Компания маттел. История игрушек: как корпорация Mattel заработала миллиарды на кукле Барби. С приветом из Китая - в Россию

Крупнейшие производители игрушек - компании Mattel и Hasbro - планируют объединить бизнесы на фоне продолжающегося падения продаж. Каждая из компаний на данный момент обладает капитализацией порядка 10 млрд долларов, а потенциальное слияние может подстегнуть стоимость бумаг и положительно повлиять на развитие сегмента в целом.

Как сообщает International Business Times, переговоры о слиянии стороны начали в конце 2015 года. По итогам года капитализация компаний составляла 10,7 млрд. долларов у Mattel и 9,2 млрд. долларов у Hasbro. Причем положение последней выгоднее: на фоне падения продаж у Mattel таких ключевых брендов, как Barbie, Hasbro получила право на выпуск игрушек серии Star Wars, интерес к которым сейчас во всем мире невероятно высок.

Напомним, что Mattel работает на рынке с 1945 года, она производит не только самых знаменитых кукол, но и игрушки для малышей Fisher-Price, игрушечные автомобили под марками Hot Wheels и Matchbox, владеет правом на выпуск игрушек "Улица Сезам", "Барни", Ferrari. Основателями компании являются супруги Эллиот и Рут Хэндлер, причем именно Рут создала куклу Barbie в середине 50-х годов прошлого века.

Продажи флагманского бренда настолько сильно и так долго падали, что в конце прошлого года Mattel провела тотальное перепозиционирование бренда. Знаменитая кукольная блондинка стала не только разных рас, цветов кожи и волос, но и разного роста и комплекции. Также изменилась стратегия продвижения: маркетологи Mattel , что девочкам куклы нужны, чтобы играть во взрослую жизнь. Это отразилось в новой рекламной кампании Barbie "Представь возможности".

Положение Hasbro на рынке более выгодное, несмотря не меньшую капитализацию. Созданная в 1923 году братьями Генри и Хелалом Хасенфельдами компания значительно усилила в последнее время доходы как от настольных игр ("Монополия", "Дженга", "Scrabble", карточные ролевые фэнтези-серии "Dungeons & Dragons" и "Magic: The Gathering"), так и от игр по лицензиям ("Transformers", "Pokemon", "My Little Pony" и "Звездные войны").

Как отмечают специалисты, у Hasbro оказался более сбалансированный портфель брендов, который лучше адаптирован к современному потребителю. Обилие популярных лицензий дает компании повышенное внимание среди младшего поколения, которое фанатеет от "трансформеров" и "джедаев". А поколение "миллениалов" заново открыло для себя настольные игры, за которыми проводит время в антикафе или на дружеской вечеринке.

Идея объединиться не впервые приходит в голову руководству Hasbro и Mattel: еще в 1996 году переговоры о слиянии двух лидеров рынка игрушек дошли до достаточно глубокой стадии. Однако, в последний момент сделка была отменена: инициатором разрыва была Mattel, которая обвинила Hasbro в давлении с помощью средств массовой информации.

Джон Амерман, на тот момент занимавший пост гендиректора Mattel, обвинил председателя совета директоров Hasbro Алана Хасенфельда (потомка основателей компании, которая до сих пор остается семейным бизнесом) в политике "выжженной земли", усилении пиар-давления на Mattel через СМИ, из-за чего компания не видит смысла в дальнейших переговорах.

Андрей Савченко, генеральный директор российского подразделения Mattel: «Хотелось получить офис с законченной концепцией - как игрушку, которую берешь в руки, и тебе приятно. По-моему, все получилось. У архитекторов была задача - создать светлое и просторное помещение, без темных тонов, которое бы радовало глаз. Хотелось создать атмосферу легкой кармы. Я сознательно не вмешивался в процесс проектирования. Такой порыв был, когда я увидел на рендерах стульчики вокруг столов для переговоров, которые, на мой взгляд, выглядят как дачные. Но я последовал решению полностью отдаться в руки профессионалов. В итоге не пожалел. На каких-то вещах, наверное, можно было бы сэкономить: например, ковролин в офис везли из Испании, а я не понимал, почему нельзя купить его в России. Но архитектор сказал, что такого, как нужно, именно с этим рисунком, здесь нет».

Интерьер офиса выдержан в белых и красных цветах, созвучных логотипу компании, с акцентами в виде ярко-розовых, в цвете Barbie, кресел на входе и цветных пуфов в зоне отдыха. Переговорные названы и оформлены в честь игрушек Mattel: в зоне Thomas - принт от пола до потолка со знаменитым паровозиком, а в Barbie - галерея портретов от самой первой модификации культовой игрушки до новейшей. Матовая пленка на стеклах, стена из вертикальных ламелей, отделяющая зону отдыха, и декоративная облицовка на входе сделаны на заказ.

Большую часть пространства занимает оупенспейс. Всего в компании работают около 100 человек: часть сотрудников трудятся «в полях», непосредственно в офисе сидят 66. Места для работы организованы с учетом возможного пополнения команды. Планируется также, что, как и в коворкингах, приходящие сотрудники будут использовать одни и те же рабочие столы, имея при этом личные тумбочки.

Сотрудники московского представительства Mattel регулярно общаются с коллегами из Испании, Германии и Англии: по корпоративной традиции офисы всех стран собираются на большие международные видеозвонки. Специально для таких ивентов две переговорные оборудованы смежной раздвижной стеной, образуя вместе просторный конференц-зал.

Кухонная зона похожа на лаундж-кафе: стол в виде барной стойки, большие дизайнерские светильники, грифельная стена. На стене по идее можно писать мелом, но руководство пока этого не разрешает ― чтоб не портилась.

Чтобы проникнуться духом компании и лучше понимать продукт, многие сотрудники держат на столах игрушки. Домой, правда, их не уносят: это образцы для офиса. Раз в год компания дарит сотрудникам возможность выбрать куклы и машинки на определенную сумму, чтобы можно было играть и дома.

Локация офиса также работает на поддержание корпоративного духа и особое видение миссии компании: «Поезда напоминают мне о старом лозунге Nike „Жизнь - это путешествие“, ― говорит Андрей Савченко. ― Наша компания постоянно находится в движении, трансформации: мы придумываем новые игрушки, новые подходы. Сейчас мы переходим от физических игрушек к виртуальным. И это все согласуется с офисом как одной большой игровой комнатой с видом на вокзал и уходящие поезда».

Если вы поедете из Международного аэропорта Лос-Анджелеса строго на юг по 405-й дороге и свернете на Эль-Сегундо, то наткнетесь на запрятавшийся среди торговых центров бетонный ангар площадью почти 2 га. Эта постройка когда-то была заводом, выпускавшим части самолетов. Теперь здесь расположены дизайнерские лаборатории Mattel - самого большого в мире производителя игрушек. Где-то в глубине ангара под защитой усиленных систем охраны работает команда из 12 человек (сценаристы, компьютерные аниматоры, художники и промышленные дизайнеры), которая создает новую грандиозную американскую игрушку: Max Steel.

Max Steel будет 15-сантиметровым пластмассовым супергероем с хорошо проработанной историей. Его миссия заключается в том, чтобы использовать энергию, которой он обладает, для превращения в киборга и спасения мира от монстров вроде Elementor или Dredd. И, как в комиксах про Супермена или Человека-Паука, у супергероя есть тихое альтер эго в обычной жизни: шестнадцатилетний старшеклассник Максвелл МакГрат.

На самом деле этот супергерой появился не сейчас - с 2001 года испаноговорящий и более взрослый Max Steel успешно продавался в страны Южной Америки (годовой объем продаж - более $100 млн). В том же 2001 году, сразу после террористического акта 11 сентября, Mattel изъяла раннюю версию игрушки из американских магазинов. Руководство компаний решило, что супергерой, борющийся с террористами, является спорной темой для американских детей.

Целевая аудитория нынешней версии Max Steel - мальчики в возрасте от 6 до 11 лет, которые будут следить за его действиями в мультфильмах и видеть, как меняется сюжет в интернет-играх. Mattel планирует постепенно развивать историю супергероя, поддерживая тем самым интерес детей. «Когда мы создавали Max Steel, то старались придумать различные способы развития его персонажа», - рассказывает креативный директор компании Тимоти Килпин.

Кукла Max Steel появится на полках американских магазинов только в августе, но к старту продаж уже давно готовятся. Если вы зайдете на maxsteel.com, то сможете поиграть в компьютерную игру или посмотреть видео, рассказывающие его историю. В марте прошла премьера мультфильма о Max Steel на цифровом канале Disney XD, а в скором времени этот мультфильм станет доступным более чем на ста рынках по всему миру.

«Для поддержания спроса на продукт необходимо использовать образ супергероя на телевидении, в интернете, в играх и других цифровых форматах», - объясняет председатель правления компании Mattel Брайан Стоктон. 59-летний Стоктон, возглавляющий Mattel с января 2012 года, говорит об игрушках нового поколения вроде Max Steel. По иронии судьбы его офис с видом на Тихий океан и Голливудские холмы украшает примерно дюжина кукол Барби - именно эта кукла несколько десятилетий была лицом Mattel, и ее будущее находится под вопросом.

Барби - это больше чем игрушка. Последние 54 года эта 29-сантиметровая кукла определяла развитие американских девочек. К тому же Барби - это машина по производству денег. Попробуйте зайти на Amazon.com, и вы увидите принцессу Барби, астронавта Барби, палеонтолога Барби и президента Барби - всего в продаже свыше 45 000 товаров.

Но несмотря на потрясающую фигуру Барби и пронзительный взгляд ее голубых глаз финансовая отчетность Mattel показывает, что легендарная кукла начала «стареть». В прошлом году мировые продажи Барби снизились на 3%, до $1,3 млрд. В США дела идут еще хуже. По оценке аналитика Геррика Джонсона из BMP Capital Markets, объем продаж Барби с 2000 года рухнул на целых 50%, до $460 млн. Теперь Барби приносит только 20% выручки Mattel (в прошлом году - $6,4 млрд), хотя 10 лет назад эта кукла обеспечивала 30% продаж.

Стоктон надеется, что Max Steel вместе с другими многообещающими франшизами игрушек - Monster High и American Girl - выведут компанию на новый уровень продаж. И Monster High, и American Girl рассматриваются как возможные замены Барби.

Monster High (Школа монстров) - это средняя школа, в которой учатся красотки-готы - представьте себе помесь куклы Барби с Эльвирой . Мысль о создании таких кукол возникла, когда группа работников Mattel отправилась в торговый район Санта-Моники вместе со стайкой девочек-подростков. Сотрудники заметили, что девочки предпочитали одеваться в темное и им нравились серые и черные вещи. «Мы стали разговаривать с девочками от 6 до 10 лет, - рассказывает Стоктон, - они уже начинают размышлять о жизни в средней школе или в старших классах, о развлечениях и проблемах в общении… Они начинают думать о своих недостатках. Не слишком ли я кудрявая, не слишком ли длинные у меня волосы?.. А монстры - это ведь олицетворение человеческих недостатков, правильно?» И эти «недостатки» приносят деньги. Предполагается, что розничные продажи франшизы Monster High принесут в этом году более $1 млрд, из них $550 млн достанутся Mattel.

Другая альтернатива Барби - это American Girl (Американская девочка), серия кукол за $110. Mattel купила компанию-производителя эти игрушек в 1998 году за $700 млн и с тех пор превратила American Girl в настоящий феномен розничной торговли. Принадлежащие Mattel роскошные магазины American Girl из-за их доходности называют Apple Store в мире игрушек. Розничные продажи в среднем магазине American Girl приносят примерно по $16 000 на квадратный метр площади в то время, как у Build-A-Bear - $3400, а у Toys “R” Us - и вовсе $2600.

«Посещение этих магазинов совсем не похоже на «Давай пойдем в Toys “R” Us» и выберем куклу, - объясняет Шон МакГоуэн из инвестиционной фирмы Needham & Co. - Там есть множество возможностей по-разному потратить деньги, например выбрать подходящее платье для вашей куклы или сделать ей новую прическу. Прийти в такой магазин - это все равно, что сходить на шоу». В США есть уже 14 магазинов American Girl и планируется открытие новых. Ожидаемый объем продаж в 2013 году - $600 млн. Валовая маржа по этой игрушке составляет 65%.

Но прогнозы Mattel могут и не оправдаться. «Цифровое поколение» детей любит приложения для iPad за 99 центов больше, чем традиционные игрушки. Добавьте сюда сокращение количества магазинов игрушек и появляющиеся опасения, что 3D-принтеры, на которых можно самостоятельно создавать трехмерные объекты, вообще выведут нынешних производителей пластмассовых игрушек из игры.

К тому же у Mattel традиционно плохо складываются отношения с новыми технологиями. В 1999 году компания потратила $3,5 млрд на покупку производителя образовательных программ the Learning company, но приобретенный актив терял деньги со скоростью $1 млн в день. Через год Mattel продала эту компанию, выручив жалких $27 млн.

Или вот более свежий неудачный проект. Недавно Mattel запустила серию игр для iPad - Apptivity, которые были задуманы так, чтобы дать возможность детям управлять игрой с помощью своих пластмассовых игрушек. Согласитесь, странная концепция. В результате от производства игры The Apptivity Monster High, в которой кукла являлась управляющим устройством, решено отказаться.

«Мы поняли, что у нас бизнес получается лучше, если мы применяем новые технологии к традиционным игровым схемам. Сделать все в цифровом формате - не может быть самоцелью или гарантией успеха для нас. - рассказывает Стоктон. - Наша целевая аудитория по-прежнему дети, и они по-прежнему примерно 30 минут в день играют с игрушками, несмотря на развитие цифровых развлечений».

Финансовые результаты компании позволяют смотреть в будущее с оптимизмом: в 2012 году прибыль Mattel выросла до $864 млн, а запасы денежных средств - до $1,3 млрд, что дает возможности для маневров и экспериментов с новыми продуктами. Но смогут ли эти продукты заменить Барби?

Обозреватель сайт изучил историю развития американского производителя игрушек Mattel: от семейного бизнеса по продаже рамок для фотографий до выпуска всемирно известной куклы Barbie и контрактов с Disney.

Суть работы каждой компании в том, чтобы обеспечить своих клиентов отличной продукцией. Это может быть все что угодно, начиная с продуктов питания и заканчивая подводными путешествиями. Но есть на рынке компании, продукты которых больше всего ценят дети, а взрослые помогают воплотить в реальность детскую мечту. Наличие множества разнообразных игрушек всегда считалось признаком счастливого детства.

В большинстве случаев дети мечтают об игрушках производства компании, которая долгое время была символом этой индустрии. Имя ей Mattel, но даже те, кто не знает этого названия, в любом случае слышали о самом известном её продукте - кукле Барби. Конечно, ассортимент компании не ограничивается только этой игрушкой - она также производит фигурки персонажей знаменитых комиксов, фильмов и мультиков, начиная с Супермена и заканчивая ковбоем Вуди из «Истории игрушек», видеоигры, игрушечные автомобили и многое другое.

История Mattel начинается в кризисные послевоенные годы, когда множеству детей, потерявших родителей и живущих в бедности, нужен был повод для радости. Компания была основана семейной парой - Эллиотом и Рут Хандлер, а также их близким другом Мэтсоном Гарольдом, занимавшимся производством мебели.

В 1945 году в гараже эта троица создала компанию, которая изготавливала рамки для портретов и фотографий. Основатели долго думали над названием собственного дела, перебирая подходящие для их деятельности варианты. Не сойдясь в этом вопросе, они подошли к решению более креативно, соединив первые слоги имён Мэтсон и Элиот.

Компании мало иметь имя и продукт - нужны ещё и деньги. Основатели рискнули и вложили в собственное дело около $100 тысяч, что было огромной для послевоенного времени суммой. Первый год можно смело называть провальным: компания с узкой нишей заработала всего $30 тысяч, но молодые руководители не оставляли надежды, что дела наладятся.

Был нужен новый продукт, который бы заинтересовал большее число покупателей. Таким продуктом стали входящие в моду музыкальные шкатулки, которые очень полюбились детям, и взрослые с радостью стали покупать их в подарок. Заметив в этом тенденцию, Элиот Хандлер принял решение отказаться от производства рамок и придумал новую игрушку - кукольные домики. Однако, чтобы сделать их интересными для детей, необходимо было придумать оригинальную историю и вовлечь их в процесс.

Вскоре дела у Mattel пошли гораздо лучше, а на рынке стала появляться их новая продукция: сначала это была кукольная мебель. В 1946 году Гарольд из-за проблем со здоровьем вынужден был уйти из набирающего обороты бизнеса, продав свою долю Элиоту и Рут. Впоследствии он поймёт, какую ошибку совершил.

Кто не знает куклу Barbie? Пожалуй, ее знают все. Независимо от пола и возраста. Эта кукла является самым успешным продуктом за всю историю игрушек, покорившим весь земной шар. И принадлежит она перу компании Mattel.


Сегодня компания Mattel является одним из крупнейших производителей игрушек во всем мире. Продукция знаменитого бренда продается в 150 странах. Среди игрушек компании особенно выделяются не только куклы Barbie, но и коллекция машинок Hot Wheels, а также брендированные игрушки, которые компания выпускает по договору с Warner Brothers: Супермен, Бэтмен, Гарри Поттер и многие другие.


Продукция Mattel производится на фабриках в Китае, Индонезии, Малайзии и Мексики. Грубо говоря, там, где это стоит гораздо дешевле, чем в развитых странах. При этом около половины продаж Mattel генерируют три крупнейших торговых сети мира (в плане игрушек): вездесущий Wal-Mart, Target и Toys’r’Us. Мы расскажем о том, как рождался один из крупнейших брендов игровой индустрии.


Начало: 1945-1949


Mattel была основана в 1945 году молодой семейной парой Хэндлер. Рут Хэндлер происходила из польской семьи, где была аж 10 ребенком. До Mattel она работала секретарем в Paramount Pictures в Лос-Анджелесе, где и встретила своего будущего мужа Эллиота, работавшего в то время инженером. Свой первый бизнес Эллиот начал сразу же после свадьбы. Он стал делать мебель и продавать ее прямо из своего гаража. Дело пошло, и уже скоро у Хэндлера появились партнеры.


Правда, сразу же после окончания Второй мировой войны Эллиот поссорился со своими партнерами, и продал долю в компании. По какому-то счастливому стечению обстоятельств судьба свела его в это время со старым другом, Харольдом «Мэттом» Мэтсоном, который и стал партнером молодой пары при основании Mattel (правда, проблемы со здоровьем вскоре вынудили Мэтсона оставить бизнес).


Свою деятельность Mattel начала с производства рамок для картин. Вложив в первый год порядка 100 тысяч долларов, основатели получи выхлоп в размере 30 тысяч. Бизнес шел достаточно успешно. В это же время компания начинает создавать кукольные домики. Это был очень своевременный шаг, так как после окончания Второй мировой войны жизнь стала потихоньку налаживаться. Люди начинают вкладывать больше денег в развлечения, в том числе и покупку игрушек для своих детей.


Ранние годы компании оказали неоценимую услугу семье Хэндлеров, так как они смогли получить бесценный опыт. Хэндлеры поняли, что нужно следить за издержками, грамотной доставкой, но главное – к ним пришло понимание о том, что успех гарантирует только великолепный продукт. Одним из таких продуктов стала музыкальная шкатулка, выпущенная компанией во второй половине 40-х годов. Данная шкатулка напоминала аналоги из Швейцарии, но стоила намного меньше. Кроме того, ребенок сам приводил ее в действие при помощи специального механизма в виде заводной рукоятки. Продукт, который был закончен на деньги «шурина» окупился с лихвой.


Успех музыкальной шкатулки преподал Хэндлерам несколько уроков. Во-первых, они поняли, что успешный среди детей товар обязательно должен вовлекать их в процесс. Дети должны чувствовать свое участие. Кроме того, они должны хотеть играть с игрушкой как можно дольше. Во-вторых, они предположили, что игрушка, с которой дети захотят играть длительное время может быть только началом какой-то крупной серии.


Инновации, Диверсификация, Успех: 1950-69


К 1955 году продажи Mattel поднялись до 5 миллионов долларов. Компания выпустила свой второй хит после музыкальной шкатулки, продукт под названием «Burp Guns». Кроме того, семья Хэндлеров пошла в это время на шаг, который навсегда изменил индустрию игрушек – они стали давать рекламу по ТВ во время мультиков студии Disney. Это был рискованный ход. Во-первых, все компании, занимающиеся разработкой игрушек, предпочитали всегда делать ставку на хорошие отношения с розничными продавцами, которые должны были продавать товар, а не на прямой контакт с конечными потребителями. Во-вторых, компания потратила на рекламу 500 тысяч долларов. Примерно столько составлял весь капитал Mattel в то время.


Ход с постоянной рекламой игрушек Mattel во время передачи «Клуб Микки Мауса» оказался чрезвычайно успешным. Скоро все дети в США знали о том, что такое Mattel, и какую замечательную продукцию выпускает компания. Они требовали от своих родителей купить им игрушки именно от Mattel.


Начиная с 1957 года, особенной популярностью в США начинает пользоваться тема Дикого запада. Mattel не замедлила воспользоваться этой ситуацией, и начала выпуск игрушечных винчестеров, и прочего оружия, которое напоминало ту эпоху. К 59 году продажи компании уже составляли 14 миллионов долларов. И именно в это время произошла настоящая революция на рынке игрушек – Mattel выпустила куклу Barbie. Сама идея Barbie пришла в голову Рут Хэндлер, когда она увидела, как ее дочь активно играет с бумажными куклами, имитирующими взрослых людей. Рут решила, что детям будет интересно поиграть с куклой, которая внешне будет похожа на взрослую девушку. Более того, она считала, что таким образом компания сможет приучать девочек к их будущей жизни, которая должна будет наступить после совершеннолетия.


К 1959 году Mattel выпускает свою куклу Барби (она была названа в честь дочери Хэндлеров). Надо ли говорить, что кукла снискала огромный успех, побив все рекорды продаж кукол для девочек того времени. И все это несмотря на то, что изначально встречена она была достаточно прохладно на Ярмарке игрушек в Нью-Йорке. Бизнес-модель для куклы Barbie достаточно быстро сформировалась в компании Mattel. Кукла была только наживкой. За ней шли различные дополнительные аксессуары, которые обеспечивали компании дополнительную прибыль. Самыми популярными из этих аксессуаров стали многочисленные наборы одежды для Barbie.


Американцы быстро полюбили эту куклу. Уже к 1968 году в США работало большое количество фан-клубов Barbie, куда входило около 1,5 миллионов человек. Не слабые результаты для детской игрушки. Продажи Barbie к тому времени не ограничивались только аксессуарами и самой куклой. Компания начала строить мир вокруг своего персонажа, представив в 61 году ее друга – Кена (впоследствии компания будет выпускать дома, машины и многое другое, что сможет продлить детям игру с Barbie). Стоит отметить, что наряды для Barbie первое время шил профессиональный модельер Шарлотта Джонсон. Все это немало способствовало тому, что девочки обсуждали не только Barbie, но и ее многочисленные аксессуары, которые генерировали основную часть прибыли компании. Интересно, что когда о кукле будет говорить весь мир, она обзаведется самыми настоящими нарядами от известных модных брендов, которые будут создавать одежду специально для Barbie.


К началу 60-х годов Mattel уже занимала прочное положение на рынке кукол. В компании решили, что пришло время расширить ассортимент и представили куклу Chatty Cathy – первую говорящую куклу в Америке. Она тоже была успешной, но не дотягивала до Barbie ни по каким показателям.


В 63 году Mattel размещает свои акции на нью-йоркской фондовой бирже. За эти два года наблюдается заметный рост продаж игрушек во всем мире. Он коснулся и Mattel, так как компания сумела увеличить свои доходы за 2 года с 26 миллионов долларов до 100. Впрочем, не надо полагать, что в этом не было заслуги самой компании. Была! Во-первых, рост продаж был во многом связан с расширением линейки кукол Barbie – появлением Кена и афроамериканской куклы Christie, которая вышла как раз в то время, когда в США начала зарождаться серьезная политкорректность относительно черного населения.


В течение 60-х годов ассортимент Mattel серьезно обновлялся ежегодно. Было заметно невооруженным глазом, что компания не хочет существовать за счет одной лишь серии Barbie. Mattel выпускала множество игрушек, которые пользовались совершенно разным спросом. Получались у компании и хиты, одним из которых стала серия гоночных машинок «Hot Wheels», выпускающаяся по сей день. К концу 60-х годов Mattel становится крупнейшим производителем игрушек в мире.


Секрет успеха Mattel


Начало 70-х годов ознаменовалось для Mattel многочисленными поглощениями. Компания приобретала другие фирмы пачками. Ее жертвами стали даже такие гиганты, как Ringling Bros. и Barnum & Bailey Circus. Но хорошие времена постепенно заканчивались. Сменились они настоящим катастрофическим периодом, когда у компании была масса финансовых проблем (из-за чего был уволен CEO Mattel Розенберг), сгорел завод в Мексике, прошел ряд забастовок на Востоке, который не способствовал выполнению компанией своих обязательство по поставкам.


Финансовые неприятности для Mattel закончились тем, что основатели получили условные сроки и обязались выплатить достаточно солидные средства, в качестве штрафа (это не считая того, что они стали участниками благотворительных работ). Махинации Mattel не прошли незамеченными.


В 1975 году Хэндлеров заменило новое руководство во главе с Артуром Спэа. А уже через 2 года компания снова стала прибыльной. В это же время проходит заметная реструктуризация Mattel. Все дело в том, что многие из купленных компаний были очень далеки от того, чтобы называться рентабельными. Mattel предстояло избавиться от них. Одна из таких отраслей – индустрия видеоигр – принесла Mattel потери в районе 400 миллионов долларов. Компания начала набирать обороты, но до звания крупнейшего производителя игрушек, которым Mattel была десятилетие назад, ей было далеко. На рынке лидировала Hasbro.


К этому моменту мы уже можем сделать главные выводы из истории компании Mattel. Во-первых, ее успех был обусловлен правильной маркетинговой стратегией, когда товар был только наживкой для потребителей, покупавших затем ряд аксессуаров для куклы, генерировавших большую часть прибыли. Кроме того, Mattel постоянно расширяла мир Barbie, добавляя в него новых персонажей, новые предметы – все то, что помогало продлить интерес ребенка к кукле. Наконец, Barbie в какой-то мере была тем образом, на который хотели походить сами девочки в будущем.


Кроме того, компания все время изменяла свой основной продукт, подстраивая его под современные веянья. Так, когда пошли времена расцвет равноправия полов, кукла сменила профессию и предстала нам в образе полицейской, военной, медсестры, президента США и т.д.


Дальнейшая история Mattel была связана с тем, что компания пыталась налаживать хорошие связи с крупными розничными сетями, продолжала свою успешную ТВ-кампанию, совершенствовала свои продукты. Конечно, сейчас бренд переживает не самые лучшие времена. Популярность виртуальных миров и компьютерных игр дает о себе знать. Mattel, конечно, не игнорирует виртуальное пространство, и на данный момент существует великое множество игр по мотивами мира Barbie, но лучшие времена компании, возможно, уже позади… хотя кто знает.

Статьи по теме: