Как называется луноход. Шесть машин, припаркованных на Луне: история луноходов. Каков всё же луноход

Ещё 17 ноября 1970 года автоматической станцией «Луна-17» на Луну был доставлен, на первый взгляд, первый в мире аппарат, способный совершать передвижения по поверхности планет. То есть это был планетоход, названный «Луноход-1». Учёными СССР была с успехом реализована данная программа и сделан дальнейший шаг как в так называемой гонке с США, так и в исследовании космоса в целом. Но точно ли этот аппарат был первым в своём роде?

«Луноход-0»

Примечательно, что «Луноход-1», как бы это странным ни было, оказывается, не является первым луноходом, стартовавшим с Земли. Путь к Луне прокладывался довольно долго и тяжело. Учёные СССР прошли через множество попыток и совершали немало ошибок на пути к освоению космоса. И вправду, первопроходцам этих экспедиций наиболее тяжко пришлось в этом плане! Ещё в своё время Циолковский выражал свои мечтания о так называемой «лунной карете», способной самостоятельно осуществлять передвижения по Луне и всевозможные открытия. Знаменитый исследователь был близок к воплощению этого, ведь уже 19 февраля 1969 года стартовала ракета-носитель, названная «Протоном», применяемая и ныне в целях достижения так называемой первой космической скорости, требуемой для вылета на орбиту. Данная ракета предназначена была для отправки межпланетной станции в космос. Однако, аппарат потерпел большую неудачу: сила трения и высокие температуры стали разрушать головной обтекатель во время разгона, и обломочные элементы оказались в топливном баке, вследствие чего произошёл взрыв, а далее последовало полное уничтожение этого аппарата. Данный аппарат как раз и был назван «Луноход-0».

«Королёвский» луноход

Примечателен тот факт, что и вышеописанный аппарат не являлся первейшим в своём роде, ведь уже в начале 60-х годов предыдущего века начали проектировать аппарат, призванный осуществлять передвижения по Луне словно радиоуправляемая машинка. В то время как раз проходила так называемая космическая гонка с американцами, начавшаяся ещё в 1957 году. Она и подталкивала учёных заниматься смелой работой по столь сложного рода проектам. Бюро конструкторов Сергея Королёва в то время считалось самым авторитетным, и именно оно взяло на себя программу планетохода. В то время пока не было известно, какова поверхность Луны: твёрдая или покрытая древнейшим слоем пыли. Иными словами, вначале требовалось осуществить проект самого способа передвижения, а затем уже заняться самим аппаратом. Долго пытались понять, как всё это осуществить, и вот остановились на ориентации на твёрдую поверхность и преобразовании ходовой части аппарата в гусеничную, чем и начал заниматься на то время «ВНИИ-100», предназначенный для изготовления ходовых частей танков. Данный проект под своё руководство взял некий Александр Кемурджиан. Данный луноход прозвали «Королёвским», и он чем-то похож был внешне на блестящую черепаху, передвигающуюся на гусеницах из металла и имеющую панцирь в форме полусферы и прямые поля из металла на самом низу, напоминающие кольца Сатурна. Жалко, что этот апапарат так и не выполнил назначенную ему задачу.

Выдающийся луноход Бабакина

Каков всё же луноход?

Размеры лунохода доходят до габаритов современного легкового автомобиля, но в остальном он очень различается от упомянутого. Луноход имеет 8 колёс, у каждого из которых отдельный привод, и аппарат тем самым принял свойства вездехода. Он способен был совершать движения вперёд и назад, применяя две скорости, а также поворачиваться на месте и во время движений. Приборный отсек в виде кастрюли имел в себе аппаратуру бортовых систем. Солнечную батарею откидывали словно крышку рояля в дневное время, а ночью закрывали. Данная батарея заряжала все системы. Радиоизотопный тепловой источник с применением радиоактивного распада занимался обогревом оборудования в ночное время при падении температуры с +120 до -170. К слову, сутки на Луне равны 24 земным дням. Предназначение лунохода – изучение химического состава, свойств грунта на Луне и излучений рентгеновского и радиоактивного типа. На аппарате были установлены две телекамеры, одна из которых – резервная, четыре телефотометры, рентгеновские и радиационные приборы для измерения, остронаправленная антенна и прочая техника, разработанная с некой хитростью.

«Луноход-1»

Опустим подробности, для которых следовало бы выделить отдельную статью. Вкратце – «Луноход-1» посетил Луну. Людей на нём, конечно же, не было, и доставлен он был туда автоматической станцией. Управление аппаратом производилось прямо с Земли. В составе каждого из экипажей, осуществляющих управление луноходом, было по 5 человек: оператор остронаправленной антенны, водитель, штурман и бортинженер. В обязанности оператора же входило слежение за антенной, обеспечивающей радиосвязь с луноходом. Расстояние от Земли до Луны равняется 400 тыс. км., а радиосигнал, посредством которого была возможность корректировки движения аппарата, преодолевал такое расстояние всего за полторы секунды, однако, изображение с Луны было сформировано зависимо от ландшафтных особенностей за 3-20 сек. Так что получилось такое явление, что при формировании картинки луноход продолжал ещё своё движение, а после появления изображения экипаж обнаруживал аппарат уже находящимся в кратере. Для экипажа эта работа была весьма напряжённой, поэтому ввели сменный график, и экипажи менялись каждые пару часов.

Следовательно, данный аппарат, который был рассчитан всего лишь на 3 месяца службы, на самом деле сумел прослужить 301 суткии. Всего он проехал 10540 м., исследовал 80 тыс. кв. м. Он сумел предоставить за это время большое количество фото и панорамных снимков. Что случилось затем? Тепловой источник радиоизотопного типа растратил свои ресурсы, и аппарат просто-напросто замёрз.

«Луноход-2»

Успешность проекта «Луноход-1» вдохновила на разработку новой программы, но уже под названием «Луноход-2». С виду новая разработка практически не отличалась от предыдущей, однако, разработчики произвели усовершенствование. Уже 15 января 1973 года автоматической станцией «Луна-21» аппарат был доставлен на Луну. Он сумел прослужить всего лишь 4 месяца, однако, за такое время им было пройдено 42 км. и проведены сотни измерительных и экспериментальных работ.

Водителем экипажа был Вячеслав Довгань. Он рассказал, что история этого проекта вышла довольно глупой, ведь аппарат пробыл на спутнике Земли лишь 4 месяца. 9 мая Вячеслав сел за штурвал. Они попали в кратер, и тогда система навигации перестала работать. Они не знали, как выбраться оттуда, но в таких ситуациях уже бывали не раз, и обычно просто-напросто закрывали батареи, заряжаемые от Солнца, и без особых проблем в итоге выбирались. Однако, в данной ситуации было приказано не закрывать батарею и выбраться так. Это объяснялось тем, что при закрытии может перестать откачиваться тепло из лунохода и случится перегрев приборов. Как сказал Вячеслав, они попытались выехать, но вдруг ими был зацеплен лунный грунт, а ведь пыль на Луне очень липкая, и аппарат тогда прекратил заряжаться от Солнца в достаточном для функционирования объёме. Вскоре просто произошло его обесточивание, и уже 11 мая от него окончательно пропал сигнал.

«Луноход-3»

После предыдущего проекта «Луноход-2», а также последующей экспедиции «Луна-24» о спутнике Земли почему-то на долгое время забыли. Суть проблемы здесь была в том, что там преследовались уже не научного плана цели, а больше политическая заинтересованность. В то время как раз завершали подготовку к запуску новинки «Луноход-3», и те экипажи, что участвовали в прежних проектах и получили тем самым неоценимый опыт, были готовы вести новый аппарат на Луну. Он вобрал в в свой функционал все самые выдающиеся свойства и возможности прежних аппаратов, входящих в лунную программу. На его борту установили совершеннейшее на тот момент оборудование и новинки приборов научного назначения. К примеру, можно было похвалиться поворотной стереокамерой. Ныне подобные камеры называют 3D. В настоящее же время «Луноход-3» стоит в музее НПО им. Лавочкина в качестве экспоната. Как несправедливо!

Заключение

Таким образом учёные СССР реализовывали лунную космическую программу. Был как успех, так и неудача. К сожалению, последняя усовершенствованная версия аппарата была доставлена на Луну, но не запущена. Таким образом, экспедиция окончена, как бы это печально ни было, музеем. Так закончилась почти десятилетняя программа по исследованию Луны.

Луноход

Лунохо́д

транспортное устройство, предназначенное для передвижения по поверхности Луны и управляемое по радио с Земли. Научная измерительная аппаратура, установленная на луноходе, предназначена для изучения топографических и селено-морфологических особенностей местности, определения химического состава и физико-механических свойств грунта, исследования радиационной обстановки на Луне и т. п. С помощью уголкового отражателя , установленного на луноходе, проводилась лазерная локация (измерения) с Земли. Первый луноход – «Луноход-1» – доставлен на Луну 17 ноября 1970 г. автоматическим космическим аппаратом «Луна-17». Масса лунохода составила 756 кг, длина (с открытой крышкой) – 4.42 м, ширина – 2.15 м, высота – 1.92 м.

Луноход состоит из герметичного приборного отсека с аппаратурой и самоходного . В приборном отсеке находится система терморегулирования, приёмная и передающая радиоаппаратура, приборы системы дистанционного управления и электронной аппаратуры, аккумуляторные батареи. В передней части отсека расположены иллюминаторы телевизионных камер, предназначенных для управления движением лунохода и передачи на Землю панорам лунной поверхности и части звёздного неба, Солнца и Земли. На поверхности отсека укреплены остронаправленные и малонаправленные антенны для двухсторонней радиосвязи с Землёй. Отсек имеет крышку, которая лунной ночью закрыта, что препятствует отводу тепла из отсека. На внутренней поверхности крышки расположены солнечные батареи . В рабочем состоянии, при открытой крышке, батареи подзаряжают бортовые аккумуляторы. Самоходное шасси предназначено для передвижения по поверхности Луны. Оно имеет 8 колёс (все ведущие), колею – 1600 мм, диаметр колёс – 510 мм, ширину колеса – 200 мм. Поворот осуществляется за счёт уменьшения или увеличения скорости вращения колёс правой или левой группы. Управление луноходом значительно осложняется тем, что между моментом получения изображения «дороги» оператором в центре управления и поступлением команды на луноход проходит почти 4 секунды. Это обязывает экипаж с некоторым опережением предвидеть возможное направление движения и препятствия на пути лунохода. «Луноход-1» прошёл 10 540 м, детально обследовал лунную поверхность на площади 80 000 мІ. С помощью телевизионных систем было получено более 200 панорам и свыше 20 000 снимков поверхности Луны, изучены физико-механические свойства её поверхности, проведён химический анализ грунта. Время активного функционирования «Лунохода-1» составило 301 сут 6 ч 37 мин. После завершения программы «Луноход-1» был выведен на практически горизонтальную площадку, и его обеспечивает многолетнее проведение лазерной локации с Земли. 16 января 1973 г. с помощью автоматического космического аппарата «Луна-21» в район восточной окраины Моря Ясности был доставлен «Луноход-2». Усовершенствованный по опыту работы «Лунохода-1», с расширенными возможностями, он прошёл по поверхности Луны 27 км и передал на Землю большое количество научной информации о Луне.

Энциклопедия «Техника». - М.: Росмэн . 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "луноход" в других словарях:

    Луноход … Орфографический словарь-справочник

    Производитель … Википедия

    Аппарат 8ЕЛ № 203 … Википедия

    - «Луноход 3» лётный экземпляр в музее НПО имени С. А. Лавочкина … Википедия

    Лунник Словарь русских синонимов. луноход сущ., кол во синонимов: 2 лунник (3) луномобиль … Словарь синонимов

    ЛУНОХОД - автоматический самоходный аппарат или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый в мире «Луноход 1», управляемый с Земли, был изготовлен в Советском Союзе и проработал на Луне почти год (с 17.11.1970 г. по… … Большая политехническая энциклопедия

    ЛУНОХОД, название советских беспилотных аппаратов, запущенных с целью исследования поверхности Луны. В октябре 1970 г. был запущен космический корабль «Луна 17» с «Луноходом 1», который прошел по лунной поверхности и осуществил сбор и передачу… … Научно-технический энциклопедический словарь

    ЛУНОХОД, а, муж. Автоматический самоходный аппарат с дистанционным управлением, передвигающийся по Луне. | прил. луноходный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Почтовая марка СССР. 1973. Луна 21, Луноход 2, центр дальней космической связи «Луноход» серия советских роботов планетоходов для исследования Луны. Луноход 1 первый лунный самоходный аппарат. Был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970… … Википедия

    Лунный самоходный aппapат, аппарат, способный самостоятельно передвигаться на поверхности Луны, или аппарат для перевозки на поверхности Луны космонавтов и оборудования (см. рис.). Л. использовались для проведения науч. исследований и как трансп … Большой энциклопедический политехнический словарь

Книги

  • Конструктор "Энергия ветра 6 в 1" , . Отличный способ начать подготовку ребенка к современной жизни наполненной высокими технологиями. Набор "Энергия ветра" позволяет ребенку самому собрать себе робота, целых 6 моделей! Он легко…

17 ноября 1970 года советская космическая программа совершила еще один эпохальный шаг - «Луноход-1» проехал свои первые метры по внеземной поверхности. Уникальный аппарат можно было смело назвать настоящим чудом техники, и и советские инженеры по праву считали его в какой-то мере реваншем за проигрыш Америке «Лунной гонки». Как разрабатывали луноход и кто именно управлял им?

СССР в 1960-1970-х годах старался покорять ближайшую спутницу Земли не пилотируемыми, а автоматическими аппаратами. Одним из инициаторов исследования космоса межпланетными станциями, зондирования Луны и планет Солнечной системы был руководитель Института прикладной математики АН СССР, президент Академии наук Мстислав Келдыш. Главный космический теоретик Келдыш еще в январе 1958 года предложил основоположнику практической космонавтики Королеву разработать несколько научно-технических проектов для исследования Луны космическими аппаратами (КА).

Вскоре появился документ «О запусках космических объектов в направлении Луны» - так называемая Программа «Е», включавшая на первом этапе восемь проектов. Среди них и проект Е8 - доставка на Луну подвижного исследовательского аппарата, управляемого с Земли.

Луну советские ученые изучали тщательно. Нам первыми удалось сфотографировать ее обратную сторону («Луна-3», 1958 год), совершить мягкую посадку на лунную поверхность («Луна-9», 1966 год), создать первый искусственный спутник Луны («Луна-10», 1966 год) и даже доставить на Землю образцы реголита («Луна-16», 1970 год). Поистине эпохальными академик РАН Михаил Маров считает уникальные полеты лунных КА, которые обеспечили автоматический забор и возврат на Землю лунного грунта и длительную работу на поверхности Луны самоходных аппаратов - двух советских луноходов.

«Успешное осуществление этих проектов в самом начале 1970-х годов позволило в определенной степени ослабить негативные последствия проигранной нами лунной гонки за высадку первого человека на Луну, - утверждает Михаил Яковлевич. - Помню обуревавшие меня сложные чувства, когда я наблюдал выход на лунную поверхность Нейла Армстронга - сочетание гордости за триумф человеческого гения вместе с чувством досады и горечи, что это сделали не мы». Но академик Маров убежден, что лунные автоматы позволили нам, что называется, сохранить лицо и получить результаты, которыми страна сегодня по праву гордится.

Шасси для лунохода

В процессе создания первого в мире планетохода-разведчика приходилось решать массу, уникальных задач - разработать шасси лунохода, систему дистанционного управления, конструкцию посадочной платформы. Эти задачи еще в начале 1960-х годов ставил главный конструктор С. П. Королев, который сам же и подбирал исполнителей.

Например, шасси для планетохода он изначально предложил разработать танковому КБ Кировского завода (г. Ленинград), где подготовили три варианта ходовой части - на основе гусеничного, колесного и волнового (змееподобного) движителя. Однако главный конструктор КБ Жорес Котин, оценив масштабы работы, от дальнейшей разработки внеземного транспортного средства отказался. Причина веская: не стоит распылять силы, чтобы не нанести ущерб основному делу - танкостроению.

Попробовали поручить разработку шасси Научному автотракторному институту, но руководство НАТИ тоже не рискнуло заниматься разработкой «лунного трактора».

Окончательный выбор Королева пал на ВНИИ-100 (позднее ВНИИТрансмаш). Работы над шасси начались летом 1963 года под научным руководством Александра Кемурджиана. Этот ленинградский ученый и конструктор стал одним из отцов-создателей самоходного лунного аппарата.

Сергей Королев , оценивая варианты шасси, разработанные коллективом Кемурджиана, говорил: «При создании космических объектов самое главное - это надежность! Не следует брать рекорды. Неизвестно, как управлять машиной с Земли, как поведут себя материалы и смазки в космическом вакууме. Поэтому надо снизить ходовые параметры - скорость и максимальный пробег. Необходимо, чтобы луноход прошел по Луне хотя бы десять километров и с небольшой скоростью. Надо сделать так, чтобы отказ какой-либо из систем не повлиял на общую работу машины в целом».

В марте 1965 года Королев отказался от создания в своем ОКБ-1 непилотируемых космических аппаратов для исследования ближнего и дальнего космоса и передал эти работы машиностроительному заводу имени С. А. Лавочкина (ныне НПО им. Лавочкина). Заводское КБ возглавил Георгий Бабакин, который и занялся лунной машиной в целом.

Техническое задание на ходовую часть лунохода главный конструктор Бабакин подписал 18 июня 1966 года. Выбор движителя - колесо или гусеница, шагающий или прыгающий способ поворота, функционирование в условиях вакуума и вездесущей пыли, при громадном перепаде температур - вот небольшой перечень проблем, которые предстояло решить при разработке шасси. И созданный восьмиколесный движитель советского планетохода можно было назвать настоящим чудом техники.

Каркас каждого колеса - три титановых обода, обтянутых сеткой из нержавеющей стали и снабженных титановыми грунтозацепами. Каждое колесо с собственным приводом - мотор-колесо, как их еще называют. Упругая подвеска - пучковые торсионы без центрального стержня, изготовленные из титанового сплава. Каждый движитель с пиротехническим устройством для разблокировки колеса - если вдруг заклинит при движении по Луне. В создании шасси участвовал даже Харьковский велосипедный завод - там выполняли балансировку и «спицевание» колес.

Первая - вперед!

«Луноход-1» состоял из двух основных частей: самоходного шасси и герметичного приборного отсека с откидной крышкой - панелью солнечной батареи.

18 ноября 1970 года газеты Советского Союза и мировые СМИ продублировали сообщение ТАСС о начавшейся лунной миссии. Сообщалось, что «управление движением „Лунохода-1“ производится из Центра дальней космической связи (ЦДКС) с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности».

Уже на следующий день ТАСС информировал, что без человеческого вмешательства планетоход обойтись не может. В сообщении от 19 ноября говорилось, что в процессе работы решалась «отработка метода управления самоходным автоматическим аппаратом… Система теленаблюдения и радиотелеметрии позволили операторам, осуществляющим управление луноходом из ЦДСК, уверенно вести самоходный аппарат по маршруту, контролировать прохождение препятствий и следить за состоянием бортовых систем».

Завеса тайны была приоткрыта - есть у лунохода водители. Их многоступенчатый отбор и дальнейшее обучение навыкам вождения лунного «внедорожника» проходили в обстановке строжайшей секретности.

Из почти пятидесяти кандидатов остались только одиннадцать. Без имен и фамилий их представили на страницах газеты «Правда», публикуя репортаж из пункта управления луноходом в Симферопольском центре дальней космической связи: «Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек - рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами СССР» (кстати, эти значки приобрел для своих товарищей Вячеслав Довгань - водитель второго экипажа).

Управляли сначала первым, а затем и вторым луноходом экипажи двух команд, работавших поочередно. В каждой команде - пятеро: командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер и оператор остронаправленной антенны.

«Смена длилась два часа, - вспоминает Вячеслав Довгань - Командир, водитель и оператор наведения остронаправленной антенны сидели рядом. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода. А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами. Через два часа за управление садился второй экипаж. Потом мы опять менялись - и так девять-десять часов».

Сложно было представить, что управляет луноходом человек, находившийся от транспортного средства… на расстоянии около 400 000 километров! Основная трудность была в скорости обновления картинки на мониторе перед водителем. «Время распространения радиоволн от Земли до Луны составляет почти 1,3 секунды, - рассказывает Вячеслав Довгань. - Столько же идет от Луны до Земли телевизионное изображение. Поэтому луноход с задержкой реагировал на команды водителя. Но это была не главная проблема».

Для управления движением лунохода главный конструктор радиосистем Михаил Рязанский предложил применить малокадровую телевизионную систему. «Передача изображения с камер лунохода на Землю только называлось телевизионной, - продолжает Довгань. - На самом деле водитель видел перед собой на телеэкране картинку, которая напоминала сменяющие друг друга кадры черно-белого диафильма.

Система Рязанского предусматривала передачу не 25 кадров в секунду, как это принято обычным телевизионным стандартом, а одного кадра с временной фиксацией от трех до двадцати секунд - более быструю передачу данных каналы связи и счетно-решающие машины того времени обеспечить не могли. После обнаружения препятствия машина продолжала двигаться еще не менее восьми секунд, поэтому обычная скорость лунохода составляла не более двух-трех километров в час».

О первом сеансе с луноходом вспоминал Николай Еременко , командир экипажа №1: «Станция „Луна-17“ совершила мягкую посадку в районе Моря Дождей, и мы заступили на первую в истории космонавтики столь необычную вахту. Вместе с нами находился главный конструктор лунохода. Мы вглядывались в полученную с помощью телекамер панораму Луны. Она простиралась впереди и сзади лунохода - спокойная, относительно ровная, очень похожая на один из участков лунодрома, где мы тренировались. Штурманская группа предложила вариант схода - вперед. Я посмотрел на Геннадия Николаевича Бабакина, а потом скомандовал: „Первая - вперед!“

17 ноября 1970 года в 9 часов 27 минут 07 секунд водитель Габдулхай Латыпов подал ручку на пульте управления на одно деление вперед и нажал на соответствующую кнопку. Загорелся транспарант „Есть движение“, и через 20 секунд „Луноход-1“ коснулся поверхности Луны.

Жизненный цикл лунохода - три месяца, или три лунных дня. Именно столько первому луноходу отводилось на выполнение запланированной программы на поверхности Луны, но самоходный аппарат активно существовал много дольше.

Лунный день равен почти пятнадцати земным дням, сутки на Луне - почти месяц на Земле. Если точнее, то 29 дней 12 часов 44 минуты и 3 секунды. „Луноход-1“ провел на Луне 11 лунных дней - до середины сентября 1971 года. За это время он смог проехать 10 540 метров, передав на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч снимков.

Судьба „Лунохода-2“ оказалась менее успешной - на своем пути он попал в сложную „дорожную ситуацию“, преодолевая сильно разрушенный кратер. Для планетохода и его экипажей - дело обычное, препятствий за время движения преодолели немало. Но на дне именно этого кратера скопилось значительное количество лунной пыли. Колеса погрузились в реголит, планетоход забуксовал. Из кратера он все-таки выбрался, но из-за непредвидимых маневров крышку, покрытую солнечными батареями, и радиатор охлаждения припорошило лунной пылью. Это привело к росту температуры внутри лунохода и уменьшению тока зарядки аккумуляторов. Следующую лунную ночь (две земных недели) он не пережил - разбудить с Земли его не смогли…

»Это было печально, но не трагично, - считает его водитель Вячеслав Довгань, - ведь свое задание «Луноход-2» перевыполнил многократно».

В 2013 году двенадцать лунных кратеров были названы именами командиров, водителей, штурманов, бортинженеров и операторов первого и второго экипажей. На карте Луны появились кратеры: «Николя» и «Игорь» (командиры Николай Еременко, Игорь Федоров); «Гена» и «Слава» (водители Габдулхай Латыпов, Вячеслав Довгань); «Костя» и «Витя» (штурманы Константин Давидовский , Викентий Самаль); «Леня» и «Альберт» (бортинженеры Леонид Мосензов, Альберт Кожевников); «Валера» и «Коля» (операторы направленной антенны Валерий Сапранов, Николай Козлитин). Еще два кратера «Боря» и «Вася» получили имена почетного члена экипажа, руководителя оперативной научной группы от АН СССР Бориса Непоклонова и резервного водителя Василия Чубукина.

«К сожалению, страна утратила те позиции, где лидировала во времена Бабакина, - считает ведущий российский ученый в области изучения Солнечной системы Михаил Маров. - Станции, созданные коллективом Бабакина, конструкторские и инженерные решения, воплощенные в них, до сих пор поражают воображение своей значимостью, оригинальностью и смелостью технических решений. Увы, мы десятилетиями не запускаем космических аппаратов к Луне и планетам».

Конечно, у НПО имени Лавочкина есть проекты, в том числе нацеленные на исследование Луны. Например, «Луна-Глоб» (с мягкой посадкой) или «Луна-Грунт» (с доставкой лунного грунт из района Южного полюса Луны). Дата запуска первого объекта - 2019 год, второго - 2025-й.

А «Луноход-1» и «Луноход-2» остались на Луне - стоят там, как вечные памятники советской науке.

«Луноход-1» (кодовое название 8ЕЛ № 203) являлся уникальным в своем роде, ведь с его помощью впервые в истории человечества были проведены исследования поверхности небесного объекта, а именно спутника Земли - Луны. Построенный в рамках специального проекта Е-8 (серии дистанционно-управляемых аппаратов «Луноход» для исследования лунной поверхности), аппарат проработал на Луне практически целый лунный год (10 с половиной земных месяцев).

Краткое описание

Аппарат был построен с целью изучения характера поверхности Луны, рентгеновского и радиоактивного космического излучения на лунной поверхности, а также свойств и химического состава лунной почвы.


"Луноход-1"

Вес планетохода составил 756 кг, его длина была почти 4,5 м, а ширина - чуть более 2-х м. Высота лунохода была почти 2 метра (1,92 м). Ширина колеи составляла 1 600 мм, сами колеса были не слишком большими - 200 мм в ширину и с диаметром 510 мм.

На Луну аппарат был доставлен 17 ноября 1970 года носителем - межпланетной станцией «Луна-17».

«Луноход-1» в действии

Старт состоялся осенью, 10 ноября 1970 года. Через неделю «Луна-17» произвела посадку в Море Дождей, и исследовательский аппарат был спущен на лунный грунт.

Первые три месяца на Луне аппарат не только исследовал поверхность спутника Земли, но и осуществлял прикладную программу, отрабатывая поиск района и места возможного приземления лунной кабины. Программа была выполнена, после чего «Луноход-1» успешно продолжил свою работу. Он смог проработать в три раза больше, чем теоретически позволял ему первоначальный ресурс (3 месяца).

За все время исследовательской миссии «Луноходом-1» было пройдено 10 540 м, обследовано 80 000 м2 и передано на Землю 25 000 фотографий и 211 лунных панорам. Максимальная скорость, которую мог развивать луноход, - 2 км/час. В общей сумме длительность активной деятельности аппарата составила около 301 суток. Было проведено 157 сеансов с Землей и передано 24 820 радиокоманд. Аппаратура, оценивавшая проходимость, в 25 точках произвела химический анализ верхнего слоя местного грунта и отработала 537 циклов, определяя его физические и механические свойства.

15 сентября 1971 года стало очевидно, что ресурс аппарата начинается исчерпываться, о чем свидетельствовало снижение температуры внутри полностью герметичного контейнера «Лунохода-1». 30 сентября исследовательский аппарат впервые не вышел на связь, а 4 октября все попытки наладить с ним контакт были окончательно прекращены.

Устройство первого самоходного космического аппарата «Луноход-1»

Приборный гермоотсек. По ночам научное оборудование в гермоотсеке обогревалось радиоизотопным источником тепла.
Навигационная телекамера. За время работы «Лунохода» камера малокадрового телевидения передала водителям более 25 тысяч снимков.
Основная телекамера. Ею отснято более 200 панорам по пути следования.
Остронаправленная антенна. Для экономии мощности передатчика данные отправлялись на Землю с ее помощью.
Уголковый отражатель много лет служил для лазерной локации Луны с Земли.
Шасси 8×8. Каждое колесо вращалось расположенным в ступице электромотором; сетчатый обод с грунтозацепами крепился к ступице велосипедными спицами.
Анализатор химсостава. Спектрометр «Рифма», разработанный в Ленинградском Физтехе, изучал грунт в 25 точках.

О самоходном лунном аппарате в королевском ОКБ-1 заговорили еще в 1959 году, сразу после первых запусков к Луне. Машина должна была обладать высокой проходимостью, поэтому вполне естественно, что в 1961 году, когда Сергей Королев стал прицельно искать разработчика, он обратился к танкистам. Заказ, однако, был столь необычным, что от него после тщательного анализа отказалось сначала танковое КБ Кировского завода (главный конструктор Жозеф Котин), а потом московский Научный автотракторный институт (НАТИ). Лишь в конце 1963 года директор ленинградского ВНИИ-100 (ныне ВНИИТрансмаш) Василий Старовойтов взял на себя смелость принять это предложение. Была создана группа «для изучения и определения возможных направлений работ по созданию самоходных средств передвижения по поверхности Луны». Тему поручили начальнику отдела новых принципов движения Александру Кемурджиану, ставшему потом главным конструктором шасси «Лунохода». На первом этапе рассматривались самые разные способы передвижения: шагающий, прыгающий, винтовой, кувыркающийся, перекатывающийся и даже ползущий, как змея. Но в итоге остановились на традиционных гусеничном и колесном вариантах. В конце мая 1964 года познакомиться с разработками приехали Сергей Королев и Михаил Тихонравов.

— Кемурджиан сделал доклад, в котором описал преимущества и недостатки разных вариантов, — рассказывает один из конструкторов шасси «Лунохода», Михаил Маленков, ныне первый вице-президент Петербургского отделения Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. — Завязалась острая дискуссия, участники которой спросили мнение Королева, но тот не стал «давить авторитетом» и ушел от вопроса: «Вы тут специалисты — как скажете, так и будет». Выбор был очень трудным, а споры — крайне эмоциональными. Доходило до того, что соперники просто переставали здороваться друг с другом.

Поначалу преимущество было у сторонников гусеничного шасси — как-никак разработкой занимался танковый институт. Проходимость у гусеницы, конечно, выше, чем у колеса, но для машин малой мощности у нее есть серьезные недостатки: большой вес и низкая надежность. Ажурной космической машине не под силу, как танку, перемалывать попадающие под катки камни. Если хоть один каток заклинит, машина остановится. И обрыв гусеницы, легко поправимый на Земле, на Луне станет концом путешествия. А вот со сломавшимся колесом движение можно продолжать. (Это на практике продемонстрировал американский марсоход «Спирит», который большую часть времени проработал с заклинившим правым передним колесом.) В итоге победили все-таки сторонники колесного шасси, хотя гусеничный вариант обсуждался до последнего момента. Так что конструкция «Лунохода» принципиально допускала переход на гусеницу. Именно поэтому ориентация колес у него фиксированная, а поворот он выполняет по-танковому — реверсом вращения.

Официально работа над созданием «Лунохода» стартовала 10 февраля 1965 года. И, конечно, в первую очередь перед конструкторами встал вопрос о свойствах грунта, по которому предстоит передвигаться машине...

А все-таки она твердая

В том же 1959 году, когда возникла идея лунного ровера, молодой выпускник Ленинградского горного института Генрих Штейнберг впервые посмотрел на Луну и был поражен открывшимся зрелищем. На следующий год, приступив к аэрофотосъемке камчатских вулканов, он обнаружил сходство между лунными и вулканическими ландшафтами.

Поверхность Луны тогда считалась полностью сформированной внешними воздействиями. Американский физик Ральф Болдуин по геометрии лунных кратеров (соотношениям диаметра, глубины и высоты кольцевого вала) доказал, что они образовались взрывным механизмом, вероятно, при метеоритных ударах. Общепринятой была также теория астронома Томаса Гулда о том, что Луна из-за микрометеоритной бомбардировки покрыта многометровым слоем пыли. Это ставило под вопрос не только идею «Лунохода», но и саму возможность посадки на Луну.

Другое дело, если в формировании лунной поверхности значительную роль играла вулканическая активность, тогда слой пыли не будет толстым. И Генрих Штейнберг пишет в 1964 году статью, в которой отмечает, что сам факт взрывной природы лунных кратеров еще не доказывает их ударно-метеоритного происхождения: взрывы могут быть и вулканическими. А поверхность Луны тогда будет твердой, близкой по свойствам к вулканическому шлаку. Статья предназначалась для публикации в «Докладах Академии наук», а в это издание по правилам статью должен представлять академик. Но кто из них занимается столь экзотической темой, как строение поверхности и геологическая история Луны? Ценный совет дал тогда научный обозреватель «Комсомольской правды» Ярослав Голованов, который раньше работал в КБ Королева. Имя Королева было еще строго засекречено, и, выступая в печати с научно-популярными статьями об освоении космоса, он пользовался псевдонимом «проф. К. Сергеев». Однако в справочнике Академии наук он был упомянут без указания рода деятельности.

Отправленная на его имя статья была напечатана в 1965 году и впоследствии оказалась единственной работой, которую Королев рекомендовал как академик, а также первым случаем появления его имени в открытой публикации по космической тематике. Интерес Королева к этой теме был связан с тем, что как раз в это время строились первые советские станции для мягкой посадки на Луну и не утихали споры о характере ее поверхности. От Королева требовали технических параметров. По Гулду выходило, что поверхность спутника Земли совсем рыхлая. Это, однако, прямо противоречило данным проводившихся в Горьком радиоастрономических исследований Луны. Их научный руководитель Всеволод Троицкий был единственным, кто на совещании у Королева подписался, что Луна твердая. Тогда уже сам Королев заявил: «А мне вот и вулканологи пишут, что поверхность Луны твердая». И прямо на докладной написал по диагонали: «Посадку следует рассчитывать на достаточно твердый грунт типа пемзы». Правильность этого решения подтвердилась через год, 3 февраля 1966 года: станция «Луна-9» совершила первую мягкую посадку на естественный спутник Земли.

Борьба с неизвестностью

Тем временем работа над «Луноходом» сосредоточилась вокруг двух совершенно неизученных вопросов: работоспособности зубчатых передач в космосе и неизвестных свойств лунного грунта. До «Лунохода» космическая механика никогда не работала подолгу при высоких нагрузках. Конструкторы опасались, что в вакууме при низкой температуре рабочие поверхности зубчатых передач и других пар трения будут схватываться, приводя к блокировке колес (в вакууме нет оксидной пленки на деталях, и при очень сильном сжатии они могут просто свариться друг с другом). Для проверки был создан небольшой экспериментальный редуктор, который ставился на лунных спутниках «Луна-11» и «Луна-12». Получаемые с него данные сравнивались с показателями аналогичного устройства в земной вакуумной камере, чтобы понять, при каких условиях в дальнейшем испытания можно было проводить в лаборатории.

Ни в одном эксперименте спекания шестеренок не случилось, но колеса «Лунохода» все равно оснастили взрывными устройствами, которые могли по команде с Земли разорвать силовую связь колеса с двигателем. Воспользоваться этой пиротехникой так и не довелось, хотя разработчики просили разрешения опробовать ее, когда «Луноход» уже в несколько раз перекрыл запланированное время работы. Другим постоянным источником беспокойства для конструкторов были свойства лунного грунта. Долгое время о них можно было лишь догадываться. Первые измерения его физико-механических свойств сделала лишь в самом конце 1966 года станция «Луна-13». Cтало ясно, что реголит легко прессуется, не восстанавливая потом исходную форму, и что у него низкое внутреннее трение, а значит, в нем ничего не стоит забуксовать. Стали искать похожие по свойствам земные породы. Сначала использовали кварцевый песок и молотый базальт. Но потом пришли к выводу, что лучше всего свойства лунной поверхности передает вулканический шлак, желательно свежевыпавший. Вполне естественно встал вопрос об испытаниях «Лунохода» на Камчатке.

Камчатский тест-драйв

К тому времени Генрих Штейнберг уже не первый год занимался на Камчатке изучением вулканических пород. С 1964 года совместно с астрономами из ГАИШ он выполнял аэрофотосъемку и спектроскопию вулканических ландшафтов. Затем, с 1967 года совместно с профессором Игорем Черкасовым изучал физико-механические свойства вулканических пород в естественном залегании. Для этого в изучаемой точке вертолет ставили на домкрат и измеряли, как деформируется поверхность шлаков.

В итоге именно Штейнбергу предложили в 1968 году найти на Камчатке площадки для ходовых испытаний «Лунохода». Все работы проводились по заказу ВНИИ-100 Институтом вулканологии Сибирского отделения АН СССР. Всего были подобраны четыре площадки в районе вулканов Шивелуч, Толбачик, Ключевской и Крашенинникова. Причем на Шивелуче было два участка: один на пирокластическом потоке, а другой на отложениях направленного взрыва. Обе эти площадки сформировались в ходе катастрофического извержения 1964 года, когда мощный взрыв образовал новый кратер и сильно разрушил прежнюю вулканическую постройку.

Первые испытания планировалось провести в июле — августе 1969 года на Шивелуче и Толбачике, однако обстоятельства сложились иначе. «Луноход» доставили с опозданием, только 7-8 августа все оборудование было на месте. Дней пять ушло на обустройство лагеря, и 12 августа машина поехала. «Луноход» работал на аккумуляторах, которых хватало на целый день, если не больше. Подзаряжали их движком от бензопилы «Дружба». Управление велось с портативного пульта по кабелю длиной метров 20. Никакой полезной нагрузки не было, поскольку при земной гравитации, которая в шесть раз больше лунной, шасси просто не выдержало бы вес снаряженного «Лунохода». А вот чтобы центр тяжести оставался на правильной высоте, на шасси ставилась мачта с грузом.

Однако полностью воспроизвести условия движения по Луне в земных условиях невозможно. Хотя на Луне аппарат весит меньше, динамические нагрузки, возникающие при резком торможении или повороте, зависят не от его веса, а от массы, и на Луне они такие же, как на Земле. Поэтому устойчивость к опрокидыванию в условиях слабой гравитации снижается. Именно поэтому «Луноход-1» не разгонялся свыше 2 км/ч, и на нем была предусмотрена система безопасности на основе гироскопических датчиков, которая просто отключала питание в случае достижения предельных углов наклона. Также во всех колесах были датчики тока — чтобы моторы не сгорели при высокой нагрузке во время пробуксовки. Для измерения физико-механических свойств грунта и оценки проходимости на «Луноходе» был установлен пенетрометр. Периодически он опускался и проверял поверхность. Важность этого инструмента впоследствии подтвердил американский опыт. Астронавты со своим ровером как-то раз застряли, преодолевая борозду, где глубина сыпучего грунта больше, чем на ровных участках. Тогда им пришлось на руках вытаскивать свою машину. Но «Луноходу» никто бы не помог в подобной ситуации, поэтому его движение следовало организовать надежнее.

Тайные испытания

Проследить за испытаниями прилетел главный конструктор шасси Александр Кемурджиан, а также ряд ученых, включая академика Геор гия Флерова. «Луноход» работал на пирокластическом потоке, а 17 августа руководству решили показать отложения направленного взрыва. Вертолет минут десять кружился, выбирая место для посадки среди обломков вулканического конуса, которые после взрыва катились километра три, подминая тайгу. А когда осмотр был закончен, случилась авария. Рассказывает Генрих Штейнберг: — Взлетаем, зависли, пошли в разгон, и вдруг я слышу какойто стук. Выглядываю в блистер — падаем. Позже выяснилось — «полетел» цилиндр. Машина села очень жестко. Бледный бортмеханик выскакивает наружу, осматривается и кричит мне: «Выводи людей!» Машина села с большим креном, и можно просто попасть под несущий винт, если пойти не в ту сторону. Потом мы с бортмехаником и вторым пилотом минут сорок таскали камни под работающим винтом, приваливая вертолет, чтобы он не завалился набок после остановки двигателя. Наконец закрылись внутри, выключили двигатель и ждали: сейчас лопасти провиснут и пойдут по земле. Но пронесло: в запасе осталось всего четыре сантиметра. В полной тишине пилот доложил в Петропавловск: «38271 упали на вынужденную. Жертв нет». Через полчаса нас забрал другой вертолет, а дальше начались проблемы.

Другого свободного вертолета не было. А объяснять, что здесь идут важные работы по космической тематике, нельзя — все строго засекречено и оформлено как рядовой хоздоговор. «Ждите, пока починят вашу машину», — отвечает начальство. Лишь через несколько дней удалось выбить вертолет у «Аэрофлота», но тут в поселке Ключи, где базировалась экспедиция, кончился бензин. В Петропавловске говорят, что в курсе, закачивают танкер, топливо будет через пару недель. Но Шивелуч — самый северный камчатский вулкан, площадка находится на высоте 1200 метров, там уже в сентябре может выпасть снег, а программа ходовых испытаний еще на две недели.

Директор Института вулканологии устно посоветовал Штейнбергу просто расторгнуть договор на испытания и тем самым полностью их сорвать. Мол, не наши проблемы. Оно и понятно, сам он как раз покидал институт, уходя на повышение в Москву. Не оказалось в институте и заместителей: один незадолго до того покончил с собой, другой погиб в авиакатастрофе, главным остался один из завлабов. Ситуация патовая: топлива нет, начальства нет, испытательная бригада сидит в поселке Ключи, совсекретный «Луноход» стоит без присмотра в палатке у подножия вулкана. Программа находится на грани срыва, а о ней даже упомянуть никому нельзя — секретность.

Кемурджиан, в состоянии красного каления, требует: в течение четырех дней возобновить испытания. Тут вспомнили: военные, у них здесь эскадрилья. Запросили. Через день появился какой-то человек: «Деньги вечером — бензин утром». — А где забирать? — А где вам надо? — На вертолетной площадке. — Там все и будет.

Только цена вдвое выше государственной и оплата, конечно, наличными. За 25 тонн бензина и тонну масла — 10 000 рублей, это стоимость пары автомобилей. Кемурджиан на месте увеличивает сумму договора, и уже через сутки приходит телеграмма: деньги перечислены. — На следующий день я отдал 10 000 незнакомому человеку, без расписки, без документов, — вспоминает Генрих Штейнберг. — Сказал милиции, что за вертолетной площадкой можно не следить — сами присмотрим. В назначенное время там стояли 125 бочек бензина и 5 бочек масла. Прерванные после аварии испытания возобновились 26 августа и продолжались примерно до 10 сентября.

Будущее в прошедшем

В советской лунной программе усовершенствованный луноход должен был обеспечить рекогносцировку перед высадкой на Луну космонавта, а затем стать его персональным транспортом. А в случае повреждения спускаемого аппарата луноход обеспечил бы доставку космонавта к запасному кораблю, который должен был совершить посадку заранее. Не случайно за ходовыми испытаниями «Лунохода-1» на Камчатке наблюдал космонавт Евгений Хрунов, входивший в группу потенциальных лунных пилотов. Впоследствии на Камчатке испытывали «Луноход-2», который прошел по Луне 37 километров, «Луноход-3», оставшийся на Земле из-за нехватки ракет «Протон», а также шестиколесный прототип лунохода для так и несостоявшегося советского пилотируемого полета на Луну.

Второй тест-драйв

Осенью 1969-го старт «Лунохода» не состоялся. Его отложили на год, что позволило в июле — сентябре 1970 года провести еще одну серию испытаний в районе вулкана Толбачик. На этот раз тоже не обошлось без происшествий. По пути из Ленинграда в Петропавловск-Камчатский потерялись два ящика с узлами «Лунохода». Несколько дней их пытались разыскать по аэропортам, где садился рейс, и когда скрывать от КГБ утрату секретного груза больше было нельзя, ящики нашлись в Магадане, где их выгрузили по ошибке и как «чужие» даже не приняли на склад. Совсекретное оборудование так и простояло почти неделю на улице.

К счастью, дальше все пошло гладко. Машину успешно откатали. Она уверенно, практически без пробуксовки взбиралась по 20-градусным сыпучим склонам с креном далеко за пределами допусков, установленных для движения по Луне, куда «Луноход-1» отправился спустя два месяца. Полученные в ходе его работы данные показали, что местность в районе Толбачика имеет с поверхностью Луны коэффициент соответствия 96%. После этого ее статус был повышен с экспериментальной площадки до полигона, и с тех пор там неоднократно испытывались прототипы различных планетоходов, включая «Луноход-2», неполетевший «Луноход-3», а также ряд зарубежных моделей.

А вот «левый» бензин для секретных испытаний «Лунохода» в 1969-м едва не стоил Штейнбергу карьеры. В 1971 году по этому эпизоду было возбуждено уголовное дело, и хотя обвинение не было предъявлено, его «авансом» исключили из партии, а потом уволили из института. Дело было закрыто за отсутствием состава преступления, но для отмены партийного взыскания пришлось за несколько лет дойти с апелляцией до уровня даже не ЦК, а съезда КПСС в 1976-м. Лишь тогда одному из создателей советского «Лунохода» вновь дали возможность работать по специальности.

Статьи по теме: