Маркетинговая логистика на примере предприятия. Организация маркетинговой логистики в ОАО 'АвтоВАЗ'. Основные функции маркетинговой логистики

Маркетинг и логистика: понятие, цели и задачи

Маркетинг и логистика рассматриваются как отдельные понятия и виды деятельности на предприятии. Но они тесно взаимосвязаны между собой.

Определение 1

Под маркетингом понимается концепция управления производством и реализации товаров, которая ориентирована на спрос.

Маркетинг – это деятельность компании, которая заключается в удовлетворении потребностей потребителей.

Определение 2

Логистика – это тоже концепция, но управления материальными, информационными и другими потоками, которая ориентирована на эффективное применение средств и потенциала компании для физического перемещения продукции внутри предприятия и вне его в целях удовлетворения потребностей потребителей в транспортных и снабженческих услугах.

И маркетинг, и логистика удовлетворяют определенные потребности людей. Цели этих обоих понятий также пересекаются и имеют что-то общее.

Главная цель маркетинга заключается в производстве и продаж той продукции, которая необходима потребителю.

Основная цель логистики строится на правиле «7 Н», а именно обеспечения наличия «нужного» продукта в «нужном» количестве и «нужном» качестве в «нужном» месте в «нужное» время для «нужного» потребителя.

Задачи маркетинга:

  • изучение и анализ потребителей и товаров предприятия;
  • анализ и прогнозирование состояния и развития рынков;
  • участие в стратегическом и тактическом планировании деятельности предприятия;
  • разработка новой продукции или услуг;
  • оценка деятельности конкурентов;
  • разработка товарного ассортимента;
  • разработка ценовых стратегий;
  • маркетинговые коммуникации;
  • реализация товаров и услуг организации;
  • осуществление постпродажного сервиса.

Основные задачи логистики делятся на глобальные и частные. Глобальной задачей является достижение минимальных логистических затрат в условиях нестабильного рынка. также глобальными задачами считаются моделирование логистических систем.

Частные или локальные задачи логистики:

  1. сокращение времени хранения продукции (уменьшение складских расходов и увеличение сбыта продукции);
  2. уменьшение времени перевозок (снижение транспортных расходов и быстрая доставка до потребителя);
  3. оптимальное распределение транспортных средств;
  4. быстрое реагирование на запросы потребителей;
  5. оперативная обработка и представление информации.

Замечание 1

Особенности связи между маркетингом и логистикой

Маркетинг и логистика чаще всего применяются в комплексе, что способствует получению преимуществ и маркетинга, и логистики.

Оба вида деятельности на предприятии тесно переплетаются в рамках процесс удовлетворения запросов потребителей при оптимальных расходах. Функции маркетинга находятся на первом месте и дают ответы на вопрос: что необходимо? На втором месте стоят функции логистики, отвечающие на вопрос – как это сделать? Это говорит о том, что маркетинг и логистика – это равнозначные элементы одной системы, а именно системы реализации продукции.

Замечание 2

Логистика остро нуждается в применении маркетинговых подходов и технологий. В маркетинге логистика направляет деятельность компании к снижению совокупных издержек, которые имеют место в процессе движения и хранения товарно-материальных ценностей от выбора поставщика до послепродажного обслуживания.

Общие характеристики логистики и маркетинга:

  • философия бизнеса и образ мышления;
  • междисциплинарные науки;
  • образ действия, объединенные функции экономических систем;
  • принцип комплексности и синхронности;
  • системный характер;
  • соответствие характеру производственных отношений.

Но существует и ряд различий между маркетингом и логистикой.

Рисунок 1. Сравнительная характеристика логистики и маркетинга. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Взаимосвязь маркетинга и логистики прослеживается и при рассмотрении их комплексов, работа которых влияет на удовлетворенность потребителей.

Маркетинг-микс включает себя 4Р:

  • Product (продукт, удовлетворяющий потребности конечного потребителя);
  • Price (цена продукта и ценовая политика);
  • Plасе (места продаж);
  • Promotion (продвижение продукта).

Логистический комплекс включает семь элементов:

  1. Right product (нужный продукт, предназначенный для распределения);
  2. Right guantity (нужное количество продукта);
  3. Right condition (нужное качество продукта);
  4. Right place (нужное или конкретное место распространения продукта);
  5. Right time (нужное время на работу с продуктом);
  6. Right customer (наличие нужного потребителей продукта);
  7. Right cost (рассчитанные затраты на работу с продуктом).

Взаимосвязь маркетинга и логистики значительна и разнообразна, поскольку эти два вида деятельности тесно связаны между собой единой последовательностью управления бизнес-процессами.

Сущность и функции маркетинговой логистики

Современные коммерческие организации осваивают инновационные подходы и технологии для повышения своей конкурентоспособности на рынке. Одной из таких новинок являются маркетинг и логистика. Для повышения эффективности работы обоих видов деятельности их интегрируют в единый комплекс, который называется маркетинговая логистика.

Определение 3

Маркетинговая логистика – это деятельность по управлению материальными, информационными и другими потоками в компании при их движении от производителя до потребителя, ориентированная на удовлетворение их потребностей.

Маркетинговая логистика - это сочетание идей маркетинга и логистики. Она решает задачи ассортиментной загрузки производственного процесса на основе анализа портфеля заказов. Также в рамках ее функционирования определяются технология оптимального движения ресурсов и товаров, разрабатываются требования к качеству и упаковке, определяются области возникновения потерь и нерационального использования ресурсов компании.

Основные функции маркетинговой логистики:

  • обработка заказов;
  • складирование;
  • управление товарными запасами.

Маркетинговая логистика начинается с получения заказа от потребителя по почте, по телефону или через посредников. Система обрабатывает заказ и оформляет счет-фактуру, которая передает на склад на оформления. До момента продажи все товары хранятся на складе. Для быстрого выполнения заказов компания должна иметь оптимальный запас продукции на складе. Уровень товарных запасов влияет на удовлетворенность потребителей. Чем больше запасов на складе, тем выше расходы на его содержание, также возникает проблема устаревания товаров. Но небольшой уровень запасов может вызвать дефицит, что привет к неудовлетворенности потенциальных покупателей, которые могут уйти к конкурентам. Оптимальный уровень товарных запасов – это соотношение стоимости поддержания запасов с объемами продаж и прибыли.

Составной частью маркетинговой политики распределения является маркетинговая логистика. Основная задача маркетинговой логистики - координация усилий участников канала распределения с целью обеспечения максимальной ценности товара для потребителей.

Маркетинговая логистика – это деятельность по управлению материальными и информационными потоками при их перемещении от производителей к потребителям, ориентированная на запросы потребителей.

Целью логистической системы является обеспечение своевременной доставки товаров в необходимое место, в нужном количестве в соответствии с запросами потребителей, а также запланированного уровня обслуживания с минимальными затратами.

Основные функции маркетинговой логистики:

1) Обработка заказов. Маркетинговая логистика начинается с заказа на покупку товара. Потребители могут делать заказы самыми различными способами: по почте, по телефону, через торговых агентов, с помощью компьютерного, электронного обмена данными или др. методами прямого маркетинга. Посредством системы обработки заказов оформляют счета-фактуры, после чего заказ передается тем, кто должен его выполнить. Соответствующие склады получают задания на упаковку и погрузку заказанного количества товара. Отсутствующие на данный момент товары на складе отмечаются как задолженность. При этом оформляются сопроводительные отгрузочные и платежные документы. Копии этих документов передаются соответствующим отделам предприятия.

Многие фирмы стремятся сократить время цикла заказ – оплата, т.е. время между получением заказа, доставкой товара и его оплатой. Этот цикл охватывает: передачу заказа торговым работником, заполнение бланков, выписывание чека покупателю, составление плана использования запасов и производства, получение оплаты. Чем длиннее этот цикл, тем ниже степень удовлетворения покупателя и доходы предприятия.

Эффективная обработка заказа выгодна как предприятию-производителю, так и его клиентам. При этом целесообразно использовать компьютеризированные системы обработки заказов, которые позволяют предприятиям снизить издержки, повысить эффективность деятельности и уровень обслуживания своих потребителей.

2) Складирование. Предприятия должны хранить свои товары на складе до момента продажи. Для быстрого выполнения заказов, предприятие должно иметь в наличии достаточный запас товаров. Хранение товаров необходимо, т.к. циклы производства и потребления зачастую не совпадают.

Предприятие должно принять решение о складах: сколько, каких и где они должны быть размещены. Чем большим количеством складов располагает предприятие, тем быстрее ее товары могут быть доставлены потребителям. Причем, необходимо соотносить уровень обслуживания потребителей с затратами на перемещение товаров.


Часть товарных запасов предприятие может хранить на самом предприятии если оно имеет свои собственные склады, или вблизи него, а остальную часть – на складах, расположенных в разных местах на арендованных площадях, на складах общего пользования или использовать обе возможности одновременно. Предприятиям легче осуществлять контроль, если оно использует собственные склады. Однако при этом уменьшаются оборотные средства и становится сложным изменение в случае необходимости местонахождения склада. Склады общего пользования взимают плату за арендуемые площади и предоставляют за отдельную плату ряд дополнительных услуг: охрана товара, упаковка, отгрузка, оформление счетов-фактур.

3) Управление товарными запасами. Уровень товарных запасов также оказывает влияние на удовлетворенность покупателей. Основной задачей относительно уровня товарных запасов является обеспечение их оптимальной величины. Поскольку чем больше товарные запасы, тем выше расходы на их поддержание, возникает и проблема устаревания товаров. Вместе с тем небольшой уровень товарных запасов может вызвать нехватку товара на складе, а следовательно – неудовлетворенность потребителей или даже его потерю, как клиента, если он предпочтет конкурента. Принимая решение об уровне товарных запасов, менеджеры должны соотносить стоимость поддержания запасов с объемами продаж и прибылью.

Существует 3 стратегии управления товарными запасами:

Фиксированный заказ;

Фиксированный интервал;

Один на один.

Сущность стратегии фиксированного заказа состоит в том, что количество заказа является постоянным, устанавливается в определенном, фиксированном размере по договоренности между поставщиком и покупателем. Переменной величиной является время заказа. Поэтому необходимо рассчитать оптимальный размер партии товара, исходя из минимизации транспортных издержек.

Точкой заказа служит момент, когда запас товаров на складе обеспечивает выполнение заказа и необходимой страховой запас.

Использование этой стратегии обусловливает необходимость осуществления регулярного контроля остатков, чтобы быть уверенным в том, что расчетное время выполнения заказа не будет нарушено.

Стратегия фиксированного интервала предполагает, что интервал между заказами является постоянной величиной, т.е. заказы должны следовать регулярно, а количество товаров каждый раз может быть разным. Размер товарных запасов на складе должен обеспечивать:

Торговлю в период между заказами;

Торговлю во время выполнения заказа;

Уровень гарантийного запаса.

К моменту истечения фиксированного интервала проводится ревизия, во время которой устанавливают количество проданных товаров и представляют заказ на данную величину.

Фиксированный интервал считается более выгодной стратегией, т.к. в этом случае более равномерно загружаются производственные мощности, эффективнее используются складские площади, не требуются значительные усилия по контролю остатков.

Стратегия «один на один» заключается в том, что к каждому изделию прикрепляется ярлык, состоящий из двух частей. В момент продажи одна половинка отрывается и отправляется на склад, другая остается у продавца, а склад, получив документ, пополняет заказ в сжатые сроки.

Эта стратегия позволяет минимизировать затраты времени на бухгалтерские операции, а запасы держать на оптимальном уровне.

4) Транспортировка. Решения относительно транспортировки товаров оказывают существенное влияние на издержки распределения, уровень цен на товары, своевременность их доставки и состояние товаров в момент их поставок, а в конечном счете, все это влияет на удовлетворенность покупателей.

Маркетологи должны принять решение относительно вида транспорта: железнодорожный, воздушный, автомобильный, водный, трубопроводный. При этом необходимо учитывать следующие факторы: скорость, частотность, надежность, пропускная способность, доступность и цена. Скорость доставки обеспечивает воздушный и автомобильный транспорт. Самые низкие затраты на доставку обеспечивает водный или трубопроводный транспорт. В целом одним из самых лучших видов считается автомобильный транспорт.


АННОТАЦИЯ

Маркетинг и логистика на этапе распределения продукции не просто дополняют друг друга, а тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, сущности логистики и маркетинга тесно переплетаются в процессе удовлетворения потребностей потребителей при оптимальных затратах. Первичными являются функции маркетинга, который отвечает на вопрос «что нужно»; функции логистики вторичны, она отвечает на вопрос «как это сделать». Маркетинг и логистика являются равноправными частями одного целого - системы реализации продукции промышленного предприятия. При оптимальном одновременном использовании маркетинга и логистики повышается не только эффективность сбыта, но и всего предприятия.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации маркетинговой логистики.
Во второй главе представлено моделирование способа доставки и проектирование маршрута международных перевозок на примере ООО «АвтоЛогистик».

Введение 4
1 Литературный обзор 6
1.1 Понятие, цели и функции маркетинговой логистики в организации 6
1.2 Логистическое планирование жизненного цикла продукта 16
2 Взаимосвязь маркетинга и логистики на ООО «АвтоЛогистик» 25
2.1 Краткая характеристика предприятия 25
2.2 Моделирование способа доставки и проектирование маршрута международных перевозок 26
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Введение

Сегодня как никогда актуальны задачи повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельст¬вует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требо¬ваниям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики. По своей сути маркетинговая логистика как новая методо¬логия оптимизации и организации рациональных грузопотоков, и обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат, а транспортникам - быть современными, максимально соответствовать запросам все более тре¬бовательных клиентов и рынка.
Для развитых рыночных отношений становятся актуальными процессы интеграции маркетинга и логистики, которые образуют взаимодействие двух концепций руководства. Взаимодействие маркетинга – как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики – как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, оцениваемых покупателем или клиентом.
Маркетинговую логистику можно определить как планирование, организацию, учет и контроль, анализ и регулирование всех операций по перемещению и складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между фирмой и ее рынками.

Большое значение имеют готовность к немедленной поставке товара (т.е. товар есть в наличии и может быть отправлен покупателю немедленно) и время доставки.
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование логистической деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации маркетинговой логистики;
- провести анализ состояния российского рынка логистических услуг;
- разработать основные направления по совершенствованию управлением логистической деятельностью на предприятии с использованием инструментов маркетинговой логистики.
Объектом исследования является транспортно-логистическая компания ООО «АвтоЛогистик». Предмет исследования – логистическая система компании.
В ходе аналитической работы применялись методы группировки и сравнения, а также методика оценки при помощи абсолютных и относительных показателей.
При написании работы использовались законы Российской Федерации, а также монографии российских экономистов и управленцев, статьи в официальных экономических журналах, методические разработки о проблемах управления логистической деятельностью, а также текущие материалы и отчетность ООО «АвтоЛогистик».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Литературный обзор

1.1 Понятие, цели и функции маркетинговой логистики в организации

Логистика (от греческого слова «logistike», означает искусство вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика как система знаний, органически связана с достаточно высокой степенью развития собственно рыночных, товарно-денежных отношений. Однако в рыночной экономике периода образования и развития целостных систем логистика получила свое второе рождение не только как практический инструмент управления такими целостными системами и ее частями в условиях рынка, но и в виде нового раздела теории и методологии управления общественными, главным образом, народнохозяйственными процессами.
Чем эффективнее для общества стратегия маркетинга, тем больше возможности для применения логистики и построения рациональных (оптимальных) логистических систем, в том числе, и в сфере материально-технического обслуживания (МТО), поскольку основной дополнительный доход предпринимательских структур в этом случае достигается за счет производительных форм деятельности, а именно за счет выявления дополнительных резервов на всех стадиях воспроизводства путем более совершенных форм их организации и управления даже в рамках самостоятельных хозяйственных, особенно интегрированных образований.
Так, например, достаточно прогрессивная концепция эффективного маркетинга, широко распространенная в экономически развитых странах (Германии, Японии, США, Франции) приводит к существенной модификации торгово-посреднических структур МТО, их задач и функций. От традиционного удовлетворения платежеспособного спроса на продукцию производственно-технического назначения конкретной номенклатуры и ассортимента, заказанных потребителями, торгово-посредническая фирма постепенно переходит к удовлетворению конкретных нужд группы потребителей с помощью взаимозаменяемых ресурсов с учетом затрат на их производство, доставку, а также эффективности использования (потребления) различными группами потребителей или пользователей.
При этом торгово-посреднические структуры, поставляющие средства производства в соответствии с этой маркетинговой стратегией, с одной стороны, наиболее полно и последовательно выполняют свои общественные инфраструктурные функции, улучшая качество обслуживания производственных и других хозяйственных объектов, с другой - существенно снижают свои издержки и цены на услуги за счет рационализации материальных потоков на нескольких стадиях их движения.
Для развитых рыночных отношений становятся актуальными процессы интеграции маркетинга и логистики, которые образуют взаимодействие двух концепций руководства. Взаимодействие маркетинга - как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики - как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, оцениваемых покупателем или клиентом (рис. 1). Такая интеграция создает основы для выделения в общей структуре логистики так называемой маркетинговой логистики, которая обеспечивает клиента (покупателя) широкими возможностями распоряжаться продукцией.
Маркетинговая логистика – это планирование, организацию, учет и контроль, анализ и регулирование всех операций по перемещению и складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между фирмой и ее рынками.

Оптимальный выбор
средств коммуникации

оптимальный выбор продукта ценность для клиента оптимальный выбор договоров

Оптимальный выбор средств сбыта товара

Сервис поставок

Логистика сбыта

Производственная логистика

Логистика материально-технического снабжения

Рисунок 1 - Маркетинг и логистика как детерминанты ценности для клиента

Маркетинговую логистику можно определить как нахождение наилучшего способа хранения и доставки продукции к местам ее продажи и потребления.
Маркетинговая логистика охватывает всю деятельность, которая обеспечивает целенаправленное влияние на рынки - за счет высокого уровня поставки, постоянной готовности поставки и соответствующей презентации товара для сохранения и развития доли рынка конкретного предприятия (фирмы).
Она интегрирует также, например, часть дистрибьютерской логистики.
Маркетинговая логистика направлена на физическое распределение продуктов от производства к клиенту и при этом на контролируемый предприятиями путь товаров. Оба пути соединены друг с другом не в принудительном порядке. Клиентами могут быть как привлеченные к пути сбыта частные специалисты по сбыту (опосредованный сбыт), так и конечные потребители.
Роли маркетинговой логистики как политике сбыта длительное время не предавалось значение. Преобладало мнение, что производственное распределение товара имеет лишь вспомогательную функцию в связи с обработкой полученных заказов в результате использования других инструментов маркетинга. Оно якобы пассивно служит процессу маркетинга и, тем самым, не представляет собой самостоятельный, активно применяемый инструмент политики сбыта. В частности, на рынках потребительских товаров с весьма однородными по ценам и качеству и, вместе с тем, замещаемыми с точки зрения потребителей продуктами обеспечение пространственной и временной возможности распоряжения продуктами приобретает большое для вербовки клиентов значение. В результате этого физическая услуга предприятия по сбыту товара становится элеме...
**************************************************************

На протяжении последних 25 лет взаимодействие маркетинга и логистики явно недооценивалось. Только в последние годы предпринимательские круги западноевропейских стран обратили внимание на необходимость устранения такого положения дел, при котором логистика и маркетинг развивались изолированно и использовались предпринимателями лишь частично, когда из целостной системы выхватывались те или иные элементы, необходимые для решения практических задач текущего дня.

В сегодняшних условиях только на базе применения маркетинговых приемов уйти резко вперед невозможно. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки (на Западе есть термин «технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики, в том числе и той ее функциональной области, которая касается реализации, т. е. распределительной логистики.

Исторически выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную согласованную систему с единой техникой и технологией.

Маркетинг служит для того, чтобы определить свойства продукта или услуги и ознакомить с ними потребителей, а также разработать механизм заключения сделок купли-продажи. Логистика отвечает за две последних составляющих формулы стоимости - время и место. По сути дела, это означает, что логистика должна обеспечить наличие продукта или услуги тогда и там, когда и где это нужно потребителям. Доналд Дж. Бауэрсокс, Дэйвид Дж. Клосс Логистика:интегрированная цепь поставок. М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2008. - 79с.

Таким образом, маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т. е. отвечает на вопросы о том, какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Кроме того, логистическая интеграция позволяет обеспечить поставку требуемого товара с минимальными затратами, так как себестоимость проходящего по цепи товара будет низкой только в том случае, если эта цепь логистически организована.

Маркетинг исследует рынок, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологической системы проведения товаров по товаропроводящим цепям, а также системы контроля над их прохождением.

В целостной стратегии маркетинговой логистики можно выделить две основополагающие стороны. В упрощенном виде их можно представить, во-первых, как изучение потребностей рынка, чем, собственно, занимается маркетинг, и, во-вторых, как способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем более эффективной организации транспортно-экспедиционного обслуживания.

Конечно, логистика - не единственный источник общих хозяйственных успехов, но она играет ключевую роль в обслуживании потребителей. Важно понять, что влияние логистики на конкурентоспособность зависит от того, как логистика “вписывается” в маркетинговую деятельность фирмы. Эта деятельность определяет степень удовлетворения потребностей клиентов.

В настоящее время высказывается обоснованное мнение, что вхождение маркетинга в распределительную логистику в качестве ее органической составной части может послужить одним из наиболее эффективных путей совершенствования сбытовой деятельности.

Основными целями курсовой работы являются: определения роли маркетинговой логистики на предприятии, анализ существующей системы распределения продукции ОАО “АвтоДеталь-Сервис” и пути ее совершенствования.

Основными задачами курсовой работы являются:

  • 1) Провести анализ существующей системы распределения продукции рассматриваемого предприятия - описание основных посредников по сбыту его продукции, описание сбытовой политики, которой придерживается предприятие при реализации своей продукции. В ходе анализа должны быть отдельно рассмотрены как положительные, так и отрицательные стороны используемой на предприятии сбытовой системы.
  • 2) На основе проведенного анализа сделать определенные выводы о соответствии данной структуры распределения требованиям логистики, т.е. ответить на вопрос, является ли данная система оптимальной с точки зрения минимизации издержек (максимизации прибыли).
  • 3)Опираясь на результаты проведенного анализа выработать предложения и рекомендации по оптимизации существующей сбытовой системы.

Объектом исследования в настоящей курсовой работе является предприятие ОАО “Премьер ”, а предметом исследования выбрана маркетинговая логистика на предприятии.

Методы исследования:

  • 1)Наблюдение
  • 2)Интервьюирование
  • 3)Анализ квартальной и годовой отчетности предприятия ОАО “Премьер ”.

маркетинговая логистика сбытовая политика

В настоящее время, учитывая современные рыночные условия и разрушительные последствия социально - экономического кризиса 90-х годов прошлого века для российского машиностроения, достаточно сложно поддерживать жизнеспособность, а тем более успешное развитие ОАО “АвтоВАЗ”. В связи с этим особенное значение для руководителей рассматриваемого предприятия имеет умение и возможность своевременно принимать верные решения, выявлять слабые стороны, отыскивать новые возможности для успешного развития предприятия. Таким образом, предприятию необходимо по-новому взглянуть на концепцию логистического маркетинга, прежде всего на те преимущества, которые дает внедрение логистического подхода применительно ко всем сферам деятельности предприятия.

Необходимо отметить, что в целях повышения конкурентоспособности ОАО “АвтоВАЗ” важной задачей руководства является создание качественных информационных связей между подразделениями предприятия и определение путей совершенствования логистической системы, то есть разработка методов улучшения и координации логистических операций, а также установления всеобъемлющего контроля над логистической деятельностью предприятия в целом на основе использования информационных сетей.

Для внедрения логистической концепции в ОАО “АвтоВАЗ” необходимостью является совершенствование подразделения логистики, которое имеет возможность выступать как организатор исполнения всех логистических операций на предприятии. В целях данной работы необходимо рассмотреть функции подразделения в сфере маркетинговой логистики, которые представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Функции подразделения в сфере маркетинговой логистики

Операции, осуществляемые подразделением в рамках рассматриваемой функции

Организация внутренних товарных потоков

упаковочные работы;

обработка грузов;

складирование;

снабжения цехов сырьем и вывоза из цехов готовой продукции.

Организации внешних товарных потоков

закупка и доставка сырья и полуфабрикатов;

поставка готовой продукции;

осуществление транспортные операций.

Осуществление расчетов для стратегического планирования

выбор поставщиков;

выбор местоположения складов;

выбор способов перевозки товара;

анализ стоимости логистических операций;

анализ транспортных тарифов;

анализ запросов клиентов.

Контроль эффективности логистических операций

оценка и анализ издержек, связанных с исполнением логистических операций;

оценка и анализ производительности операций по логистике (количество грузов, полученных и отправленных в смену, затраты рабочего времени на выполнение операций и другое).

Контроль качества сервиса потребителей

оценка точности и аккуратности в выполнении заказов;

оценка соответствия уровня исполнения операций по логистике ожиданиям потребителей;

оценка характера и типичности ошибок в работе;

оценка оперативности, срочности исполнения заказов.

Контроль процесса управления логистическими операциями

оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы;

оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению;

оценка способностей персонала понимать потребности заказчиков и удовлетворять их.

Необходимо отметить, что руководству предприятия нужно уделить особое внимание подбору специалистов для организации отдела логистики, так как от менеджера по логистике требуются профессиональные знания в области менеджмента, маркетинга, организации производства, информационных технологий, экономики, финансового управления.

Важным аспектом при разработке системы распределения готовой продукции является то, что предприятие осуществляет поставки своих товаров в различные регионы Российской Федерации, к числу наиболее крупных из них, основываясь на информации, полученной в отделе маркетинга, можно отнести следующие центры: Москва, Курс, Белгород, Липецк, Минск. Таким образом, клиенты предприятия находятся в различных точках нашей страны и ближнего зарубежья, что позволяет выявить необходимость использования компьютеризованной системы управления доставкой готовой продукции для разработки транспортных маршрутов и распределения затрат, которая включает в себя наборы справочников, представленные на рисунке 3.2.

Рисунок 3.1 - Содержание компьютеризованной системы доставки готовой продукции

Необходимо отметить, что в процессе использования справочника номенклатурных единиц каждому товару в рассматриваемой таблице назначаются коды распределения и величины таможенных пошлин, акцизов, страховки, складских услуг, что способствует возможности эффективного использования метода сценариев при разработке системы распределения готовой продукции на предприятии. Для реализации данной компьютеризованной системы необходимо соблюдать алгоритм расчета, который представлен на рисунке 3.2 и позволяет решать следующие задачи:

рассчитывать затраты, связанные с таможней и погрузочно - разгрузочными работами;

рассчитывать стоимость перевозки различными средствами транспорта с учетом текущей доступности каждого из них;

выводить расчеты на экран, где сотрудник отдела логистики, выдирает оптимальный способ доставки и запускает его в обработку.

Рисунок 3.2 - Схема для определения алгоритма расчета стоимости поставки

Результатом использования рассматриваемой системы в ОАО “Автоваз” является формирование бюджета доставки, рассчитываемого на основе справочной информации, при этом в конце месяца (квартала) определяются заказы, которые относятся к периоду, представленному в полученном от сторонней транспортной организации счете, и распределяются заказы на партии товаров, результатом чего является бухгалтерская проводка.

Также на предприятии целесообразно осуществить внедрение электронного исполнения заказа, то если клиентские поручения представляются в режиме “он-лайн”, следовательно все физические процессы и сопровождающие их информационные процессы объединяются под общим названием “электронное исполнение” (E - Fulfillment). Сюда относятся в первую очередь такие классические логистические процессы, как складирование, комиссионирование, перевозка, возврат приобретенного ранее товара, а также информационные процессы, которые сопровождают логистические услуги.

В заключение необходимо заметить, что руководству ОАО “Автоваз” необходимо уделять более пристальное внимание развитию предприятия в сфере распределения готовой продукции. В противном случае предприятие не сможет конкурировать с другими производителями аналогичной продукции, поскольку в современных условиях важным аспектом является не только качество самого изделия, но и скорость поставки, стоимость перевозки и качество сервиса, предлагаемого предприятием - изготовителем.

Статьи по теме: