Как балтинвестбанк помогал вип-акционерам. Теория всего Суд по оао звезда энергетика

Льготные условия для любимых клиентов - собственников Балтинвестбанка, их компаний и родственников. За последние годы это миллиарды рублей. Между тем в их кредитных историях есть темные места.

Сергей Коньков/ДП

Акционеры Балтинвестбанка за последние годы выдали себе и своим фирмам миллиарды рублей. У ряда их компаний не все ладно с погашением кредитов, а о некоторых невозвращенных займах уже давно позабыли. «Фонтанка» изучила масштаб кредитования собственников банка, которому могли бы позавидовать даже бывшие акционеры «Таврического».

Большая часть акций Балтинвестбанка прямо или опосредованно принадлежат Юрию Рыднику, Александру Швидаку и Вадиму Егиазарову. Рыдник - самый главный банкир Петербурга эпохи губернаторства Владимира Яковлева. При нем в Балтонэксимбанке (будущий «Балтинвест») обслуживалось большинство учреждений и ведомств Смольного. Швидак - самарский бизнесмен, сын заслуженного технолога России Игоря Швидака, «красного директора» Самарского подшипникового завода. Егиазаров - финансист.

Размаху, с которым собственники банка пользовались его деньгами (а точнее - деньгами вкладчиков), могли бы позавидовать даже акционеры банка «Таврический», . Часть бывших акционеров и руководителей банка сейчас находятся под следствием.

Кредиты своим

Помимо банка у его акционеров разветвленные бизнес-интересы. В них входят холдинг «Волгабурмаш групп», Самарский подшипниковый завод, петербургский строитель электроэнергетических объектов «Звезда-энергетика», самарское предприятие «Волгабурмаш», которое производит бурильные головки и прочее оборудование для нефтяной и горнодобывающей промышленности.

Больше всего кредитов в банке брала «Звезда-энергетика». Ежегодно - от двух-трех до пяти-десяти кредитов по 100 млн, иногда по 400 – 600 млн рублей. Причем во многих случаях эти кредиты постоянно продлевались. К примеру, в марте 2014 года завод взял 100 млн на 30 дней. В дальнейшем за несколько суток до истечения срока займа он продлевался на месяц: и так каждый раз в апреле, в мае и июне. А в июле он был продлен снова, однако уже на срок, не указанный в отчетности.

В январе 2015 года банк дал «Звезде-энергетика» кредит 401 млн рублей по ставке 16% годовых. Кредитные организации зарабатывают на разнице между ключевой ставкой Центробанка (по которой они занимают у него деньги) и ставками, по которым кредитуются клиенты. В момент выдачи кредита ключевая ставка ЦБ была 17%, а большинство займов банкам он выдавал и вовсе под 18%. Следовательно, кредит «Звезде-энергетике» под 16% был для банка убыточным. Вряд ли в то время кто-то из обычных клиентов-юрлиц мог бы похвастаться такими льготами. После декабрьского падения рубля кредиты в банках доходили до 25 – 30%.

«Звезда-энергетика» также исправно пользовалась банковскими гарантиями «Балтинвеста». Выдавались они в основном для обеспечения заказов «ФСК ЕЭС», которые выполняла компания. Суммы гарантий - по 6 – 8 млн, по 15 млн рублей. Некоторые из них продлены аж до января 2018 года.

Акционеры брали кредиты и для себя самих и своих родственников и знакомых. Причем в большинстве случаев эти займы выдавались еще несколько лет назад, а сейчас только продлеваются каждый раз на будущее. Причем совет директоров банка разрешал акционерам выплачивать проценты один раз в год, а штрафы за возможную просрочку были установлены самые маленькие - 0,1 – 0,3% ежесуточно от просроченной суммы.

Юрий Рыдник ежегодно занимал по 30 – 40 млн рублей, в том числе на покупку недвижимости и потребительские цели. Имеет овердрафт по карте (разрешенный уход в минус) размером $ 401 тыс. Выступал поручителем по кредитам Михаила Рыдника - президента Федерации фехтования Санкт-Петербурга, советника губернатора.

Вадим Егиазаров поручался по кредитам своего знакомого предпринимателя Сурена Оганова. Большие овердрафты по картам имеют как сам Егиазаров ($ 60 тыс.), так и близкие ему люди - Валерий Егиазаров ($ 50 тыс.) и Элина Егиазарова ($ 230 тыс.). В начале ноября, когда банк уже приостановил половину операций, акционер Егиазаров взял кредит 10 млн рублей. За две недели до этого в арбитражный суд поступил иск о признании банкротом его дорожной компании «Евроавтодор», которая задолжала эту же сумму.

Кредитовались в банке и наемные менеджеры - глава правления Игорь Кирилловых, финансовый директор банка Инга Моисеенко, член совета директоров Сергей Данканич вместе с женой Ольгой. Совместный кредит Сергея и Ольги на 10 млн был выдан в 2011 году и с тех пор регулярно продлевается. В 2014 году его снова продлили - до 2018 года. Получало займы и агентство Данканича - «Бета недвижимость». В 2014 году, например, банк разрешил компании погасить кредит в конце срока кредитования (не указан в отчетности), а в феврале 2015 года фирма была исключена из ЕГРЮЛ. Компания «Бета недвижимость», как и «Альфа недвижимость» Данканичей (исключена из ЕГРЮЛ в 2012 году), были поручителями по кредитам супругов.

Кредитуется в Балтинвестбанке и порт Усть-Луга, в совете директоров которого заседает Вадим Егиазаров.

Списание долгов

Каждый банк присваивает займу категорию качества, которая зависит от того, как исправно он гасится. Чем хуже категория, тем выше резерв, который банк должен направить в ЦБ. В самых безнадежных случаях, когда ясно, что заемщик вряд ли когда-нибудь отдаст деньги, в ЦБ резервируется 100% суммы кредита. Банк периодически списывал «плохие» кредиты на офшоры, принадлежащие акционерам.

В августе 2014 года банк уступил права требования по нескольким заемщикам, которые задолжали 354 млн рублей, фирме «Плата груп лимитед», принадлежащей Александру Швидаку. В этот же день банк купил на эту же сумму у офшора 0,9% акций H.S.R.G. Holding Limited - одного из крупнейших новосибирских продуктовых ретейлеров «Холидей» (аналог петербургской «Пятерочки»). Возможно, деньги никто никому не платил, а банк просто вернул резерв из ЦБ, получил акции и учел их в своем капитале.

Аналогичным образом были списаны долги других заемщиков. В августе прошлого года Балтинвестбанк отдал часть проблемных займов на сумму 455,6 млн фирме «Сеолфор менеджмент лимитед», принадлежащей Вадиму Егиазарову. Тут же банк купил на эту же сумму у этого же офшора акции CMCR Management Ltd - телекоммуникационного холдинга «Акадо».

Неудивительно, что среди заемщиков, долги которых были списаны, оказались знакомые лица. Например, фирма «Дизайн. Реклама. Строительство» на протяжении всего периода своего существования (2006 – 2013 годы) принадлежала Михаилу Рыднику. Ее долг размером 9,3 млн был продан фирме «Плата груп» Швидака. Судя по данным арбитражного суда, работа по взысканию этих денег идет не слишком интенсивно (в картотеке ни одного иска). И сам банк, впрочем, не старался их вернуть. В 2013 году фирма вместо того, чтобы обанкротиться, была исключена из ЕГРЮЛ как недействующая.

А вот списанные долги другого заемщика - «Дорожник-92» - банк не оставил без внимания. Сейчас на ее территории на правах аренды работает фирма «Евроавтодор», принадлежащая Егиазарову. В ней до недавнего времени работали бывшие руководители «Дорожника-92». «Евроавтодору» банк также переуступил часть своих требований на 700 млн. Компания также регулярно кредитуется в Балтинвестбанке, вот только этот факт не раскрывается в его отчетности. Формально фирма принадлежит офшору, а Егиазаров является лишь его бенефициаром.

Вексельные схемы

Вексель - ценная бумага, в которой написано, что банк обязуется выплатить определенную сумму денег в определенный момент, если держатель векселя обратится за этой выплатой. В связи со сложностью отслеживания хождения векселей по рукам третьих лиц в 2000-х годах этот вид ценных бумаг активно использовался банками и их клиентами для обналичивания преступно нажитых доходов.

В 2005-м Банк России поборол эти схемы, однако практика использования векселей всплыла в 2014 году по новым причинам. ЦБ объявил войну вексельным схемам, которые теперь стали использоваться в качестве обеспечения по кредитам. «За 100 млн рублей перекупается вексель стоимостью в 1 млрд, выданный на 15 – 20 лет на абсолютно нерыночных условиях», - приводил пример зампред ЦБ Василий Поздышев в общении со СМИ.

Вексельные схемы Балтинвестбанка скрыты от глаз общественности, и в отчетность попадают лишь обрывочные сделки, когда вексель передается кому-либо из связанных с банком сторон. Происхождение векселя, его дальнейшее движение и момент получения по нему денег в отчетах не отражаются.

Тем не менее даже частички этих схем, отраженные в отчетности, вызывают много вопросов. Некоторые из них с виду выглядят бессмысленными. Например, 28 ноября 2014 года банк купил у фирмы «Сеолфор» Егиазарова вексель стоимостью 146,8 млн. Через несколько дней, 3 декабря, банк продал этот же вексель «Сеолфору» за эти же деньги.

Другой любопытный пример. Кредиты завода «Волгабурмаш», выданные ему в 2011 – 2013 годах, в прошлом году неожиданно потребовали дополнительного обеспечения. Так часто случается из-за ухудшения финансового положения заемщика или изменения качества залога по этим кредитам (например, недвижимость упала в цене и т. п.).

Летом 2014 года Егиазаров внес в состав залога по этим кредитам принадлежащий ему вексель, выпущенный Балтинвестбанком, на сумму 412,9 млн рублей. Через месяц акционер передал вексель в собственность банка, получив взамен 112,9 млн и новый вексель на 300 млн. В этот же день из состава залога был выведен старый вексель на 412,9 млн и вместо него был внесен новый вексель на 300 млн. Другими словами, за один месяц требования к дополнительному обеспечению кредитов снизились на почти 113 млн. Разумного экономического объяснения этому обстоятельству нет.

«Волгабурмаш», кстати говоря, находится под внешним управлением. Если назначенный судом управляющий придет к выводу, что денег и имущества завода не хватит для погашения долгов, он будет обанкрочен. При этом кредиты, выданные ему банком, уже вряд ли будут возвращены.

Банк также регулярно обменивался векселями с Самарским подшипниковым заводом и со «Звездой-энергетикой». Причем векселя эти были выпущены как самим банком, так и его промышленными предприятиями, а в ряде случаев - вообще сторонними фирмами (например, терминалом «Фактор» в Ленобласти, через который экспортируют лес Северо-Запада в скандинавские страны). Но понять природу этих отношений невозможно без полной картины, которую в банке раскрывать не захотели.

В воскресенье, 18 февраля, французская газета Journal du dimanche (JDD) опубликовала свои «эксклюзивные данные» о возможной «связи» Дональда Трампа с российским миллиардером Дмитрием Рыболовлевым.

Расследование JDD вышло под заголовком «Рыболовлев: олигарх, который спас Трампа от банкротства».

Газета полагает, что «американские следователи, которые ищут подтверждения российского вмешательства в процесс избрания Дональда Трампа, могут со временем посетить Монако», где обитает Дмитрий Рыболовлев - «олигарх и бывший калийный магнат», видная и «неоднозначная фигура» в жизни княжества, владелец местного футбольного клуба.

JDD напоминает, что подозрения американских следователей вызывает, в первую очередь, сделка 2008 года, когда Рыболовлев за 95 миллионов долларов купил у Дональда Трампа виллу в Палм-Бич (Флорида): «эта сделка позволила американцу получить фантастическую прибыль в размере 54 миллионов и избежать банкротства».

9 февраля 2018 года сенатор от Демократической партии Рон Уайден, член комитета по финансам Конгресса, направил запрос главе минфина США Стивену Мнушину, в котором отметил, что «продажа недвижимости в Палм-Бич заслуживает тщательного изучения». Конечно, шикарная резиденция расположенная в 150 метрах от Атлантического океана, на участке площадью 62 гектара, стоит дорого, но в 2004 году Дональд Трамп купил ее за 41 миллион долларов, а в 2008-м - в самый разгар ипотечного кризиса в США - продал в два с лишним раза дороже.

«И именно в этот период, как полагают американские следователи, была заключена секретная сделка Трампа с Кремлем», - пишет JDD и цитирует журналиста Люка Хардинга, который отмечает, что «в ключевые моменты своей бизнес-карьеры Трамп чудесным образом спасался от разорения благодаря деньгам, приходившим из бывших стран СССР».

«Бывшая жена Рыболовлева, когда шел их бракоразводный процесс, заявляла», что Дмитрий очень хотел купить этот дом, хотя даже «ни разу не смог его увидеть лично», утверждает Journal du dimanche. По данным газеты, «в ходе своих показаний в Соединенных Штатах», экс-супруга Рыболовлева сказала, что после покупки «он не прожил в доме ни одного дня».

Вторым подозрительным обстоятельством газета называет тот факт, что через два месяца после продажи виллы Дональд Трамп создает фирму на Кипре - «в налоговом раю, популярном у русских олигархов», где в это время и Рыболовлев размещает почти все свое состояние. «В 2010 году Рыболовлев покупает 9,7% капитала Bank of Cyprus - главным акционером которого вскоре становится американец Уилбур Росс, ныне министр торговли у Трампа».

Американские следователи говорят и о «нескольких возможных рандеву Рыболовлева с Трампом и с его близкими».

Например, «выяснилось, что самолеты (Трампа и Рыболовлева) в течение нескольких часов соседствовали на взлетной полосе аэропорта города Шарлотт (Северная Каролина) 3 ноября 2016 года». «И если Трамп прилетел туда для проведения предвыборной кампании», «то для российского олигарха это странная остановка», - подчеркивает JDD и утверждает, «что изученные американскими следователями схемы полетов бизнес-джета Рыболовлева демонстрируют его короткие остановки в Лас-Вегасе, Бербанке (Калифорния) и Майами ровно в те моменты, когда там останавливался Трамп».

Помимо этого, «под вопросом остается одна дата в 2016-м году», когда яхта Рыболовлева «могла пересечься с яхтой дочери и зятя Трампа на побережье Хорватии».

В свою очередь, Белый дом уверяет, что Трамп и Рыболовлев никогда не встречались. А «окружение российского бизнесмена ограничивается тем», что отрицает любые версии о каких-либо махинациях при покупке виллы во Флориде.

АО "Звезда-Энергетика" запустило сборочное производство автономных источников электроэнергии из российских комплектующих. Производственная мощность первой очереди составит 150 изделий в год. Пока спрос на агрегаты невысок, но на предприятии надеются на отложенный спрос. Эксперты называют проект перспективным, аргументируя это возможным ростом рынка и необходимостью менять устаревшие мазутные автономные мощности на Дальнем Востоке.


В конце прошлой неделе петербургское АО "Звезда-Энергетика", специализирующееся на строительстве автономных электростанций, официально объявило о запуске нового сборочного производства на своей производственной площадке на территории Кировского завода. На предприятии продемонстрировали первый автономный источник электроэнергии, полностью собранный, по словам руководства компании, из российских комплектующих. Дизельный двигатель установки произведен на балаковском ОАО "Волжский дизель имени Маминых", электроагрегат поставило курское ОАО "Электроагрегат". На предприятии их смонтировали в единую установку, оснастив системой управления.

Прежде "Звезда-Энергетика" закупала готовые источники энергии у зарубежных поставщиков, выстраивала вокруг них обеспечивающую инфраструктуру и поставляла заказчикам. Однако за последние два года экономические условия изменились: курс рубля по отношению к доллару упал почти в два раза, из-за чего стоимость техники иностранного производства для российских покупателей увеличилась пропорционально. Кроме того, после ведения технологических санкций в отношении российских нефтегазовых компаний монополисты начали выставлять поставщикам технического оборудования требования о наличии в продукции определенной доли российских комплектующих.

"Некоторые госзаказчики прописывают в тендерной документации запрет на участие в конкурсе подрядчиков, которые не могут доказать, что поставят российский продукт", — объяснил председатель совета директоров компании "Звезда-Энергетика" Николай Хаустов.

Продемонстрированная в пятницу на предприятии установка была заказана в начале 2014 года "Газпромом" для обеспечения электроэнергией Чаяндинского месторождения в Якутии. Газ именно этого месторождения наполнит газопровод "Сила Сибири" после его достройки, чтобы после переработки на заводе по сжижению природного газа отправиться в порты Китая и других потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона.

Электроагрегат "Звезда-ДГ-630-400-03" обладает номинальной мощностью 630 кВт. Удельный расход дизельного топлива на номинальной мощности при нормальных атмосферных условиях составляет 239 г/кВт ч. Масса снаряженной установки не превышает 11 тонн. Агрегат может быть как основным, так и резервным источником питания.

Производственная мощность первой очереди — около 150 изделий в год при работе в одну смену. Если потребность возрастет, предприятие сможет увеличить объемы производства. Руководство завода предполагает выйти на 150 электроагрегатов с марта 2016 по март 2017 года. На сегодня модульное производство "Звезды-Энергетики" загружено на 65-70%.

"Условно говоря, готовый электроагрегат мощностью 630 кВт всегда стоил $110-120 тыс. Планируя сборку российской установки, мы ставили себе лимитную цену не выше зарубежного аналога. Мы в нее уложились", — утверждает Николай Хаустов.

По словам Николая Хаустова, "Звезда-Энергетика" подала заявки на участие в ФЦП по трем проектам: дизельный агрегат на 1000 кВт, газовый на 1100 кВт и дизельный на 1600 кВт. Расходы на НИОКР, которые должны быть завершены к концу 2016 года, составят 250 млн рублей. За календарный год предприятие планирует выйти на пилотные проекты. В августе "Волжский дизель имени Маминых" отгрузит двигатель для установки мощностью 1000 кВт.

Как рассказал "Ъ" генеральный директор "Звезды-Энергетики" Алексей Андреев, для сборки источников электроэнергии компания наймет не менее 40 сотрудников. "До конца года мы планируем продать около 30 единиц электроагрегатов мощностью по 630 кВт", — добавил господин Андреев. На данный момент в работе около десяти заказов. Среди заказчиков — "Газпром", нефтегазовые компании и судостроительные предприятия, входящие в ОСК.

Начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский отметил, что в данном случае речь идет о росте производства, но пока в рамках дозагрузки имеющихся мощностей. "Более резкое увеличение штата потребуется, если будут открываться новые производственные линии", — сказал эксперт.

По словам господина Хаустова, предприятие рассчитывает на отложенный спрос, который возник в отрасли во время первой волны кризиса. "В 2008 году случился кризис, и первые полгода 2009 года заказов не было вообще, а за вторую половину года мы сделали полтора года производственной программы", — рассказал он.

Дмитрий Кумановский полагает, что ставка на отложенный спрос оправданна. "Вопрос энергообеспечения Дальнего Востока, испытывающего недостаток стационарных мощностей, нужно решать: необходимо заменить выработавшие свой ресурс неэффективные мазутные станции. Соответственно, на рубеже 2018-2020 годов в России будет существенный спрос на мобильные генерирующие станции", — уверен аналитик.

Руководство АО "Звезда-Энергетика" не называет срок, в течение которого окупятся расходы на НИОКР, поскольку спрос на электроагрегаты неравномерен в течение года. Осенью большое количество заказов поступает "под зимник". Кроме того, в конце года госзаказчики осваивают заложенные в бюджете деньги. "Мы уверенно себя чувствуем, когда получаем годовую выручку 8-10 млрд рублей. Меньше 8 млрд рублей — мало. Больше 10 млрд рублей — трудно", — добавил Николай Хаустов. Он также отметил, что объем продаж в прошлом году достиг рекордной планки в 15 млрд рублей, часть оборота пришлась на экспортные заказы.

Стоит отметить, что в обозримом будущем "Звезде-Энергетике" может потребоваться новый поставщик дизельных двигателей для установки мощностью 630 кВт, так как "Волжский дизель" с весны прошлого года проходит процедуру банкротства, в декабре на предприятии введена процедура внешнего управления. На возврат долгов предприятия претендуют "Новикомбанк" и "Газпромбанк". В начале марта в арбитражный суд поступило требование "Альфа-банка" утяжелить реестр требований кредиторов на 225 млн рублей, включив в него кредитную организацию. Процедура наблюдения продлится до 31 мая 2017 года, после чего предприятие из Саратовской области либо разберется с долгами, либо пойдет с молотка.

Дмитрий Кумановский оценивает перспективы сборочного производства положительно. "Рынок автономной распределенной генерации, основанной на двигателях внутреннего сгорания, составляет в Восточной Европе, куда входит РФ, около $150 млн. Но к 2018-2020 году может вырасти на 18 процентов, до $180 млн. Поэтому новое конкурентное по цене и качеству производство вполне может поглотить объемы производства новых российских генераторов", — считает он.

Основной спрос обеспечивает коммунальное хозяйство и распределенная генерация в дальних населенных пунктах, куда нецелесообразно тянуть ЛЭП. Также спрос идет со стороны нефтегазовой отрасли, где необходимо обеспечивать энергией обустраиваемые месторождения. Соотношение этих двух отраслей — примерно 60% на 40%.

Герман Костринский


В последние годы многомиллиардные траты компании «Газпром» стали намного прозрачнее. Но только для своих

Игорь Попов

Простой вопрос: кто победит в объявленном «Газпромом» тендере на поставку грузовиков «Урал», если известно, что эту технику производит лишь один завод в мире - ОАО «Урал» из города Миасса? И если этот самый завод участвует в тендере? Ответ на вопрос не такой очевидный, как вам может показаться. Первое место в конкурсе, проходившем в 2004 году, одержало некое ООО, название которого никому ни о чем не скажет.

Гигантские траты российских естественных монополий уже стали притчей во языцех. Откаты, гирлянды посредников, подозрительное завышение цен на приобретаемую продукцию, непрозрачная отчетность-все это наносит компаниям ущерб, исчисляемый в сотнях миллионов долларов. Панацея, придуманная от этой болезни рынком, - размещение заказов на поставку товаров и услуг только через конкурсы. Однако опыт, который «Газпром» приобрел в 2005 году, показывает: внутренние враги монополии и это лекарство проглотили без особых последствий.

Завод «Волжский дизель им. Маминых» (город Балаково Саратовской области) в недоумении. В 2004 году предприятие по заказу и на средства «Газпрома» разработало мобильную дизельную электростанцию, менеджеры потирали руки в ожидании крупных контрактов. Но «Газпром» будто забыл про балаковский двигатель.

Гендиректор предприятия Виктор Хвостиков никак не возьмет в толк, почему «Газпром» продолжает покупать дизельные электростанции у питерской компании «Звезда-Энергетика» по полмиллиона за штуку, тогда как за аналогичный продукт «Волжский дизель» просит $120 000. Разницу в цене дает двигатель: у электростанций «Звезды» он американский, у «Волжского дизеля» - свой. «Я не исключаю, что среди учредителей «Звезды»-главный энергетик «Газпрома» Гаррий Шварц и его заместитель Игорь Белоусенко»,-заявил Хвостиков в интервью Forbes.

«Жигули» дешевле «Мерседеса», но это не значит, что они лучше,-объясняет в свою очередь энергетик Гаррий Шварц в интервью Forbes.-Мы покупаем около 30 станций в год, бывает и по $500 000, бывает и дороже. Только я никакого отношения к компании «Звезда-Энергетика» не имею».

Согласно информационной системе «СПАРК» агентства «Интерфакс», главный энергетик «Газпрома» в 2004 году был председателем совета директоров АО «Звезда-Энергетика», а Игорь Белоусенко - членом совета директоров компании. Гендиректору «Звезда-Энергетика» Леониду Пономареву при этом «ничего не известно» о работе Шварца в его компании. Пономарев, правда, вспомнил Белоусенко; этот менеджер, по его словам, направлен в совет директоров АО «Звезда-Энергетика» газовой монополией «для координации». «Денег за это он не получает», -уточнил Пономарев. Деньги получает «Звезда-Энергетика», выручка компании в прошлом году составила около $45 млн.

«Все закупки «Газпрома» в основном держатся на личных связях и ведутся через близкие сотрудникам монополии компании», -комментирует один из нефтегазовых аналитиков, попросивший не называть его имени в печати. Может, в этом и есть секрет успеха «Звезды»? Президент компании Николай Бех в интервью журналу «Признание» так говорит о своих методах организации сбыта продукции: «Очень большое значение имеет деловая репутация руководителя. Ведь еще с социалистических времен моими партнерами, друзьями, коллегами были специалисты, которые сейчас занимают ключевые посты в российском производстве. Они поддерживают нас, доверяют нашим обязательствам...» Напомним, что Николай Бех в 1987-1997 годах был гендиректором КамАЗа, а в 2001-2002 годах-старшим вице-президентом газовой корпорации «Сибур».

Этот пример иллюстрирует непрозрачность закупочной политики «национального достояния». В 2004 году операционные расходы «Газпрома» превысили $30 млрд. Как были потрачены эти деньги? В бюджете компании $19 млрд проходят по маловразумительной статье «платежи дочерним компаниям», на «прочие расходы» записано $2 млрд. Насколько эффективно были потрачены эти средства, специалисты сказать затрудняются. «Это же не МКАД, где дырочку просверлил и узнал, из скольких слоев она состоит,-говорит представитель сервисной компании, пожелавший сохранить анонимность. - На газовых месторождениях попробуй проверь, сколько песка на засыпку болота ушло».

«Структура государственная, людей надо как-то кормить», - кивает один из поставщиков монополии. По его словам, желание очистить систему закупок со стороны руководства «Газпрома» заметно, но решение проблемы упирается в «среднее звено». «Крупные контракты отслеживает высший менеджмент компании, а средние и мелкие растаскиваются управленцами в отделах и департаментах,- говорит поставщик.- Воровство при закупках через откаты и фирмы-прокладки происходит и в частных компаниях, только в меньших масштабах, да и борются частники с этим эффективнее». Стоимость сложной машиностроительной продукции для «Газпрома» можно завысить в несколько раз; на простых продуктах, например трубах, «комиссия» невелика, зато объемы поставок огромны.

Заказы на строительство в этой «газовой Чечне» распределяются слишком предсказуемым образом. Возьмем хотя бы компанию «Стройтрансгаз» - 80% ее выручки (более $1 млрд в год) дают инвестиции «Газпрома» в капитальное строительство. «За многие годы сотрудничества с «Газпромом» подрядчик и заказчик хорошо «притерлись» друг к другу, что облегчает их взаимодействие»,-двусмысленно отмечают в своем отчете аналитики «Тройки Диалог».

В 1990-е годы акционерами «Стройтрансгаза» были ближайшие родственники и друзья Виктора Черномырдина, тогдашнего главы «Газпрома» Рема Вяхирева и его заместителя Вячеслава Шеремета - фундамент, на котором строились отношения заказчика и исполнителя, понятен. После прихода в «Газпром» команды Алексея Миллера звезда «Стройтрансгаза» должна была закатиться. Компанию упрекали, в частности, в неоправданно высоких расценках на услуги. На место «Стройтрансгаза» метила созданная летом 2002 года газпромовская «дочка» «Газпром -стройинжиниринг».

Однако ничего не изменилось. Доля «Стройтрансгаза» с 2003 года в программе капитального строительства «Газпрома» и аффилированных с ним структур снизилась всего на 1 процентный пункт - до 44% в 2005 году. Близких родственников «старой гвардии» в компании уже нет, зато здесь работают яркие представители вяхиревской команды - к примеру, бывший зампред правления и главный бухгалтер «Газпрома» Ирина Богатырева. И «Газпром» по-прежнему платит «Стройтрансгазу» слишком много денег. По расчетам Вадима Клейнера, директора по корпоративным исследованиям фонда Hermitage Capital Management (миноритарного акционера «Газпрома»), строительство газопроводов (в том числе силами «Стройтрансгаза») обходится монополии в 3,4 раза дороже, чем заказчикам в других странах. «Отсутствие реальной конкуренции в капитальном строительстве не позволяет снизить стоимость строительно-подрядных работ с одновременным повышением их качества»,-сообщает Счетная палата в отчете по проверке деятельности «Газпрома».

В «Газпроме» эти данные не комментируют. Гигант (выручка за 2005 год, по предварительным оценкам, $44,6 млрд, чистая прибыль - $15,4 млрд) вообще не привык мелочиться. За бурение скважин монополия платит на 44-57% дороже, чем американские и канадские коллеги. Затраты «Газпрома» на разработку Заполярного месторождения в 2004 году составили $8,5 на один баррель прироста нефтяного эквивалента. Расходы «НОВАТЭК», ведущего разработку на соседнем месторождении, оказались на 75% меньше. Данные по проектам 2005 года появятся к середине 2006 года, но аналитики уже говорят, что революции в «Газпроме» не свершилось.

Помните, один из поставщиков отмечал желание руководства «Газпрома» очистить систему расходов от прилипал? Дело это непростое, начинать надо с малого. Для обеспечения своей жизни и деятельности монополия закупает продукцию тридцати тысяч наименований -транспорт, топливо, трубы, газоперекачивающие агрегаты, электростанции, спецодежду. В прошлом году на эти цели было потрачено около $4 млрд.

В июле 2004 года совет директоров «Газпрома» утвердил положение о размещении заказов на поставку материально-технических ресурсов компании преимущественно на конкурсной основе. Предполагалось, что уже в 2005 году доля закупок МТР на конкурсной основе составит 50%, в 2006 году - 80%. По расчетам ООО «Газком-плектимпэкс», «дочки» «Газпрома», обеспечивающей монополию материально-техническими ресурсами, закупки на открытых тендерах сэкономят (при условном годовом бюджете закупок в 90 млрд рублей) 3,7 млрд рублей в 2005 году и почти 6 млрд рублей в 2006 году.

В декабре стали известны первые результаты этого эксперимента. Как сообщили Forbes в «Газпроме», в 2005 году на закупку материально-технических ресурсов было выделено 113 млрд рублей, 40% из них получили поставщики, победившие на открытых конкурсах. Экономический эффект от внедрения конкурсных процедур в 2005 году в «Газпроме» оценивают в 1,5 млрд рублей.

До запланированного не дотянули, но лиха беда начало. И кто победители конкурсов? В «Газпроме» Forbes заверили, что газовая монополия не работает с «фирмами-однодневками и компаниями с сомнительной репутацией». Смотрим результаты соревнований. Известно, что газовая монополия в основном закупает трубы (700 000-800 000 т) производства трех российских и одного украинского заводов - Волжского, Выксунского, Челябинского и Харцызского. Но победителем конкурса на поставку в будущем году более 240 000 т труб признано московское ООО «Торговый дом «Трубная продукция», учрежденное некой неназванной гражданкой России в сентябре 2004 года с уставным капиталом 10 000 рублей.

По свидетельству Вадима Клейнера, годом ранее закупки труб для «Газпрома» производились через ООО с похожим названием - «Трубный торговый дом». Фирма, зарегистрированная в марте 2003 года с уставным капиталом 10 000 рублей, продала газовой монополии продукции на $700 млн. Владельцем удачливого предприятия тоже являлась гражданка России, некая Елена Русская.

Разумеется, «Газпрому» виднее, как и с кем ему работать. Но миноритарным акционерам газового концерна вряд ли понравятся данные, которые демонстрирует Вадим Клейнер: до 2002 года включительно монополия приобретала продукцию Харцызского трубного завода напрямую; в 2003-2004 годах продукция украинского предприятия выросла в цене на 1%,но «Газпрому», который подключил к поставкам посредников, харцызские трубы обходятся теперь на 35% дороже.

Почем продает товар газовому концерну учредительница «Торгового дома «Трубная продукция», корреспонденту Forbes установить не удалось. Указанный в учредительных документах ООО телефон, как выяснилось, находится в квартире жилого дома; обитатели квартиры на все вопросы о «Газпроме» испуганно отвечают: «Вы ошиблись номером». Впрочем, директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко тоже никогда не слышал о таких крупных операторах рынка, как ТД «Трубная продукция» и «Трубный торговый дом».

Вот еще пример. «Газпром» традиционно использует на своих производствах газоперекачивающие агрегаты, произведенные «Пермскими моторами» и рыбинским «НПО «Сатурн». Однако в конкурсе на поставку этого дорогого (от 80 млн до 200 млн рублей) оборудования победили некие ООО, учрежденные другими ООО из Новосибирска и Горно-Алтайска.

«НПО «Сатурн» стабильно поставляет газоперекачивающие агрегаты «Газпрому» начиная с 1999 года»,-говорит начальник отдела рыбинского предприятия Александр Троицкий. Как в схеме поставок задействованы посредники, Троицкий обсуждать отказался. По его словам, это коммерческий секрет. Секрет «Газпрома» или поставщиков? «Когда предприятия совместно работают, появляются общие коммерческие секреты»,-объясняет Троицкий.

Почему среди победителей тендеров «Газпрома» так много малоизвестных фирм? Руководитель «Газкомплектимпэкса» Валерий Голубев отказался отвечать на этот вопрос. «Валерий Александрович-добрый человек и не хочет ни с кем ссориться»,-пояснили его отказ в компании.

Можно предположить, что с введением конкурсного распределения заказов в жизни «Газпрома» и его давних партнеров мало что изменилось. Если раньше посредник поставлял компании товар «по дружбе», то теперь он это делает как победитель конкурса. Немало способствуют этому непрозрачность конкурсной системы, отсутствие внятных объяснений, как в каждом конкретном случае определяется финалист. А также то обстоятельство, что к участию в тендерах допускаются не все желающие, а только те, кого пригласит «Газпром».

«Hermitage Capital ежегодно ставит перед «Газпромом» вопросы о системе закупок МТР, но ответов мы не получаем. На любую другую критику они реагируют, но эту меньше всего комментируют,- говорит Вадим Клейнер.-В зону закупок МТР акционерам и аналитикам доступ закрыт».[...]

«Нужен приказ о закупках напрямую у производителей,-уверен руководитель машиностроительного холдинга, ежегодно поставляющего «Газпрому» продукции на 1 млрд рублей.- Понятно, что посредники никогда не дадут лучших условий, чем заводы». Но такого приказа пока нет. А если появится, не будет ли найден способ обойти и это ограничение? Пока на все «неудобные» вопросы в «Газкомплектимпэксе» отвечают хладнокровно: «Управлению безопасности ООО «Газкомплектимпэкс» неизвестны случаи разоблачения коррумпированных сотрудников ОАО «Газпром».

Статьи по теме: