Какие иллюстрации к васюткино озеро

Слайд 2

О чём идёт речь?

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России
  • Слайд 3

    Слайд 4

    Что такое тайга

  • Слайд 5

    Чем тайга отличается от обычного леса?

    В тайге растут хвойные леса, земля практически не покрыта травой

    Слайд 6

    Завязка

    • С чего начинается рассказ?
    • Рассказчик говорит об озере
    • Как вы думаете почему Астафьев начинает с озера, а не с Васютки?
  • Слайд 7

    • Кто такой Васютка и где он живёт?
    • Васютка – тринадцатилетний мальчик, он живёт в рыбацком селе на реке Енисее
  • Слайд 8

    Рыбосборочный бот

  • Слайд 9

    Начало

    • Какая проблема возникла у рыбаков?
    • Из-за частых дождей вода в Енисее поднялась, и вся крупная рыба ушла на глубину
    • Найдите в тексте, какая рыба ценилась больше, а какая меньше

    (подсказка: о чём ворчал дедушка Афанасий?)

    • Меньше: ерши и пескари
    • Больше: омуль, стерлядь, осётр
  • Слайд 10

    Рыба

    • пескарь
    • Сибирский осётр
    • стерлядь
    • омуль
  • Слайд 11

    В путь, дорогу

    Зачем Васютка пошёл в лес?

    Васютка пошёл за кедровыми орехами для рыбаков

    Слайд 12

    Какой в тайге есть закон?

    Идёшь в лес – бери еду, бери спички.

    Слайд 13

    Лесная дорога

    Как Васютка ориентировался в лесу?

    • Он шёл по затесам
    • Затеси– зарубки, поставленные на деревьях, стоящих вдоль тропы
  • Слайд 14

    В лесу

    Найдите в тексте с чем Васютка сравнивает тропинки в лесу

    Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.

    Слайд 15

    Кедровка

    • Почему писатель называет клюв кедровки чутким?
    • Она чувствует, когда орех пустой и не вытаскивает его из гнёздышка
    • Чем полезна кедровка?
    • Кедровка разносит по тайге семена кедра
  • Слайд 16

    В лесу

    Каким образом Вася сбился с пути?

    Васютка погнался за подстреленным глухарём

    Как Вася подкрался к глухарю?

    Слайд 17

    Потерялся

    • Как Васютка понял, что потерялся?
    • Он не увидел знакомых зарубок
    • Найдите в тексте, как Васютка определил куда ему следует идти. (стр. 131)

    Ладно, не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь. Ну вот, все в порядке, а ты, чудак, боялся! - хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: - Шагом арш! Эть, два!

    Слайд 18

    Куда идти?

    «Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник - паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет - убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета.»

    Как вы думаете, чем столь обычное зрелище, муха попавшая в паутину, покоробила Васютку?

    На кого похожа эта муха?

    Слайд 19

    Совсем одни

    Представьте себе, что вы приехали в село, где жил Васютка. Вы отправились в лес за орехами и, подобно Васютке, сбились с пути. Что бы вы сделали?

    Слайд 20

    Не унывать!

    Итак Васютка смирился с тем, что потерялся. Что он предпринял? Опишите его действия.

    • Васютка развёл огонь
    • Он запасся дровами на ночь
    • Приготовил глухаря
    • Лёг спать на тёплое от костра место
  • Слайд 21

    Готовим в лесу

    Как Васютка приготовил Глухаря? Используйте картинки и текст на стр. 133

    Слайд 22

    Сравним рассказы – Васюткино озеро

    «Он снял телогрейку, бросил на нее кепку и, поплевав на руки, полез на дерево. Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

    Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.»

    Слайд 23

  • Слайд 24

    Сравним рассказы

    • Чем похожи фрагменты? Какую особенность тайги подчеркивают оба автора?
    • Как отличаются стили писателей?
    • Какой отрывок нравится вам больше? Почему?
  • Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
    Название работы: Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
    Описание:
    Представляю вашему вниманию урок внеклассного чтения по рассказу уральского писателя Виктора Петровича Астафьева. Этот материал может пригодиться учителям начальной школы на РКО, литературном чтении, классном часе, педагогам 5-6 класса среднего звена обучения. В работе приведен тест по прозаическому произведению автора.
    Цель: развитие у школьников адаптивного поведения в условиях, угрожающих их жизни посредством художественного текста.
    Задачи:
    1)воспитывать уважительное отношение к суровой таёжной природе;
    2)раскрыть содержание человеческих качеств личности, помогающих людям справиться с бедой в самых опасных жизненных ситуациях;
    3)способствовать формированию у подростков чувства ответственности за свои поступки.

    Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»


    Ход урока:
    Учитель.
    Ребята! Многие ли из вас знают, как вести себя в трудных жизненных обстоятельствах? (обсуждение) Сегодня мы с вами познакомимся с любопытной историей мальчика, который спасся в тайге благодаря своим знаниям и наблюдательности! Это герой из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». К уроку вам дано было задание поискового характера: в библиотеке найти фрагменты о жизни этого уральского писателя. Какие факты из его детства вам удалось разыскать?


    Рассказы детей.
    Я узнала о том, что писатель Виктор Астафьев рано потерял маму, растили его бабушка и дедушка Патылицыны, он был даже воспитанником детского дома!
    Мне стало известно, что Виктор Петрович учился на железнодорожника в городе Красноярске, воевал на фронте, был серьёзно ранен. После победы уехал к нам на Урал и жил там восемнадцать лет в городе Чусовом. Работал обычным грузчиком, слесарем, литейщиком и даже плотником в вагонном депо. Известность пришла к нему только в шестидесятые годы. Он всегда был честным человеком, настоящим тружеником земли русской! Опыт разных профессий помог потом писателю достоверно рассказывать о людях труда в своём творчестве.
    Учитель.
    Спасибо, ребята, хорошо, что вы уже многое узнали об авторе рассказа «Васюткино озеро», в этом тексте описана реальная история из жизни мастера слова. А опубликовал её писатель в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году. Какое же событие лежит в основе сюжета?


    Ученик(1)
    Произведение «Васюткино озеро» - история о подростке, который заблудился в таёжном лесу, но сумел выйти из него живым и здоровым, так как имел сноровку и помнил рассказы опытных таежников. Василий был сыном артельщика. Часто он бегал в лес, чтобы набрать для рыбаков кедровых шишек. Мальчик отлично знал суровые законы тайги и сам не раз ходил по лесным тропкам. Однажды мальчуган заблудился! Это было особенно обидно! Потерялся в тайге из-за собственной глупости, невнимательности. Погнался за раненым глухарем, ушел от затесей, «зарубок» на деревьях не на ту дорожку, а выйти обратно было не так – то просто.


    Ученик(2)

    Сначала Васютка очень испугался и запаниковал-побежал, толком не разбирая дороги, ему было очень страшно, ведь он нередко слышал разговоры взрослых, как теряются в лесу и гибнут в болоте люди. Когда страх понемногу прошёл, мальчик успокоился и стал вести себя, как настоящий опытный охотник. Он не упал духом и вспомнил советы старых таёжников, начав разрабатывать план своего спасения. Умение рассуждать, воля, находчивость и вера в успех помогли маленькому сыну рыбака найти правильный путь к реке Енисею, к людям. Мальчик продержался несколько дней в лесу совершенно один, распределяя еду, бережно экономя патроны и спички. Я думаю, что не всякий взрослый сумел бы выдержать и спастись в тайге! Когда Васютку нашли и привезли домой, то он поведал всем о чудесном озере, которое отыскал, выживая в тайге. В озере этом было очень много рыбы. Его так потом и прозвали - «Васюткино».


    Анализ текста по вопросам:
    1)Что же чувствовал мальчик, блуждая по тайге? (страх, растерянность);
    2)За что ругает себя Василий? Найдите и прочитайте об этом в тексте. (побежал за птицей, забыв об осторожности охотника);
    3)Какое решение он принимает? О чём оно говорит? (чтение фрагментов из текста, обсуждение, анализ, синтез);
    4)Найдите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для описания внешности героя;
    5)Назовите эпитеты, метафоры и олицетворения, раскрывающие природу, как действующее лицо рассказа. Природа – друг и помощник мальчика или враг?
    6)Как характеризует героя стремление выжить и найти дорогу домой?
    7)Назовите качества характера Васютки, помогающие ему справиться с трудной жизненной ситуацией. А как бы поступили вы? (обсуждение)


    Учитель.
    В конце урока я предлагаю вам 10 вопросов теста по рассказу. Постарайтесь быть точными и внимательными в своих ответах.(Правильные ответы теста к заданиям 1 - 6 прописаны заглавной буквой. Ответы на вопросы 7-10 дети дают индивидуально, используя свои знания текста таким образом, как они поняли произведение и что нового узнали из устных рассуждений в ходе всего урока.)
    Тест.
    1)Из - под чего был мешок, в который мальчик собирал шишки?
    а) Из - под муки;
    Б) Из - под соли;
    в) Из - под крупы.
    2)Что такое «жарки»?
    А) цветы;
    б) огонь;
    в) рыба.
    3)Сколько дней бродил Васютка по тайге?


    а)1
    б)2
    В)5
    4)Сколько было герою лет, когда он заблудился?
    а)7
    б)10
    В)13
    5)Как звали собаку мальчика?
    а) Трезор;
    Б) Дружок;
    в) Жучка
    6)Чего не было у Васютки с собой?


    А) топора;
    б) соли;
    в) хлеба;
    г) спичек.
    7)Какие черты характера мальчика вы можете назвать?
    8)Почему он заблудился?
    9)Какие таёжные законы помогли ему выжить?
    10)Чему у Васютки тебе можно научиться?


    Итог. Рефлексия
    Перед вами на парте два смайлика: грустный и весёлый. Если вам всё было понятно, и вы многое узнали для себя полезного, прикрепите на доску весёлый смайлик. Если вам наш урок не понравился - оставьте грустный смайлик. Домой возьмите два задания. Мне бы очень хотелось, чтобы вы нарисовали рисунки о Васютке и его самоотверженной борьбе за жизнь. Второе задание: составьте для урока ОБЖ памятку

    «Васюткиными тропами» (урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро») Маршрутный лист:

    • Опушка Архивариусов
    • Поляна Лесовиков
    • Просека Юных натуралистов
    • Пригорок загадок
    • Родник Литераторов
    • Берег Успеха
    Опушка Архивариусов
    • (1924 – 2001)
    • Виктор Петрович
    • Астафьев
    Сибирь – родина В.П. Астафьева Поляна Лесовиков Енисей
    • Что изображено на рисунке?
        • Тоня – улов
    • Затеси – зарубка, стёс на дереве
    • Валежина – сухие ветки, упавшие на землю
    Васютка бродил по лесу:
    • а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
    • б) выполняя поручение отца;
    • в) ради удовольствия.
    Заметив в глубине тайги жёлтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
    • а) речка;
    • б) болото;
    • в) озеро.
    Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
    • а) богатейшей флоре и фауне;
    • б) тёплой осенней погоде;
    • в) умениям и навыкам таёжного жителя.
    «Глухарина проклятый…» «Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы»
    • Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
    «Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подернутое у берегов ряской» Просека Юных натуралистов Советы идущему в лес:
    • Продумай тщательно маршрут.
    • Не забудь взять компас.
    • Возьми спички для костра.
    • Захвати с собой тёплые вещи.
    • Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы)
    Родник Литераторов Если ты заблудился:
    • Не паникуй, успокойся
    • Прекрати бесполезное движение
    • Осмотри место, где находишься
    • Собери хворост, дрова для костра (на ночь)
    • Разожги костёр, приготовь пищу
    • Подготовь из веток, травы место для ночлега
    • Спокойно ожидай спасателей, родственников
    Законы тайги
    • «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
    • «Идёшь в лес – бери еду, спички, соль».
    • «Тайга хлипких не любит!»
    Тайны Тайги
    • Тайны Тайги
    • Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
    • Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
    • Заполярная тайга не страшна зверьми.
    • Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
    • Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
    • Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
    • Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
    • У костра заблудившегося скорей заметят.
    • с какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
    • Вызвездило – к холоду.
    «Да, не удивляйтесь и не думайте. Что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё в нашей стране безымянных озёр и речек».
    • «Да, не удивляйтесь и не думайте. Что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё в нашей стране безымянных озёр и речек».
    • «Рыбаки из бригады Шадрина совсе было приуныли. Частые осенние дожди впучили реку. Вода в ней поднялась и рыба стала плохо ловитья.»
    • Экспозиция - подготавливает восприятие читателя, помещается в начале произведения.
    • «Весело насвистывая шёл он по тайге, следил за пометами на деревьях и думал о том. Что наверно, всякая таёжная дорога начинается с затесей.»
    • Завязка - это событие, которое является началом действия.
    • Развитие действий
    • 1) «Вдруг он спохватился: где же затеси?
    • Пора уж им быть.»
    • 1) Потеря затесей
    • Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: «Ладно, не робей.»
    • 2) Страх и отчаяние героя
    • 3) Тайга, наша кормилица, хлюпких не любит!»
    • И он стал припоминать всё, чему его учили…..
    • 3) Действия по спасению.
    • 4) «Неужели впереди Енисей?»
    • 4) Выход к реке
    • Под утро он уловил равномерно повторяющиеся звуки: бут-бут…Из предрассветной мглы всплыл высокий неуклюжий силуэт бота.»
    • От бота отошла шлюпка. Васютку вытащили на берег.
    • Кульминация –
    • момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении
    • И вот Васютка дома! В избушке натоплено так, что дышать нечем.»
    • Через два дня Васютка, как заправский провожатый, шагал по берегу речки вверх, а бригада рыбаков за ним.
    • Развязка –
    • это завершающая часть развития действия (Васютка дома! Путь к озеру и его освоение)
    • Эпилог –
    • это заключение, сделанное автором после изложения повествования
    • Композиционный план рассказа «Васюткино озеро»
    • Экспозиция.
    • Рассуждение об озерах и их названиях.
    • Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
    • Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.
    • Развитие действия.
    • Страх и отчаяние Васютки.
    • Решительные действия по своему спасению.
    • Просвет в пути.
    • Кульминация. Появление бота и возвращение героя.
    • Развязка.
    • Васютка дома.
    • Путь к озеру и его освоение.
    • Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».
    Узнайте по эпитетам, о чём речь?
    • Узнайте по эпитетам, о чём речь?
    • неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый
    • Небольшое, унылое, подёрнутое ряской
    • Молочный, клейкий, неподвижный
    • Далёкие, таинственные, мерцающие
    Берег Успеха
    • Выразите своё отношение к герою.
    • Чему вы научились у Васютки?
    • Выводы:
    • 1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.
    • Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни.
    • 2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.
    Зарубки на сердце
    • Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава –
    • Васюткиного озера сияние!
    Домашнее задание:
    • 1) Написать письмо Васютке;
    • 2)Подготовить иллюстрации к одному из событий, произошедших с героем в тайге!
    • Спасибо за урок!
    • До новых встреч!!!
    Статьи по теме: