Как объяснить ребенку что такое план. Как составить план на год. Планирование жизни. Общие требования к документу

35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике. Выполнение данного задания предполагает 1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме 2) полноту отражения основного содержания в плане; 3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. При выполнении задания выпускника м предстоит а) в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал; б) выстроить логику презентации имеющегося знания в виде пунктов сложного плана.


35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При анализе ответа учитывается: соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании 3


«Налоги и их воздействие на экономику страны» 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах


При выполнении задания 35 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал. Задание С8 позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо выпускник видит проблему, социальный объект или процесс в целом, как систему понимает смысл поставленной проблемы умеет устанавливать структурно- функциональные, причинно- следственные, иерархические и иные связи умеет выделить главное корректно формулировать структурировать


Условия выполнения данного задания: 1. Системное знание по теме 2. Глубокое знание по теме 3. Объемное знание по теме 4. Разностороннее знание по теме 5. Привлечение внутри курсового материала 6. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин 7. Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ 8. Выстраивание логики содержания 9. Формулирование пунктов плана 10. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.


Классификация тем 1 группа тем 1. широкие «однотомные» 2. широкие «одно объектные» 3. широкие «односоставные» 2 группа тем 1. узкие «одно объектные», 2. узкие «однотомные» 3. узкие «односоставные» 3 группа тем 1.«многотомные», 2.«двусоставные», 3.«разнообъектны» 4.«многосоставных »


Первая группа: а) широкие «однотомные», б) широкие «одно объектные», в) широкие «односоставные» Вам предстоит выступить на школьной конференции по проблеме: «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить доклад по проблеме: «Познание человеком мира и самого себя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3…..«Налоги и их роль в современной экономике России». 4…..«Гражданское общество». 5……«Деятельность, как способ существования людей».


Вариант плана Гражданское общество. 1. Понятие гражданское общество; 2. История развития гражданского общества; 3. Виды связей власти и общества: а) горизонтальные; б) вертикальные; 4. Структура гражданского общества: а) рыночное хозяйство; б) социокультурные отношения; в) объединения по интересам; 5. Власть в гражданском обществе - местное самоуправление; 6. Роль гражданского общества в государстве. Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей. 1. Понятие деятельности 2. Отличительные черты деятельности человека от поведения животных 3. Структура деятельности а) цель б) средства в) действия г) результат 4. Основные виды деятельности а) практическая б) духовная 5. Роль деятельности в жизни общества и человека


Алгоритм 1: составления развернутого плана к предложенной «широкой одно объектной» теме 1. понятие (определение) объекта; 2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта: а) первый признак объекта; б) второй признак объекта; в) третий признак объекта 3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта: а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; 4. главные (основные) функции объекта: а) первая функция объекта; б) вторая функция объекта; в) третья функция объекта 5. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…). 6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…). Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа.


Вторая группа: а) узкие «одно объектные» б) узкие «однотомные», в) узкие «односоставные» Вы готовитесь к зачету по обществознанию по теме: «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено написать статью в школьную газету по проблеме: «Наука в жизни современного общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по проблеме: «Межличностные конфликты и способ их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам необходимо написать творческую работу по проблеме: «Образование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.


Вариант плана: Государство – социальный институт. 1. Понятие социального института. 2. Сущность и виды социальных институтов: а) государство б) школа в) политическая партия 3. Государство – важнейший социальный институт. 4. Государство – как совокупность социальных институтов. 5. Функции института государства: а) понятий функций института государства; б) классификация функций института; в) внутренние и внешние функции института государства. 6. Взаимосвязи социальных институтов. 7. Государство и гражданское общество. 8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России. Вариант плана: Экологический кризис как глобальная проблема современности. 1. Понятие глобальных проблем человечества. 2. Некоторые виды глобальных проблем человечества. а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; б) в значительной мере истреблен лесной покров в) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; 3. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 4. Причины экологического кризиса. а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы 5. Проявления и последствия экологического кризиса 6. Пути преодоления экологического кризиса. а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых».


Алгоритм 2: составления развернутого плана к предложенной «узкой одно объектной» теме: 1. понятие (определение) объекта 2. свойства объекта а) б) 3. причины возникновения объекта 4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта а) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта б) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта в) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта 5. структура объекта 6. проблемы развития объекта (тенденциии развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления..)


Третья группа: а)«многотомные» б) «двусоставные» в) «разно объектные» г) « многосоставныхе» Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Экономическая свобода и социальная ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.


Вариант плана: Летнее и зимнее время: за и против. 1. Понятие летнего и зимнего времени; 2. Проблема введения летнего и зимнего времени в мире; 3. Причины введения зимнего и летнего времени; а) административные причины; б) социальные причины; в) экономические причины; 4. Некоторые последствия введения зимнего и летнего времени в России – позитивные и негативные: а) для экономики страны; б) для здоровья человека; в) для управления страной; 5. Перспективы существования зимнего и летнего времени в современной России. Вариант плана: Экономическая свобода и социальная ответственность. 1. Понятие: а) экономическая свобода; б) социальная ответственность; 2. Формы экономической свободы: а) предпринимательство; б) бизнес; 3. Механизм реализации экономической свободы и социальной ответственности в различных типах общества: а) традиционное общество б) индустриальное общество; в) постиндустриальное общество; 4. Проблемы взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; 5. Проблемы развития экономической свободы и социальной ответственности в современной России.


Алгоритм 3. Составления развернутого плана «многообъектной» теме.. 1. понятие (определение) объекта 1; 2. понятие (определение) объекта 2…3…4; 3. свойства (структура) объектов: а) свойство 1; б) 4. причины взаимодействия (взаимозависимости, взаимоисключения) объектов: а) причина 1 б) причина 2 5. взаимодействие объектов; 6. проблемы развития объектов (тенденциии развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…,пути преодоления…) в современной России.


Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья.


Список источников 1. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – Рутковская Е.А., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс, 1999 г. 4. Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г. 5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г. 6. Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, 29, г. 7. Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976 г. 8. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-11 классы 9. Никитина Е.И. Русская речь. Дидактический материал. 10. Материалы сайта ФИПИ (11. Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, Форум «Абитуриент…ПРО»


Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом - это составление к нему плана. Планы могут быть: Простыми - передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача - помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно. Развернутыми - содержит более полную, конкретизирующую информацию. Картинными - позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно. Смысловыми- предполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение. Стереотипными - помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности. Тезисными - предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу по намеченному плану…» Дореволюционное методическое руководство


Простой Сложный (развернутый) Название каждого раздела (части) параграфа записывается под соответствующим порядковым номером. К каждому разделу (части) параграфа составляется свой, уточняющий его содержание план. Цели составления плана: 1) систематизация информации 2) отработка четкости формулировок 3) развитие зрительной памяти. 1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается). 2. План может быть: ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПАМЯТКА по составлению плана 1. Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию. 2. Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов. Логическая цепь - это конструирование рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов, а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся (например, работая с небольшим текстом учебника) должны самостоятельно заполнить уже 3-4 звена.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. 2. Разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль. 3. Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Проанализируйте полученный план: А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? 5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксир овать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).

Написание плана рассказа - обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

Составление плана рассказа

Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее.

  1. Определитесь с темой рассказа.
  2. Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
  3. Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
  4. Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
  5. Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
  6. После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.

План готового текста

Составления плана - обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями.

  1. Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
  2. Разделите текст на четыре части:
    • завязку;
    • развитие сюжета;
    • кульминацию;
    • развязку.
  3. Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
  4. Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
  5. Проделайте эти же процедуры с другими частями.

Виды планов

Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:

  • вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
  • тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя - краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
  • назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
  • план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса - поход на стадион);
  • комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.

Композиция текста

При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:

  1. Вступление - в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
  2. Завязка - опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
  3. Развитие действий - наибольшая по объему часть рассказа.
  4. Кульминация - наивысшая точка развития событий.
  5. Развязка - заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.

Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов.

Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье .

Если вы не знаете, о чем говорить на первом свидании с мужчиной, не паникуйте. Нет ничего удивительного в том, что люди, испытывая волнение при встрече, теряются и чувствуют себя неловко из-за возникающих пауз.

32 идеи, чем заняться на каникулах дома, как занять ребенка

На вопрос «Чем заняться на каникулах?» дети ответят: «Отдыхать!» Но, к сожалению, для 8 из 10 ребят отдых - это интернет и соцсети. А ведь есть еще столько интересных занятий!

Подросток и плохая компания – что делать родителям, 20 советов

В плохой компании подростки ищут тех, кто будет их уважать и считать классными, крутыми. Так объясните значение слова «круто». Расскажите, что для того, чтобы вызвать восхищение, нужно не курить и ругаться матом, а научиться делать нечто, что не каждый умеет и что вызовет эффект «вау!» у сверстников.

Что такое сплетни – причины, виды и как не быть сплетницей

Сплетни - это обсуждение человека за его спиной не в позитивном ключе, а в негативном, передача неточных или вымышленных сведений о нем, которые порочат доброе имя и содержат укор, обвинение, осуждение. А вы сплетница?

Что такое высокомерие – это комплексы. Признаки и причины надменности

Что такое высокомерие? Это стремление скрыть свои комплексы и низкую самооценку, нацепив маску победителя. Таких людей с больным ЭГО следует пожалеть и пожелать им скорейшего «выздоровления»!

15 правил, как выбрать витамины – какие для женщин лучше

Выбирайте витамины правильно! Не «ведитесь» на красочные упаковки, ароматные и яркие капсулы. Ведь это всего лишь маркетинг, красители и ароматизаторы. А качество предполагает минимум «химии».

Симптомы авитаминоза – признаки общие и специфические

Симптомы (признаки) авитаминоза бывают общие и специфические. По специфическим признакам можно определить, какого именно витамина не хватает в организме.

17 советов, как снять стресс и нервное напряжение без алкоголя

Вряд ли в наше время суеты и быстрого темпа жизни можно встретить человека, которому не нужны были бы советы, как снять стресс и нервное напряжение. Причина этого - неумение правильно относиться к жизненным неурядицам и стрессовым ситуациям.

Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Составляем структуру правильно: подробная инструкция

Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

С чего начать и как закончить:

  1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
  2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
  3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
  4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
  5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

Несколько советов на дорожку:

  1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
  2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
  3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
  4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
  5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с , материал будет приятно читать.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Как жанр статьи влияет на создание структуры?

Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

  1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
  2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

Типичные ошибки + примеры

В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся и готовы вам помочь.

А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

  1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
  2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
  3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
  4. Пропущены вступление, заключение.
  5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
  6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
  7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

  1. Когда ребенок учится говорить?
  2. Ребенок не говорит.
  3. Что нужно говорить малышу?
  4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
  5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

Какие ошибки здесь допущены:

  • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
  • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
  • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
  • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

А вот исправленная версия:

  • Вступление.
  • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
    • чтение вслух,
    • развивающие скороговорки,
    • артикуляционная гимнастика,
    • много общения,
    • словесные игры.
  • Почему ребенок не разговаривает?
  • Типичные ошибки родителей:
    • назойливое обучение,
    • недостаток внимания.
  • Заключение.

Учитесь писать подобные тексты для , чтобы зарабатывать.

Заключение

План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

Я желаю вам удачи!

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема .

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ).

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение . Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением .

Статьи по теме: