклицательные знаки, вопросительные знаки, одному вам понятные «закорючки»). Записывайте свои мысли на тему прочитанного, связывайте факты, указывая источники, и так далее и тому подобное.
    Чтобы отмеченные места можно было оперативно отыскать, обзаведитесь индексационными наклейками (например, Postit.Index) - их можно клеить прямо на страницы без ущерба для книги или журнала. Края одной наклейки могут выступать за страницу, а вторая закладка может быть наклеена внутри книги на нужном фрагменте. На таких закладках можно писать гелевой ручкой, кроме того, они часто продаются наборами, содержащими образцы четырех цветов. С помощью такого комплекта можно особенно эффективно размечать читаемые книги. Альтернатива такому решению - скрепки, в том числе и цветные. А раз на скрепках ничего не напишешь, можно выработать для себя систему - установка скрепки на одну из трех сторон страницы будет означать разные степени важности информации (это применимо и для цветных наклеекзакладок).
    Если же под рукой нет никаких средств разметки, то можно просто загибать страницы, причем тоже руководствуясь условной системой приоритетов. Например, загиб верхнего угла, нижнего угла, маленький загиб или залом половины листа - все это может кодировать какиелибо условные сигналы («дочитал до этого места», «важный фрагмент», «выписать/отксерить», «пересмотреть по завершении чтения» и т.д.). Размечайте и индексируйте книги и любые печатные материалы - тогда повторный поиск заинтересовавшей вас информации не будет занимать много времени и чтение станет более эффективным.
    Все мы живем в нескольких «параллельных мирах» - это работа, хобби, семья, учеба и т. д. Неудивительно, что и наши интересы сильно расслоены. Даже частный набор профессиональной литературы может содержать, казалось бы, «несовместимые» книги. Разнообразие тем не менее полезно, хотя бы для расширения кругозора. Чтобы создать предпосылки для разнообразного чтения, необходимо предоставить себе право выбора. Поэтому не ругайте себя, когда понимаете, что читаете далеко не все, что покупаете, и многое откладываете с мыслью «надо посмотреть».
    По опыту многих активно читающих людей, для эффективного самообразования необходимо покупать в трипять раз больше литературы, чем будет в итоге прочитано . В параллельном чтении должно находиться несколько книг, чтобы можно было переключаться с одной на другую в зависимости от настроения и потребностей. Так что, не смущаясь, покупайте книги «с запасом» и создавайте себе таким образом поле для выбора и сравнения.
    В наборе читаемой литературы должны быть и книги по «вашей» теме, и труды из смежных или совсем незнакомых отраслей. Первые будут расширять ваш словарный актив (набор постоянно используемых профессиональных терминов), вторые позволят увеличивать тезаурус (набор известных вам терминов, словарный пассив).
    Дополнительное и познавательное чтение расширяет картину мира, позволяет выстраивать ассоциации и увязывать собственные знания с современным фондом знаний в отрасли или в деловом сообществе в целом. К настоящему профессионалу всегда предъявляется требование «знать все о немногом и понемногу обо всем». Не забывайте о второй части этого требования, не становитесь очень узкопрофильным специалистом и постоянно расширяйте круг общих знаний.
    Чтение должно быть занятием регулярным, а не спорадическим , поэтому возьмите себе за правило: «одна неделя - одна прочитанная книга». Понятно, что при параллельном чтении нескольких книг это невыполнимо. Понятно также, что, читая увесистый фолиант, не всегда можно найти на неделе время «упереться и осилить». Это не жесткое требование, за нарушение которого вы должны самого себя покарать. Это - намерение, которое будет подталкивать вас к обновлению набора читаемой в данный момент литературы. На место одних изданий будут приходить другие, замещая прочитанные произведения или вытесняя те, что оказались неактуальными.
    Разделяйте книги на те, что требуют серьезного, вдумчивого чтения, и на те, что можно «пробежать глазами» в транспорте или в очереди. Даже деловые книги пишутся поразному. Одни - фрагментированные, сжатые и компактные - не требуют полного погружения, их можно постоянно носить с собой, заполняя чтением незапланированные паузы. Другие - глубокие и сложные - требуют погружения в текст и интеллектуальных усилий. Такие вещи лучше читать в домашней обстановке, на выходных или перед сном, или в специально отведенное время, когда не отвлекают телефонные звонки. Но конкретное решение - дело индивидуальное: ктото любит читать «Евгения Онегина» в тесном вагоне метро, а «Маркетинг» Филипа Котлера изучать на сон грядущий, ктото - наоборот.
    Коллективное обсуждение прочитанного часто повышает ценность изучаемых мыслей и решений . Если у вас есть круг читающих друзей со схожими интересами, вам повезло. Рекомендуйте им только что прочитанные труды, отдавайте им книги (если не собираетесь тут же их перечитывать), просите также рекомендаций и пояснений, почему именно это нужно читать. Ктото уже потратил свое время на оценку книги, вы можете на этом сэкономить, и наоборот - экономьте время своих друзей. Можно завести интернетблог и писать в нем отзывы о прочитанных произведениях. Объединившись в сообщество с другими друзьямиблогерами, можно организовать таким образом виртуальный читальный клуб.
    Если же вы знаете, что ваши друзья или партнеры перегружены делами, и если вы не стеснены в средствах, то наиболее интересные прочитанные книги по бизнестематике можно покупать в нескольких экземплярах и поручать секретарю разослать их по указанным адресам. Такому подарку, даже если для него нет формального повода, наверняка будут рады. А если сопроводить его комментарием типа «Мне прочитанные мысли показалось очень интересными, был бы рад обсудить их тобой» - то продемонстрированная вами искренняя заинтересованность в общении сделает ваш подарок приятным вдвойне.

    «Я просто сижу в своем офисе и читаю книги», — именно так и никак иначе описывает свой будничный день один из самых успешных и влиятельных бизнесменов Уоррен Баффетт (Warren Buffett). Он просто сидит и читает. И советует всем придерживаться этого простого и незамысловатого распорядка.

    Согласитесь, это довольно полезная привычка. Но как привить себе эту привычку и не просто читать книги, а извлекать из них все полезное и ценное, знает далеко не каждый. Если вы успеваете прочитать по несколько книг в месяц и довольствуетесь кратковременными инсайтами, но ничего из прочитанного не применяете — считайте, что вы просто попусту тратите свое время.

    Как читать больше и успевать осмысливать все прочитанное, запоминать и применять в жизни — вот предмет спора многих исследователей. Каждый из них считает своим долгом предложить свою уникальную методику, которая поможет вам стать более совершенным в этом деле. Однако, все они сходятся в одном — чтение книг открывает перед людьми множество возможностей для роста и достижения успеха.

    О самых интересных методиках чтения книг мы и поведаем вам в этой статье. Но прежде хотим уделить внимание некоторым основам.

    Как быстро вы читаете?

    Один из наиболее очевидных ответов на вопрос «Как успевать прочитывать больше?» — научиться читать быстрее. Тема скорочтения настолько популярна, что некоторые компании (такие как Staples, например) применяют ее в своей маркетинговой кампании. К слову, вышеупомянутая Staples для продвижения электронных книг разработала и внедрила технологию, позволяющий определить вашу скорость чтения. К сожалению, для русскоговорящей аудитории текстов не предусмотрено.

    Но Staples не просто предоставляет посетителям сайта такой виджет: компания собирает и анализирует получаемые данные. Согласно этим данным, 300 слов в минуту — средний показатель взрослого человека. Другие результаты вы можете увидеть ниже:

    Средняя скорость чтения по группам: учащиеся начальной школы, 8-9 лет (Third-grade students) — 150 слов в минуту; учащиеся средней школы, 13-14 лет (Eight grade students) — 250 сл.; студенты колледжей и вузов — 450 сл; топ-менеджеры — 575 сл.; профессор университета — 675 сл.; мастер скорочтения — 1500 сл.

    Однако, поможет ли вам скорочтение прочитывать больше? Правильный ли это путь и оправдан ли он? Не всегда. В процессе чтения книг самым важным остается понимание прочитанного. Ни для кого не секрет, что люди, которые ловко управляются с полутора тысячами слов минуту, на самом деле, мало что запоминают из текста, практически ничего не осмысляя. Поэтому, если ваша скорость чтения находится на среднем уровне, не печальтесь. Постепенно наращивайте скорость, но без ущерба для понимания. Только в этом случае вы сможете нащупать верный путь к тому, чтобы успевать прочитывать больше.

    Как много вы читаете?

    Кто-то читает быстро, а кто-то читает много. Вы удивитесь, но не все люди пытаются сэкономить время на своем любимом занятии. В этом случае скорочтение - совсем не вариант. На самом деле, в данной ситуации вопрос «Как читать много?» отпадает сам собой: если человек любит читать, он посвятит этому достаточно много времени.

    Согласно результатам исследования аналитической компании «The Pew Research Center», взрослые люди в США за год в среднем прочитывают 17 книг. А сколько книг за год обычно прочитываете вы?

    Ключевое слово здесь «средний». Есть люди, которые прочитывают гораздо больше 17 книг в год. Есть и те, кто не читает их вовсе (таковых — 19%, а согласно последним данным за 2013 год — 28% американцев). Что это значит? Это значит, что если вы начнете читать больше, вы будете на голову выше одной трети населения США.

    5 методик, которые позволят вам прочитывать больше книг, блогов, статей

    1. Скорочтение: удивительная техника Тима Феррисса (Tim Ferriss).

    Его метод состоит из 2 приемов:

    1. Водить ручкой или карандашом вдоль каждой читаемой вами строки, как делают дети, когда учатся читать.
    2. Каждую новую строку начинать читать как минимум с третьего слова, а два первых слова пытаться уловить периферийным зрением. Переходить к следующей строке как минимум за три слова до конца самой строки.

    Феррисс называет эту методику перцептивным расширением:

    «Неподготовленные читатели тратят до половины возможностей своего периферийного зрения на чтение... полей. Если вы будете читать строки от начала и до конца, то будете терять около 25-50% времени впустую».

    Как видят наши глаза?

    Быть может, вы уже слышали о том, что для улучшения скорости чтения нужно использовать свое периферийное зрение. Быстрые движения глаз, так называемые саккады (быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении), происходят постоянно, пока мы читаем (с поля на начало новой строки, к примеру). Минимизировать эти прыжки — верный путь к тому, чтобы увеличить скорость своего чтения.

    Вывод: использование периферийного зрения поможет вам улучшить скорость вашего чтения. Вы не добьетесь рекордных изменений в скорости, но совершенно точно начнете читать быстрее.

    2. Новые методики Spritz и Blinkist

    Spritz и Blinkist — это две совершенно новые, уникальные методики, которые помогут вам читать не только быстро, но и меньше.

    Как было уже сказано выше, во время чтения много времени уходит на передвижение глаз. Технология Spritz полностью исключает это.

    Как это работает? Вы просто смотрите на небольшой прямоугольник на экране вашего ноутбука или смартфона, в котором поочередно, друг за другом, отображаются слова из текста. В каждом слове красным цветом выделена одна буква: так глазам проще концентрироваться на центре слова.

    Существует специальный букмарклет, который носит название OpenSpritz, и позволяет вам прочитать таким способом любой текст, который вы найдете в интернете. Ниже — пример одного из таких текстов, который читается на скорости 600 слов в минуту.

    На главной странице приложения Spzirtz вы можете попробовать эту технологию на разных скоростях и на разных языках (в том числе и на русском).

    Кроме революционной, на наш взгляд, технологии Spritz, есть и еще одна, которая называется Blankist. Вместо того, чтобы помогать читать быстрее, Blankist предлагает читать только самое важное . Программа дробит тексты на удобоваримые части. В каждой из которых заключена ключевая мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут.

    3. Не смотрите телевизор и не увлекайтесь шопингом

    Шейн говорит, что секретов в этом успехе нет. То время, которое он посвящает чтению, средний американец тратит на просмотр телевизора (35 часов в неделю), какие-либо интерактивные развлечения и шопинг (как минимум, час в неделю). Шейн исключил из своей жизни все эти необязательные действия и сэкономленное время направил на чтение. В общей сложности он читает на 43 часа больше в неделю, чем средний американец.

    4. Купите читалку

    Согласно результатам исследования «The Pew Research Center», те люди, которые пользуются электронными книгами, в среднем прочитывают за год порядка 24 книг, тогда как люди без этого устройства успевают только 15. Вопрос: хотите ли вы прочитывать в год на 9 книг больше, чем обычно? Если да, то покупайте читалку. Она легкая и удобная, и любую свободную минутку вы можете посвятить чтению. Стоит ли говорить, что при таком раскладе вы станете прочитывать гораздо больше?

    5. Читайте больше, но не читайте все подряд

    Для кого-то этот совет может показаться совсем уж нелогичным, но он взят из столь же нелогичной книги.

    Книга «Как говорить о книгах, которых вы не читали?»

    Эта книга написана профессором Парижского университета Пьером Баярдом (Pierre Bayard). В ней он повествует, что люди обычно делят все книги на те, что они прочитали, и те, что не прочитали:

    • книги, которые мы прочитали;
    • книги, которые мы просмотрели;
    • книги, о которых мы слышали;
    • книги, о которых мы забыли;
    • книги, которые никогда не открывали.

    Как знать: быть может, чтобы уметь читать больше, нужно просто взглянуть на процесс чтения несколько по-иному. Очевидно, что те книги, которые попадают в первые 3 категории, профессор относит к прочитанным. Поможет ли это вам? Попробуйте. Но мы, если честно, немного сомневаемся.

    3 эффективных способа запомнить то, что вы прочитали

    Чтобы научиться лучше усваивать прочитанное и сохранять информацию на долгие годы, нужно понять специфику работы нашей памяти. Для этого запомните 3 ключевых слова:

    • впечатления;
    • ассоциации;
    • повторение.

    Допустим, вы прочитали книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Dale Carnegie «How to Win Friends and Influence People»). Книга вам невероятно понравилась, и вы хотите запомнить так много, сколько это вообще возможно.

    Что нужно сделать? Работать на трех уровнях.

    Впечатления. Вы запомните гораздо больше, если эмоционально проработаете книгу. К примеру, некоторые главы вы можете проиграть в своем воображении, постараться почувствовать те эмоции, которые старается передать автор или о которых ведет речь. Представьте себя главным героем прочитанных глав. Вы должны создавать и управлять своими впечатлениями. Благодаря им вы и сможете сохранить большую часть информации в своей памяти. Если визуальные образы не помогают, то попробуйте зачитывать особо понравившиеся главы вслух. Сделайте так, чтобы книга вызывала у вас прилив чувств.

    Ассоциации. Метод ассоциаций известен многим, но его нельзя не упомянуть в нашем списке, поскольку он отличается рекордной эффективностью. Суть его проста: смысл прочитанного вы связываете с чем-то, что уже знакомо вам, соотносите друг с другом. Кроме того, что этот метод позволит вам лучше и четче запомнить тексты, так вы еще и лучше будете понимать их. Работает правило: объяснить что-то новое проще, если сравнить его с чем-то знакомым.

    Повторение. Повторение — мать учения. И этим все сказано. Чем чаще вы возвращаетесь к наиболее понравившимся вам книгам, тем лучше сохраните их в своей памяти.

    4 уровня чтения

    Мортимер Адлер (Mortimer Adler), философ и автор книги «Как читать книги» («How to Read a Book»), выделяет 4 уровня чтения:

    1. Элементарный.
    2. Инспекционный.
    3. Аналитический.
    4. Тематический.

    Каждый уровень основывается на предыдущем. Элементарному уровню вас обучают в школе. Инспекционный уровень — это, по факту, поверхностное знакомство с книгой или статьей, то же самое, что и «пробежаться глазами».

    Самая кропотливая работа происходит на двух последних уровнях. Аналитический уровень предполагает более тщательное знакомство с материалом. Вы буквально прочитываете книгу «от корки до корки». В ходе аналитического чтения вам придется пройти 4 этапа:

    1. Классифицируйте книгу по тематике.
    2. Кратко сформулируйте, о чем книга.
    3. Перечислите основные главы и установите связи между ними. Опишите каждую из этих частей. Раскройте ее роль для всей книги.
    4. Определите проблему или проблемы, которые автор решает в книге. Опишите их.

    Наконец, тематическое чтение обязывает вас прочитать несколько книг на одну тему и анализировать каждую из них в связи другой: сравнивать, противопоставлять, оценивать.

    По мере вашего освоения этих 4 уровней чтения, вы также будете развивать рассмотренные выше 3 способа запоминания. Разбирая книгу на части (на аналитическом и тематическом уровнях), вы закрепите в памяти те впечатления, которые от нее получили. Вдумчивый анализ схожих по тематике работ поможет вам лучше разобраться в материале и запомнить его на долгие годы.

    Делайте заметки!

    Вот вам небольшой совет: делайте заметки.

    Пишите на полях. Оставляйте закладки. После прочтения книги напишите небольшую рецензию. Потом вы сможете возвращаться к вашим записям и заметкам и освежать в памяти самые важные моменты из прочитанного.

    Важность заметок и закладок подчеркивает уже упомянутый нами Шейн Перриш:

    «После того, как я заканчиваю книгу, я откладываю ее на несколько недель. Потом я возвращаюсь к ней, изучаю все закладки и заметки, которые сделал, перечитываю главы, которые я отметил как важные. Я делаю так со всеми книгами без исключения».

    Заключение

    Запомните главное правило: книги нельзя читать, книги нужно изучать. В книгах нужно видеть инвестиции в собственное образование, а следовательно — и в собственный успех. Повальное увлечение техниками, позволяющими увеличивать скорость чтения, которые мы можем наблюдать сегодня, на первый взгляд, кажется спасительным, но и от них не будет никакого толка, если прочитанное не будет осмыслено и использовано. Учитесь правильно читать, и вы обязательно достигнете отличных результатов.

    Успехов вам и высоких конверсий!

    Начните с образов, прямо обрисованных в тексте, чтобы потом перейти к передаваемым ими идеям и смыслу - от формы к содержанию. Вообразите, что ваш мозг - это кинокамера, снимающая все в виде зримых образов. Текст книги становится как бы сценарием с описанием декораций, с персонажами, развертыванием интриги, планом действия и последовательной сменой сцен.

    1. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Точнее фиксируйте в уме конкретные ситуации, эмоции и настроение, которые они у вас вызывают. Эти конкретные образы будут живыми иллюстрациями представлямых ими идей.

    2. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин и на их сцепление. Зримо воспроизводите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте. Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.

    3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый из них несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно сформулировать ее одной фразой (часто основную идею выражает название отрывка). Исследуйте переходы от одних идей к другим.

    4. Прокомментируйте возникающие при чтении образы и воплощенные в них идеи. Такие образы отражают стиль автора и его личную ментальность. Подумайте о том, насколько автор оригинален, сформулируйте свое собственное мнение о сюжете произведения и манере письма. (Таким образом вы «запишите» текст одновременно в эмоциональный и интеллектуальный регистры памяти, что наиболе эффективно.)

    Эффективное чтение

    Это очень простой метод, который поможет вам улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и т.д.

    Чтобы чтение ваше было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто делает Что, Когда, Почему, Где и Как? К этому методу прибегают на курсах журналистики в США для большей уверенности в том, что из поля зрения учащихся не ускользнет ни один аспект какого-либо события. Вы можете использовать его при всестороннем рассмотрении любых бесед, радиопередач, сообщений или публичных выступлений. Этот метод идеально подходит для чтения газетных статей.

    Прочитав текст, держите в уме шесть вопросов: Кто тут главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как? Время от времени останавливайтесь и отвечайте на эти вопросы.

    Стратегия эффективного чтения

    Во время второй мировой войны к этому методу прибегали для быстрого развития способностей к учебе. Его цель - «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью».

    Метод оказался настолько полезным, что вошел в учебные программы многих колледжей и университетов США. Как утверждают, он дает припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в среднем 20%. Этот метод противодействует забыванию, заостряя ваше внимание на сути изучаемого, так что вы сразу выделяете основные идеи и при повторном просмотре текста уже держите в уме его структурную композицию. Он основан на упомянутых ранее принципах, но при этом в ходе чтения надо: бегло просматривать текст, задавать упомянутые вопросы, делать пометки, пересказывать прочитанное, повторно просматривать текст.

    Технология запоминания

    Выберите интересный вам текст или книгу. Важно, чтобы мотивы, побуждающие вас к чтению, были как. можно сильнее - для большей концентрации внимания. Применяйте метод в соответствии со сказанным ниже.

    Бегло просмотрите текст для выявления его главной мысли.

    Поставьте вопросы, т.е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы.

    Сделайте в тексте отметки, выявляющие его структурную композицию, и при этом постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.

    Перескажите про себя эти идеи одну за другой, останавливаясь в конце длинных абзацев. Сделайте краткие заметки.

    Тотчас повторно просмотрите текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. на внутренней структуре текста. У вас должен быть общий профиль, который нужно будет дополнить существенными деталями. Киньте беглый взгляд на свои заметки, чтобы в общих чертах сверить их с текстом и тем самым закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили.

    И наконец (это очень важно!), сделайте собственные комментарии и критические замечания. Удалось ли вам найти ответы на все поставленные вопросы? Убедитесь в том, что вы уяснили себе точку зрения автора. Дайте оценку позиции автора, отталкиваясь от его собственного контекста, попробуйте увидеть эту позицию в перспективе и посмотрите, насколько все друг с другом согласуется. Найдите возражения, неверные данные, ошибки, противоречия, предрассудки и уловки.

    При желании, с учетом цели вашего чтения, вы можете упрощать метод, опуская этап «пересказа». Беглый просмотр газет, иллюстрированных и научно-технических журналов, докладов и книг поможет вам сберечь время и усилия: вы сосредоточитесь на том, что вам наиболее интересно. Вы осознаете, как важно сразу еще раз просмотреть только что прочитанный текст: вы можете подкрепить усвоенное, лишь комментируя и обсуждая его тотчас после прочтения. Чтобы идеи улеглись в голове, отведите на это некоторое время, пока текст еще свеж в памяти, - тогда вы усвоите больше. Не ограничивайтесь простым согласием или несогласием с автором. Попробуйте выразить словами, почему ваше мнение именно таково, и в точности описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем. Если вы будете обсуждать прочитанное с друзьями, то дольше сохраните его в активной зоне вашей памяти.

    В статье я расскажу про 10 вещей, которые стоит делать, чтобы была польза от чтения книг. Вы научитесь выбирать книги для себя и запоминать прочитанное.

    Очень важно уметь выбирать книги правильно, потому что чем интереснее для читателя книга, тем лучше он усвоит ее, запомнит содержание и поймет и не забудет главную мысль, которую автор хочет донести.

    1. Планируйте чтение

    Планировать чтение нужно с умом. Не покупайте никогда сразу много книг, потому что чем больше их скопится сразу, тем меньше желание читать, как правило. От одной до трех книг за раз будет достаточно, чтобы остальные не пылились в ожидании очереди.

    Не приобретайте себе красивых книжек с картинками. Картинки отвлекают от процесса чтения и книги такие стоят намного дороже. Такая книжка станет отличным подарком для друга.

    2. Не тратье время на скучные и неинтересные книги

    Если книга на протяжении 4-5 десятков страниц вам интересна, то, скорее всего, будет интересной до конца. Не оправдывайте книгу и не думайте, что дальше будет точно лучше. Не теряйте зря времени, а лучше найдите что-то себе по душе.

    Плохая книга – хорошее средство от бессонницы.

    4. Книги – не единственный источник информации

    Помимо книг существует много других источников информации. Научные статьи, статьи из повседневной жизни или с советами на множество тем; если нет желания читать – прослушайте аудиокнигу; подписывайтесь на рассылки познавательных сайтов; следите за новостями информационных порталов. Подписывайтесь на бесплатные рассылки, проходите развивающие курсы.

    5. Полезный инструмент – карандаш

    Карандаш – Ваш указатель и инструмент для создания заметок и выделения важной информации. Хорошая книга славится содержанием умных высказываний, советов, из нее можно черпать идеи, вот для этого и нужен карандаш.

    А знаете ли Вы, что карандаш можно использовать как ускоритель чтения? Читайте о скорочтении и ускорении чтения в нашей статье: Как читать со скоростью мысли?

    Не бойтесь исписать книгу. Это делает мудрее Вас и книгу Вашей.

    6. 50 страниц каждый день

    Если регулярно следовать правилу «50 страниц каждый день», то за год заметите разницу, а именно в мышлении, разговорах, эрудиции.

    Прочитывая по 50 страниц за день, Вы будете прочитывать примерно сотню книг в год.

    Осторожно, регулярное чтение вызывает развитие!

    7. Включите в свой список книги разных жанров

    Каждый человек отдает свое предпочтение одному или нескольким жанрам, но есть люди, читающие любых авторов и любые жанры. Лучше не зачитываться только одним направлением. Внесите разнообразие в чтение.

    Читайте научные статьи, фантастику, втягивайтесь в чтение классических произведений (русских и зарубежных). Это послужит разностороннему развитию и расширению кругозора.

    8. Пишите свое мнение о произведениях

    Если вы читаете увлеченно и внимательно, вникая в суть и подробности книги, пишите о ней, пользуйтесь фразами героев, цитируйте автора. Все это подчеркнет вашу начитанность и развитие.

    Оставляйте рецензии к книгам на сайтах, чтобы люди, не знающие о книге, могли определиться с выбором, понять стоит она их внимания или нет, интересна ли будет.

    Чтение книг и использование цитат из них делает хорошим собеседником и даст возможность найти новых знакомых с легкостью.

    9. Не забывайте про заметки

    Создание заметок – верный шаг к развитию и хорошему пониманию содержания. В заметках фиксируйте интересные мысли из литературы, основные мысли произведений, цитаты.

    Главное – не забывайте про заметки. Это Ваш друг и помощник, который позволит вспомнить содержание книги и восстановить в памяти утерянные цитаты, фразы, информацию.

    Повторение – мать учения!

    10. Делитесь книгами с друзьями

    Не забывайте делиться книгами и рассказами о них с друзьями и знакомыми! Заражайте их любовью к чтению, а они других людей!

    Скорочтение за 30 дней

    Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

    Проходите развивающие курсы

    Деньги и мышление миллионера

    Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

    Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

    Супер-память за 30 дней

    Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

    Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

    Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

    Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

    Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

    Статьи по теме: