Летчики-испытатели – люди мужественной профессии. Лётчик-испытатель (Лётчик экспериментальной авиации) Профессия летчик испытатель

Энциклопедия «Авиация»

лётчик-испытатель - лётчик испытатель — лётчик, профессионально подготовленный и занимающийся испытаниями в полёте (см. Лётные испытания) новых (опытных или серийных), модифицированных, подвергшихся ремонту или доработке образцов авиационной техники, а также… … Энциклопедия «Авиация»

лётчик-испытатель - лётчик испыт атель, лётчика испыт ателя … Русский орфографический словарь

Нагрудный знак «Заслуженный лётчик испытатель СССР» Заслуженный лётчик испытатель СССР почётное звание, присваиваемое лётчикам испытателям 1 класса авиационной промышленности и … Википедия

Заслуженный лётчик испытатель Российской Федерации … Википедия

Нагрудный знак «Заслуженный лётчик испытатель Российской Федерации» «Заслуженный лётчик испытатель Российской Федерации» звание, которое присваивается лётчикам испытателям I класса за заслуги в области лётных испытаний и исследований новой… … Википедия

Петров Александр Петрович Дата рождения 22 декабря 1952(1952 12 22) (59 лет) Место рождения город Липецк РСФСР, СССР Принадлежность … Википедия

Энциклопедия «Авиация»

«Заслуженный лётчик-испытатель СССР» - Нагрудный знак. «Заслуженный лётчик испытатель СССР» — почётное звание, учрежденное 14 августа 1958. Присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР лётчикам испытателям 1 го класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за… … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Надо уметь летать , В. А. Золотухин , Повесть-воспоминание "Надо уметь летать" интересна для прочтения не только любителям авиационной техники, но и молодым людям, которые готовятся к самостоятельномувыбору дальнейшей своей… Издатель: Слово ,
  • Дерево персиков. Сборник эссе , Ильюшина Марина Владимировна , Марина Ильюшина - автор составитель книги "Владимир Ильюшин. Лётчик-испытатель и его соратники о самолетах, любви и дружбе" . Эти эссе - небольшое лирическое дополнение к… Серия:

Летчики-испытатели - люди, чьему бесстрашию можно позавидовать. Они заслуживают звания героев за ту работу, которую проделывают. О самых известных летчиках-испытателях, живших в разных странах, читайте в статье.

Чем занимаются испытатели авиационной техники?

Чтобы получить данную профессию, нужно соизмерять свои возможности и желания. Летчик-испытатель должен обладать крепким здоровьем и такими чертами характера, как собранность, смелость, ответственность, мужество. Интеллект людей этой профессии должен быть высоким. Кроме того, без любви к технике нечего делать на месте человека, который избрал данный путь.

Летчики-испытатели проводят испытания новейших летательных аппаратов, таких как вертолеты и самолеты. Эти люди оценивают качество воздушных судов, и, если что-то сконструировано неверно, возвращают железных птиц на доработку. Однако данная профессия может быть опасной: возможные ошибки конструкторов могут повлечь за собой трагедию вплоть до гибели испытателя.

Кто был первым летчиком-испытателем?

Всегда нужно с чего-то начинать. Когда описываемая профессия еще не была так распространена, как в наше время, люди все равно проводили экспериментальные полеты на первых созданных самолетах и вертолетах.

Братья Райт были инженерами и испытателями своего собственного самолета, совершившими первый полет в начале двадцатого века, а именно - накануне Рождества 1903 года. Это испытание было запечатлено на фото, а сам аэроплан можно увидеть в качестве экспоната Национального музея авиации и космонавтики Соединенных Штатов Америки.

Александр Федорович Можайский стал известен тем, что еще в 1882 году провел испытание самолета, который он сконструировал самостоятельно, вдохновившись трудами французских летчиков. Однако в одной из записок, составленной в стенах Военного министерства в 1884 году, указано, что этот аппарат так и не взлетел. В настоящее время нет других доказательств, которые могли бы помочь нам ответить на вопрос, действительно ли испытания самолета Можайского оказались безуспешными.

Считается, что первые летчики-испытатели Союза Советских Социалистических Республик - Михаил Михайлович Громов и Андрей Борисович Юмашев, ставшие известными в тридцатые года прошлого века, - собрали «громовский» набор военных пилотов до начала Великой Отечественной войны. Те, кто вошел в их число, провели испытания огромного количества штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей.

Первые испытатели авиационной техники Франции

Французские летчики-испытатели по праву считаются пионерами авиации. Начиная с конца девятнадцатого века многие инженеры не только конструировали собственные самолеты, но и проводили их испытания. Наиболее известными французами, способствующими развитию авиационной техники, стали:

  • Клеман Адер. Первый полет этого инженера-испытателя состоялся 9 октября 1890 года и был документирован. Несмотря на то, что конструкция, созданная Адером, заведомо не обладала достаточным потенциалом к развитию, имя этого человека известно во всем мире, ведь именно он впервые изложил идеи того, как можно применять авиационную технику в боевых целях.
  • Луи Блерио стал первым французом, который перелетел Ла-Манш на самостоятельно сконструированном самолете без применения катапульт и рельсовой дороги. Он сделал это в июле 1909 года. Та схема самолета, которую он предложил более сотни лет назад, используется по сей день. Улучшаются лишь возможности составляющих самолета, но железные птицы все равно соответствуют схеме Луи Блерио.

Летчики-испытатели СССР

Перечисляя выдающихся летчиков-испытателей разных стран, нельзя не упомянуть и людей этой профессии, живших в СССР. Наша страна может похвастаться тем, что взрастила таких выдающихся авиаторов, как Валерий Чкалов, Михаил Громов, Владимир Аверьянов (фото представлено чуть выше), Иван Дзюба и другие.

  • Валерий Чкалов - обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии. За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина.
  • Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них - Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету - более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

Заслуженные испытатели авиационной техники

Разумеется, бесстрашие летчиков-испытателей должно быть вознаграждено. Для того, чтобы выразить признательность и благодарность этим людям, их не только награждают различными медалями и орденами, но и дают высокое звание. Это «Заслуженные летчики-испытатели».

В СССР и России его носят такие авиаторы, как Владимир Аверьянов, Сергей Анохин, Александр Федотов и другие. На сегодняшний день их 419 человек.

Летчики-писатели

Одним из наиболее известных летчиков, который обладал писательским талантом, является американец Джимми Коллинз. Из-под его пера вышел сборник новелл, который называется «Летчик-испытатель». В этой книге автор писал короткие рассказы о том, что может приключиться с человеком его профессии. Все бы ничего, но незадолго до гибели он написал новеллу «Я мертв» с комментарием о том, что она подготовлена «на случай, что он разобьётся». К сожалению, она была опубликована его другом, журналистом Уинстеном Арчером.

Русские летчики-испытатели также обладали писательским талантом. Среди них - Николай Замятин, участвовавший в Великой Отечественной войне, и Василий Ершов, чьи труды являются учебниками нынешних курсантов.

Книги, написанные летчиками-испытателями, не врут, как не врут и их авторы, которые вкладывают в свои произведения всё то, что им приходится переживать.

Подходящие образовательные специальности: Летная эксплуатация летательных аппаратов, техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта
Ключевые предметы: Математика; русский язык; физика

Стоимость обучения (средняя по России): 480000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата.

Лётчик-испытатель - лётчик, испытывающий новую авиационную технику: самолёты и вертолёты.

Особенности профессии

Лётчик-испытатель проводит испытания абсолютно новых (экспериментальных) воздушных судов, оценивая их качества и этим помогая конструкторам их дорабатывать.

А когда уже начат серийный выпуск, самолёты вертолёты нуждаются в заводском облете, и этим тоже занимаются лётчики-испытатели.

Военный лётчик-испытатель - главный оценщик качества машин, полномочный представитель армии и флота при приемке их от производителя.

Военный лётчик-испытатель является также инструктором для лётного состава военной лётной машины.

Лётчик-испытатель - профессия редкая. Испытателем может быть лишь лётчик экстра-класса. По словам специалистов, очень нелегко найти будущего летчика-испытателя в большой массе летного состава ВВС. Хотя военные летчики - это элита армии и флота, прошедшие специальную подготовку.
На летчиков-испытателей учат уже подготовленных лётчиков.

Испытатели первыми апробируют ноу-хау отечественных авиационных фирм. Их подготовка ведётся с учётом внедряемых в практику самолетостроения новых подходов, инновационных технологий, вычислительной техники, систем индикации и т.д.

Как говорят преподаватели ГЛИЦ (Летно-испытательного центра им. В.Чкалова), обучающие лётчиков-испытателей, будущий лётчик-испытатель «в поте лица своего» должен совершенствовал свои знания:

«У нас слушатель при выпуске из центра пишет дипломную работу, равнозначную кандидатской диссертации… Да, планка высочайшая, но без этого в таком деле, как испытание опытных образцов боевых самолетов, нельзя никак обойтись».

Профессия лётчика-испытателя связана с риском. Техническое несовершенство машины может привести к трагедии.

Рабочее место

Военные лётчики-испытатели служат в лётно-испытательных центрах Министерства обороны.

Гражданские (невоенные) лётчики-испытатели служат в авиационной промышленности: в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ЛИИ), конструкторских бюро, на авиастроительных заводах, авиаремонтных заводах Гражданской авиации.

Важные качества

Лётчику-испытателю необходимы лидерские качества, собранность, умение принимать решения, ответственность, смелость, хорошее здоровье.
Необходим высокий интеллект, инженерный склад ума, любовь к технике.

Важна любовь к новизне: испытание неизвестного летательного аппарата должно не пугать лётчика, а доставлять ему удовольствие.

Среди кандидатов на учёбу проводится строгий отбор. Будущий испытатель должен быть в возрасте до 31 года, как правило, иметь диплом с отличием военного авиационного вуза и квалификацию военного летчика 1-го класса.

В лётчике должны сочетаться хорошие знания в области теории и устройства самолета, инженерные наклонности и высокий уровень управления самолётом (вертолётом).

Где учат

Государственный летно-испытательный центр ВВС им. В.Чкалова (ГЛИЦ)
при Государственном летно-испытательном центре.
г. Ахтубинск.

Профиль: подготовка военных лётчиков-испытателей.
Отделения: самолётное, вертолётное и штурманское.

Школа летчиков-испытателей им. А.В.Федотова (ШЛИ)
при Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова.
г. Жуковский.

Профиль: подготовка летчиков-испытателей и специалистов-испытателей экспериментальной авиации
для научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских бюро, предприятий авиапромышленности.

Две школы лётчиков-испытателей есть в США, одна - в Англии, одна - во Франции.

Подробности Обновлено: 22.12.2018 19:24 Опубликовано: 08.05.2017 18:18

Летчиком - испытателем является профессиональный пилот, который испытывает функционал и уровень безопасности авиатехники накануне ее ввода в эксплуатацию.

История профессии:

Изобретателями самолета являются братья Райт. Они на протяжении нескольких десятилетий скрупулезно изучали систему управления воздушного судна, испытывали его возможности. По этой причине, эти изобретатели - авиаконструкторы по праву считаются основателями профессии летчик. О них узнал весь мир, как только в 1903 году они взмыли в воздух на своем самолете «Флайер-1».

Особенности профессии:

Профессия летчик - испытатель связана со значительным риском. Проявление технических неполадок самолета либо вертолета в воздухе, способно повлечь за собой трагедию.

Летно - испытательная работа отличается следующими свойствами:
  • специфические условия труда;
  • сложная и требующая ответственного подхода деятельность в условиях ограниченного времени;
  • значительная степень ответственности;
  • неблагоприятное воздействие нагрузок на здоровье;
  • повышенный риск для жизни в случае возникновения непредвиденных ситуаций;
  • повышенные эмоциональные нагрузки;
  • высокая заработная плата и возможность досрочного выхода на пенсию.

Следует учитывать тот риск, что систематические перегрузки чреваты возникновением определенных отклонений в состоянии здоровья испытателя. Поэтому его физическому и психическому здоровью уделяется повышенное внимание. С этой целью летчик проходит обязательную медкомиссию. Дополнительно, он проходит проверку накануне проведения испытаний нового летного устройства в воздухе.

Работа летчиком - испытателем связана со стрессовыми ситуациями. Она требует максимальной мобилизации всех резервов организма, с целью успешного выполнения поставленных задач. Дополнительно, подобного рода деятельность становится катализатором появления психосоматических заболеваний.

Психофизиологическая поддержка и меры по реабилитации здоровья в обязательном порядке сопровождают летчика - испытателя в течение всей службы вплоть до выхода на заслуженный отдых.

Обязанности:

Летчик - испытатель - это специалист, который проводит испытания экспериментальных воздушных судов, оценивая их качество, проверяя уровень безопасности и имеющиеся опции, тем самым помогая обнаруживать и оперативно устранять недочеты. При запуске опытных образцов в серийное производство, не обойтись без заводского облета, которым занимаются опытные летчики - испытатели.

На этапе приема от производителя самолетов и вертолетов, военный летчик - испытатель является главным оценщиком их качества. Дополнительно, он выполняет обязанности инструктора для экипажа военной летной машины.

Важные качества:

  • лидерские задатки;
  • умение концентрироваться;
  • ответственный подход к выполнению обязанностей;
  • отличное здоровье;
  • хорошая физическая форма;
  • эмоциональная устойчивость;
  • решительность.

Навыки и знания:

Летчик - испытатель - это профессионал, который обладает богатой теоретической базой относительно видов летательных аппаратов, их устройства и особенностей. Дополнительно, он мастерски управляет самолетом/вертолетом.

Рожденный ползать - летать может!

Сейчас тяжелое время. Мы живем в мире, где есть страшная беда – терроризм. Не один раз захватывали самолет террористы; а сколько произошло авиакатастроф! В такой рисковой профессии могут работать только бесстрашные люди. Честь и хвала им!

Профессиональная жизнь летчиков непродолжительна. По статистике самая короткая она у летчиков-испытателей.

Профессия летчика - это постоянный стресс, профессия летчика-испытателя - стресс втройне. В среднем каждый четвертый испытатель погибает.

Как стать летчиком?

Для начала надо пройти медкомиссию. Человек должен иметь очень хорошее здоровье. Физическая подготовка для будущего летчика очень важна, а если человек еще и на вид худощавый, он однозначно не сможет выдерживать большие физические и психофизические нагрузки. Из-за определенных габаритов салонов самолетов существуют и ограничения в росте: для гражданской авиации- 1,90 м, для военной 1,85 м.Психофизиологическое обследование будущих летчиков проводят следующим образом. Во многих летных училищах есть специальные тренажеры, на которых определяют мыслительную и двигательную реакцию абитуриентов. Очень важно, чтобы последняя была мгновенной, максимально приближенной к реакции спортсмена. К тому же летчик - это не просто оператор, который сидит и переключает кнопки. Ему необходимо уметь быстро усваивать информацию и принимать правильные решения. Реакция мышления в идеале должна составлять 0,1 секунды. Помимо всего прочего важен так называемый мостик, соединяющий двигательный ответ и реакцию мышления, он тоже должен быть моментальным. Когда у человека все в порядке, он преобразует верные решения в необходимые действия. Нельзя забывать и о волевом стержне: летчик - это решительный, смелый, в меру отчаянный человек. Может случиться так: отказал какой-то механизм, зажглась красная лампочка, а человек вместо того чтобы действовать, начинает лихорадочно думать, что же теперь будет. Вся профессиональная выучка уходит в сторону - налицо полная растерянность. Это коэффициент обалдения. Если он равен 1, то человеку нечего делать в авиации. А если 0,1-0,2, то при возможной опасности и возникающем напряжении от человека можно ожидать адекватных действий.

Чем отличается испытатель от обычного летчика?

Летчик-испытатель - это летчик от Бога. Он проверяем машину на пределе ее максимальных возможностей. Например, разгоняет самолет до предельной скорости, а когда он уже начинает разрушаться, говорит: что, при скорости 600 км/ч самолет начинает разрушаться. Это значит, всем, кто летает на самолете, рекомендуют не превышать скорость больше 580 км/ч. Обычный летчик никогда эту рекомендованную отметку не превысит. Гражданские летчики действуют по заученной схеме, а в нестандартных ситуациях и действовать нужно нестандартно. Поэтому в этой профессии нужно мыслить творчески.

Есть ли различия в профессии гражданского летчика и военного?

Различие конечных целей. Военный летчик обязан выполнить поставленную перед ним задачу, иногда - любой ценой, гражданский - выполнить рейс вовремя. У гражданских летчиков нет парашютов. Шансов спастись, оставив самолет, гражданским летчикам не предусмотрено. Выжить обязаны все.

Учебные заведения для подготовки летчиков

  • Бугурусланское летное училище ГО им. П.Ф. Еромасова
  • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации
  • Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище
  • Сасовское им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации
  • Краснокутское летное училище гражданской авиации
  • Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков, Балашов
  • Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков , Барнаул
  • Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, Волгоград
  • Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков , Тамбов
  • Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, Челябинск
  • Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище, Воронеж
  • Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище, Иркутск
  • Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище, Тамбов
Статьи по теме: