Какие иллюстрации к васюткино озеро
Слайд 2
О чём идёт речь?
- Она величественна и похожа на океан.
- Она щедра и сурова.
- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России
Слайд 3
Слайд 4
Что такое тайга
Слайд 5
Чем тайга отличается от обычного леса?
В тайге растут хвойные леса, земля практически не покрыта травой
Слайд 6
Завязка
- С чего начинается рассказ?
- Рассказчик говорит об озере
- Как вы думаете почему Астафьев начинает с озера, а не с Васютки?
Слайд 7
- Кто такой Васютка и где он живёт?
- Васютка – тринадцатилетний мальчик, он живёт в рыбацком селе на реке Енисее
Слайд 8
Рыбосборочный бот
Слайд 9
Начало
- Какая проблема возникла у рыбаков?
- Из-за частых дождей вода в Енисее поднялась, и вся крупная рыба ушла на глубину
- Найдите в тексте, какая рыба ценилась больше, а какая меньше
(подсказка: о чём ворчал дедушка Афанасий?)
- Меньше: ерши и пескари
- Больше: омуль, стерлядь, осётр
Слайд 10
Рыба
- пескарь
- Сибирский осётр
- стерлядь
- омуль
Слайд 11
В путь, дорогу
Зачем Васютка пошёл в лес?
Васютка пошёл за кедровыми орехами для рыбаков
Слайд 12
Какой в тайге есть закон?
Идёшь в лес – бери еду, бери спички.
Слайд 13
Лесная дорога
Как Васютка ориентировался в лесу?
- Он шёл по затесам
- Затеси– зарубки, поставленные на деревьях, стоящих вдоль тропы
Слайд 14
В лесу
Найдите в тексте с чем Васютка сравнивает тропинки в лесу
Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.
Слайд 15
Кедровка
- Почему писатель называет клюв кедровки чутким?
- Она чувствует, когда орех пустой и не вытаскивает его из гнёздышка
- Чем полезна кедровка?
- Кедровка разносит по тайге семена кедра
Слайд 16
В лесу
Каким образом Вася сбился с пути?
Васютка погнался за подстреленным глухарём
Как Вася подкрался к глухарю?
Слайд 17
Потерялся
- Как Васютка понял, что потерялся?
- Он не увидел знакомых зарубок
- Найдите в тексте, как Васютка определил куда ему следует идти. (стр. 131)
Ладно, не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь. Ну вот, все в порядке, а ты, чудак, боялся! - хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: - Шагом арш! Эть, два!
Слайд 18
Куда идти?
«Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник - паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет - убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета.»
Как вы думаете, чем столь обычное зрелище, муха попавшая в паутину, покоробила Васютку?
На кого похожа эта муха?
Слайд 19
Совсем одни
Представьте себе, что вы приехали в село, где жил Васютка. Вы отправились в лес за орехами и, подобно Васютке, сбились с пути. Что бы вы сделали?
Слайд 20
Не унывать!
Итак Васютка смирился с тем, что потерялся. Что он предпринял? Опишите его действия.
- Васютка развёл огонь
- Он запасся дровами на ночь
- Приготовил глухаря
- Лёг спать на тёплое от костра место
Слайд 21
Готовим в лесу
Как Васютка приготовил Глухаря? Используйте картинки и текст на стр. 133
Слайд 22
Сравним рассказы – Васюткино озеро
«Он снял телогрейку, бросил на нее кепку и, поплевав на руки, полез на дерево. Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.
Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.»
Слайд 23
Слайд 24
Сравним рассказы
- Чем похожи фрагменты? Какую особенность тайги подчеркивают оба автора?
- Как отличаются стили писателей?
- Какой отрывок нравится вам больше? Почему?
Название работы: Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Описание:
Представляю вашему вниманию урок внеклассного чтения по рассказу уральского писателя Виктора Петровича Астафьева. Этот материал может пригодиться учителям начальной школы на РКО, литературном чтении, классном часе, педагогам 5-6 класса среднего звена обучения. В работе приведен тест по прозаическому произведению автора.
Цель: развитие у школьников адаптивного поведения в условиях, угрожающих их жизни посредством художественного текста.
Задачи:
1)воспитывать уважительное отношение к суровой таёжной природе;
2)раскрыть содержание человеческих качеств личности, помогающих людям справиться с бедой в самых опасных жизненных ситуациях;
3)способствовать формированию у подростков чувства ответственности за свои поступки.
Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Ход урока:
Учитель.
Ребята! Многие ли из вас знают, как вести себя в трудных жизненных обстоятельствах? (обсуждение) Сегодня мы с вами познакомимся с любопытной историей мальчика, который спасся в тайге благодаря своим знаниям и наблюдательности! Это герой из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». К уроку вам дано было задание поискового характера: в библиотеке найти фрагменты о жизни этого уральского писателя. Какие факты из его детства вам удалось разыскать?
Рассказы детей.
Я узнала о том, что писатель Виктор Астафьев рано потерял маму, растили его бабушка и дедушка Патылицыны, он был даже воспитанником детского дома!
Мне стало известно, что Виктор Петрович учился на железнодорожника в городе Красноярске, воевал на фронте, был серьёзно ранен. После победы уехал к нам на Урал и жил там восемнадцать лет в городе Чусовом. Работал обычным грузчиком, слесарем, литейщиком и даже плотником в вагонном депо. Известность пришла к нему только в шестидесятые годы. Он всегда был честным человеком, настоящим тружеником земли русской! Опыт разных профессий помог потом писателю достоверно рассказывать о людях труда в своём творчестве.
Учитель.
Спасибо, ребята, хорошо, что вы уже многое узнали об авторе рассказа «Васюткино озеро», в этом тексте описана реальная история из жизни мастера слова. А опубликовал её писатель в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году. Какое же событие лежит в основе сюжета?
Ученик(1)
Произведение «Васюткино озеро» - история о подростке, который заблудился в таёжном лесу, но сумел выйти из него живым и здоровым, так как имел сноровку и помнил рассказы опытных таежников. Василий был сыном артельщика. Часто он бегал в лес, чтобы набрать для рыбаков кедровых шишек. Мальчик отлично знал суровые законы тайги и сам не раз ходил по лесным тропкам. Однажды мальчуган заблудился! Это было особенно обидно! Потерялся в тайге из-за собственной глупости, невнимательности. Погнался за раненым глухарем, ушел от затесей, «зарубок» на деревьях не на ту дорожку, а выйти обратно было не так – то просто.
Ученик(2)
Сначала Васютка очень испугался и запаниковал-побежал, толком не разбирая дороги, ему было очень страшно, ведь он нередко слышал разговоры взрослых, как теряются в лесу и гибнут в болоте люди. Когда страх понемногу прошёл, мальчик успокоился и стал вести себя, как настоящий опытный охотник. Он не упал духом и вспомнил советы старых таёжников, начав разрабатывать план своего спасения. Умение рассуждать, воля, находчивость и вера в успех помогли маленькому сыну рыбака найти правильный путь к реке Енисею, к людям. Мальчик продержался несколько дней в лесу совершенно один, распределяя еду, бережно экономя патроны и спички. Я думаю, что не всякий взрослый сумел бы выдержать и спастись в тайге! Когда Васютку нашли и привезли домой, то он поведал всем о чудесном озере, которое отыскал, выживая в тайге. В озере этом было очень много рыбы. Его так потом и прозвали - «Васюткино».
Анализ текста по вопросам:
1)Что же чувствовал мальчик, блуждая по тайге? (страх, растерянность);
2)За что ругает себя Василий? Найдите и прочитайте об этом в тексте. (побежал за птицей, забыв об осторожности охотника);
3)Какое решение он принимает? О чём оно говорит? (чтение фрагментов из текста, обсуждение, анализ, синтез);
4)Найдите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для описания внешности героя;
5)Назовите эпитеты, метафоры и олицетворения, раскрывающие природу, как действующее лицо рассказа. Природа – друг и помощник мальчика или враг?
6)Как характеризует героя стремление выжить и найти дорогу домой?
7)Назовите качества характера Васютки, помогающие ему справиться с трудной жизненной ситуацией. А как бы поступили вы? (обсуждение)
Учитель.
В конце урока я предлагаю вам 10 вопросов теста по рассказу. Постарайтесь быть точными и внимательными в своих ответах.(Правильные ответы теста к заданиям 1 - 6 прописаны заглавной буквой. Ответы на вопросы 7-10 дети дают индивидуально, используя свои знания текста таким образом, как они поняли произведение и что нового узнали из устных рассуждений в ходе всего урока.)
Тест.
1)Из - под чего был мешок, в который мальчик собирал шишки?
а) Из - под муки;
Б) Из - под соли;
в) Из - под крупы.
2)Что такое «жарки»?
А) цветы;
б) огонь;
в) рыба.
3)Сколько дней бродил Васютка по тайге?
а)1
б)2
В)5
4)Сколько было герою лет, когда он заблудился?
а)7
б)10
В)13
5)Как звали собаку мальчика?
а) Трезор;
Б) Дружок;
в) Жучка
6)Чего не было у Васютки с собой?
А) топора;
б) соли;
в) хлеба;
г) спичек.
7)Какие черты характера мальчика вы можете назвать?
8)Почему он заблудился?
9)Какие таёжные законы помогли ему выжить?
10)Чему у Васютки тебе можно научиться?
Итог. Рефлексия
Перед вами на парте два смайлика: грустный и весёлый. Если вам всё было понятно, и вы многое узнали для себя полезного, прикрепите на доску весёлый смайлик. Если вам наш урок не понравился - оставьте грустный смайлик. Домой возьмите два задания. Мне бы очень хотелось, чтобы вы нарисовали рисунки о Васютке и его самоотверженной борьбе за жизнь. Второе задание: составьте для урока ОБЖ памятку
«Васюткиными тропами» (урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро») Маршрутный лист:
- Опушка Архивариусов
- Поляна Лесовиков
- Просека Юных натуралистов
- Пригорок загадок
- Родник Литераторов
- Берег Успеха
- (1924 – 2001)
- Виктор Петрович
- Астафьев
- Что изображено на рисунке?
- Тоня – улов
- Затеси – зарубка, стёс на дереве
- Валежина – сухие ветки, упавшие на землю
- а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
- б) выполняя поручение отца;
- в) ради удовольствия.
- а) речка;
- б) болото;
- в) озеро.
- а) богатейшей флоре и фауне;
- б) тёплой осенней погоде;
- в) умениям и навыкам таёжного жителя.
- Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
- Продумай тщательно маршрут.
- Не забудь взять компас.
- Возьми спички для костра.
- Захвати с собой тёплые вещи.
- Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы)
- Не паникуй, успокойся
- Прекрати бесполезное движение
- Осмотри место, где находишься
- Собери хворост, дрова для костра (на ночь)
- Разожги костёр, приготовь пищу
- Подготовь из веток, травы место для ночлега
- Спокойно ожидай спасателей, родственников
- «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
- «Идёшь в лес – бери еду, спички, соль».
- «Тайга хлипких не любит!»
- Тайны Тайги
- Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
- Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
- Заполярная тайга не страшна зверьми.
- Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
- Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
- Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
- Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
- У костра заблудившегося скорей заметят.
- с какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
- Вызвездило – к холоду.
- «Да, не удивляйтесь и не думайте. Что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё в нашей стране безымянных озёр и речек».
- «Рыбаки из бригады Шадрина совсе было приуныли. Частые осенние дожди впучили реку. Вода в ней поднялась и рыба стала плохо ловитья.»
- Экспозиция - подготавливает восприятие читателя, помещается в начале произведения.
- «Весело насвистывая шёл он по тайге, следил за пометами на деревьях и думал о том. Что наверно, всякая таёжная дорога начинается с затесей.»
- Завязка - это событие, которое является началом действия.
- Развитие действий
- 1) «Вдруг он спохватился: где же затеси?
- Пора уж им быть.»
- 1) Потеря затесей
- Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: «Ладно, не робей.»
- 2) Страх и отчаяние героя
- 3) Тайга, наша кормилица, хлюпких не любит!»
- И он стал припоминать всё, чему его учили…..
- 3) Действия по спасению.
- 4) «Неужели впереди Енисей?»
- 4) Выход к реке
- Под утро он уловил равномерно повторяющиеся звуки: бут-бут…Из предрассветной мглы всплыл высокий неуклюжий силуэт бота.»
- От бота отошла шлюпка. Васютку вытащили на берег.
- Кульминация –
- момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении
- И вот Васютка дома! В избушке натоплено так, что дышать нечем.»
- Через два дня Васютка, как заправский провожатый, шагал по берегу речки вверх, а бригада рыбаков за ним.
- Развязка –
- это завершающая часть развития действия (Васютка дома! Путь к озеру и его освоение)
- Эпилог –
- это заключение, сделанное автором после изложения повествования
- Композиционный план рассказа «Васюткино озеро»
- Экспозиция.
- Рассуждение об озерах и их названиях.
- Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
- Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.
- Развитие действия.
- Страх и отчаяние Васютки.
- Решительные действия по своему спасению.
- Просвет в пути.
- Кульминация. Появление бота и возвращение героя.
- Развязка.
- Васютка дома.
- Путь к озеру и его освоение.
- Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».
- Узнайте по эпитетам, о чём речь?
- неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый
- Небольшое, унылое, подёрнутое ряской
- Молочный, клейкий, неподвижный
- Далёкие, таинственные, мерцающие
- Выразите своё отношение к герою.
- Чему вы научились у Васютки?
- Выводы:
- 1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.
- Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни.
- 2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.
- Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава –
- Васюткиного озера сияние!
- 1) Написать письмо Васютке;
- 2)Подготовить иллюстрации к одному из событий, произошедших с героем в тайге!
- Спасибо за урок!
- До новых встреч!!!