История становления города Нью-Йорк. Основные периоды, интересные факты. История нью-йорка New york история

Нью-Йо́рк (англ. New York City), прежнее названия до 1664 - Новый Амстердам - город в штате Нью-Йорк Соединённых Штатов Америки, один из крупнейших городов мира. Население 8 459 026 человек (2010), с пригородами - 18,8 млн. Расположен на берегу Атлантического океана в юго-восточной части штата Нью-Йорк. Нью-Йорк был основан в начале XVII века голландскими колонистами. До 1664 года город назывался «Новый Амстердам».
Город административно состоит из 5 районов: Бронкс, Бруклин, Квинс, Манхэттен и Статен-Айленд. Основные достопримечательности расположены в Манхэттене. Среди них: исторические небоскрёбы (Эмпайр-стейт-билдинг, Крайслер-билдинг), Рокфеллер-центр, художественный музей Метрополитен, Метрополитен-Опера, Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (живопись), Американский музей естественной истории (скелеты динозавров и планетарий), легендарный отель «Челси», штаб-квартира ООН, Гарлем.
Город Нью-Йорк включает остров Манхэттен, остров Статен-Айленд, западную часть острова Лонг-Айленд, часть североамериканского материка - (Бронкс), и несколько небольших островов в нью-йоркской гавани. Нью-Йорк находится примерно на 40° северной широты и 74° западной долготы. Самой высокой точкой Нью-Йорка является холм Тодт-Хилл, высотой 125 м, который находится на Статен-Айленде. Статен-Айленд - самый холмистый и просторный и наименее заселённый район города. В густонаселённом Манхэттене, наоборот, земля ограниченна и дорога́, что объясняет столь большое количество высоких зданий и небоскрёбов. Согласно Бюро Переписи США, город имеет площадь 1214,4 км², из которых 785,6 км² - суша и 428,8 км² (35,31 %) - вода.
Согласно последним геологическим исследованиям американских учёных, проведенным в 2008 году, в 40 километрах к северу от города пересекаются два геологических разлома, что делает вероятными землетрясения магнитудой до 7 баллов. Причём место пересечения располагается рядом с АЭС. Поэтому будут разработаны дополнительные меры защиты зданий и атомной электростанции.
Нью-Йорк находится на сравнительно низких широтах: так, Нью-Йорк лежит примерно на одной широте со Стамбулом, Мадридом, Ташкентом и Пекином. Климат города cубтропический океанический. Осадки распределены сравнительно равномерно в течение года. Среднегодовое количество часов солнечного сияния - 2680 часов. Несмотря на то, что город находится на побережье океана, разница в температуре между летом и зимой достаточно большая, так как преобладающее движение воздушных масс - со стороны материка. Влияние океана второстепенно, но всё же несколько смягчает колебания температур. Ещё одним фактором является плотная городская застройка, которая делает город несколько теплее, чем окрестности.
Зимой в Нью-Йорке температура в среднем между −2 °C и +5 °C, с нередкими отклонениями от нормы. Почти каждой зимой выпадает снег, в среднем 60 см за год. Весна мягкая, с температурой от 7 °C до 16 °C. Летом в Нью-Йорке сравнительно жарко, средняя температура от 19 °C до 28 °C, имеются периоды высокой влажности воздуха. Часто температура превышает 32 °C, а изредка достигает 38 °C жары и выше. Осень в Нью-Йорке приятная, с температурой от 10 °C до 18 °C. Однако нью-йоркская погода весьма непредсказуема и время от времени удивляет нью-йоркцев мягкой, почти бесснежной зимой или довольно ощутимой прохладой летом. Бывало, что ещё в апреле случалась сильная метель, которая покрывала Нью-Йорк толстым слоем снега. Иногда температура может резко колебаться от дня ко дню. Путешественникам рекомендуется следить за прогнозом погоды и иметь несколько видов одежды поздней осенью и ранней весной (то есть в ноябре, марте, апреле).
В прошлом подавляющее население города составляли переселенцы из Европы: в середине XIX в. - преимущественно ирландцы и немцы, к началу XX в. - евреи и итальянцы. В 1940 г. примерно 94 % населения неофициальной столицы США составляли белые. Однако этнический облик стремительно менялся по мере переселения белых в пригороды. Это явление, получившее название «субурбанизация», впервые в массовом масштабе проявилось именно в Нью-Йорке. В пределах городской черты уезжавших замещали представители других рас. За последние десятилетия Нью-Йорк принял немало выходцев из Азии, особенно китайцев, индийцев и пакистанцев, а также уроженцев из многих стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
В результате мощных притоков иммиграции Нью-Йорк одним из первых среди американских городов - в середине 80-х гг. XX в. - утратил белое большинство и стал вотчиной латиноамериканцев и афроамериканцев. К настоящему времени Ричмонд - единственный район с преобладанием белого населения. А территория города уже давно представляет собой мозаику «филиалов Гарлема», «маленьких Италий», «Чайнатаунов», еврейских «ист-сайдов», «латинских кварталов» и т. д. Подлинные масштабы переселенческих процессов позволяет оценить, наверное, единственный в некотором роде Музей иммиграции на Эллис-Айленде. Он основан на месте, где до 1954 г. существовал главный и печально знаменитый пункт по приему переселенцев, через который прошло более 20 млн будущих граждан США. Иммиграция - ключевой фактор стремительного роста населения города. В 70-х годах XIX в. число жителей исторического ядра - графства Нью-Йорк перевалило за миллион, к моменту образования в 1896 г. единого Нью-Йорк-Сити превысило 3,4 млн. В 2000 году в Нью-Йорке проживало 8 008 278 человек.
История города Нью-Йорка
Первое упоминание о Нью-Йорке (а точнее о местности, на которой он впоследствии разместился) приписывают итальянскому мореплавателю Джованни Верразано (1524 год). Впрочем, нередко поговаривают о том, что доложить о результатах поездки на дальний континент бывшему пирату (как свидетельствует одна из легенд) так и не удалось: гостеприимные обитатели Карибских островов, куда он заглянул на обратном пути за сувенирами, съели незадачливого искателя приключений.
Прошли годы и новый исследователь - английский моряк Генри Хадсон (кое-кто из наших бывших соотечественников не прочь назвать его более благозвучным русскому уху именем Гена Гудзон, поскольку в достопочтенные времена первооткрыватель сих мест прежде чем перейти в Голландскую Вест-индскую компанию, трудился во благо московской меховой компании, размещавшейся в городе Лондоне, и был ранее известен открытием для норвежцев Шпицбергена, а для россиян- островов «Новая земля») не только описал местную реку и бухту (в 1609 году), но и измерил их новыми по тем временам методами, за что и был удостоен чести подарить обнаруженной им реке собственное имя (Гудзон).
Крепость «Новый Амстердам» (а точнее, форт) и десяток домов (уроженцев того же самого голландского города) возникли на берегу Гудзона в 1615 году, а в 1624-ом рядом с крепостью обосновалась первая группа голландских поселенцев. Через пару лет (в 1626-ом) голландец Питер Минуит за безделушки (стоимость которых составила всего 60 гульденов, т.е. $24) приобрел у местных индейцев остров Манхеттен, а в 1647-ом колонию возглавил его энергичный тезка – Питер Стайвесант, за время губернаторства которого население поселка возросло до десяти тысяч человек. В 1664 году английские корабли захватили город, не встретив сопротивления со стороны губернатора Стёйвесанта, и он был переименован в Новый Йорк, в честь инициатора этой вылазки - герцога Йоркского. По результатам второй англо-голландской войны в 1667 году голландцы официально передали Нью-Йорк англичанам и взамен получили колонию Суринам.
Хотя Англия становится самым могущественным колониальным государством, в американских колониях нарастают антибританские настроения. В 1765-ом в Нью-Йорке собирается Колониальный конгресс, на котором высказано несогласие с законом о гербовом сборе и налогообложении. Возникшая патриотическая организация «Сыновья свободы» возглавила освободительное движение и создание нового государства. 25 июня 1776 года, прибывший в Нью-Йорк генерал Джордж Вашингтон, с восторгом принят на Бродвее, но британский флот во главе с адмиралом Ричардом Хау, войдя в нью-йоркскую бухту, сумел подавить отчаянное сопротивление американцев. Захватив стратегически важные Бруклинские высоты, а затем и районы Гарлемских и Морнингсайдских высот, англичане удерживали остров Манхеттен. В начале Войны за Независимость современная территория города была ареной важных сражений. В результате Бруклинской битвы в Бруклине начался большой пожар, в котором большая часть города сгорела, и он до конца войны попал в руки Великобритании, пока американцы вновь не завладели им в 1783 году. Этот день, под названием «День Эвакуации» (англичан), долго праздновался в Нью-Йорке.
Когда 19 октября 1781 году регулярные войска генерала Вашингтона совместно с французскими частями окружили у Йорктауна (Виргиния) вооруженные силы английского адмирала Корнуоллиса, 7-тысячная армия англичан вынуждена была капитулировать. В сущности, это и стало концом войны. 3 сентября 1783 года был заключен Парижский договор, по условиям которого Англия признала суверенитет тринадцати американских колоний.
Столицей молодого государства в 1784 году становится Нью-Йорк, а в 1789-м, после ратификации Конституции США, здесь же на Уолл-стрите прославленный генерал Джордж Вашингтон присягнул на верность народу в качестве первого президента Соединенных Штатов. На тот момент население столичного города составило всего 33 тысячи человек. Впрочем, Нью-Йорком тогда считался только остров Манхеттен. В Большой Нью-Йорк город превратился значительно позже (в 1898-ом) , когда слились воедино пять главных его составляющих («боро») : Манхеттен, Бруклин, Квинс, Бронкс и Стейтен-Айленд.
В течение XIX века население города стремительно росло благодаря бурному притоку большого количества иммигрантов. В 1811 году был разработан дальновидный генеральный план развития города, по которому сеть улиц была расширена, охватив весь Манхэттен. К 1835 году Нью-Йорк обогнал по населению Филадельфию, став самым большим городом Соединённых Штатов.
Во время Гражданской войны прочные торговые связи города с Югом, а также его растущее иммигрантское население привели к расколу между сторонниками Союза и сторонниками Конфедерации, который достиг высшей степени в «Призывных Мятежах» - самых крупных гражданских беспорядках в американской истории.
После войны темп иммиграции из Европы сильно возрос, и Нью-Йорк стал первой остановкой для миллионов людей, прибывающих в Соединённые Штаты в поисках новой, лучшей жизни.
В 1898 году город Нью-Йорк приобрёл сегодняшние границы: прежде он состоял из Манхэттена и Бронкса, присоединённого к городу с юга, от округа Уэстчестер (западный Бронкс в 1874 году, остальная территория - в 1895 году). В 1898 г., согласно новому законопроекту, была создана новая муниципальная единица, первоначально названная Большой Нью-Йорк. Новый город был разделен на пять районов. Районы Манхэттен и Бронкс расширили свои границы и покрывали теперь территорию первоначального города и всю остальную часть округа Нью-Йорк. Район Бруклин состоял из города Бруклин и нескольких муниципалитетов в восточной части округа Кингс. Район Квинс был основан в западной части округа Квинс и покрывал несколько небольших городков и поселков, включая Лонг-Айленд-Сити, Асторию и Флашинг. Район Статен-Айленд полностью вместил округ Ричмонд. Все бывшие городские органы управления внутри этих районов были упразднены. Год спустя территория Округа Квинс, которая не попала в пределы района Квинс, стала округом Нассо (Nassau). В 1914 году законодательные власти штата создали округ Бронкс, а округ Нью-Йорк сократился до размеров одного Манхэттена. Сегодня границы пяти районов Нью-Йорка в основном совпадают с границами соответствующих округов.
В первой половине XX века город стал мировым центром промышленности, торговли и связи. В 1904 году начала действовать первая компания метро Интерборо Рэпид Трэнзит. В 1930-x гг. очертания Нью-Йорка взмыли ввысь с постройкой нескольких самых высоких небоскребов мира.
В двадцатых годах XX столетия Нью-Йорк решительно перехватил инициативу и стал самым высоким городом в мире. И чем выше устремлялись его шпили, тем очевиднее становился факт, :вот здесь как раз и находится пуп земли. Однако более правомерно последнее прозвище оставить за Иерусалимом, но все остальные громкие титулы безусловно принадлежит Городу Большого Яблока. Прежде всего, Нью-Йорк- центр мировых финансов, центр делового мира и…центр мирового Дела. Ну, а далее этот город в центре мировой культуры, мирового искусства, мировой моды, мировой медицины и уж, конечно, Нью-Йорк- центр мирового туризма. Когда же в 1946 году город был выбран резиденцией Организации Объединенных Наций, это решение вызвало всеобщее понимание.
Одновременно с этим происходил переезд части населения в пригороды, что привело к медленному снижению численности населения. Впоследствии изменения в промышленности и торговле и рост преступности вовлекли в 1970-х годах Нью-Йорк в социальный и экономический кризис.
1980-е годы были периодом умеренного роста, сменившегося большим бумом 1990-х. Смягчение расовой напряженности, значительное падение уровня преступности, рост иммиграции обновил город, и население Нью-Йорка впервые в его истории превысило 8 миллионов жителей. В конце 1990-х город много получил от успехов индустрии финансового сервиса в период бума «доткомов». Это стало одним из факторов роста цен на недвижимость в городе.
Террористические акты 11 сентября 2001 года затронули и Вашингтон, но Нью-Йорк пострадал больше всего вследствие атак на Всемирный торговый центр и плотного едкого дыма, который продолжал валить из его развалин в течение нескольких месяцев после падения «Башен-Близнецов» и пожара. Несмотря на это, расчистка центра взрыва была окончена быстрее, чем планировалось, и с тех пор город воспрянул и выдвинул новые планы для разрушенной территории. Башня Свободы, которую собираются построить на месте Всемирного торгового центра, должна стать одним из самых высоких небоскрёбов в мире (1776 футов или 532,8 м) к запланированному завершению её строительства в 2012 году.
Нью-Йорк - город сравнительно молодой (ему менее 400 лет), и его планировка не отягощена многовековыми наслоениями исторических и архитектурных эпох. Первые два века его истории оставили свой след лишь на южной оконечности Манхэттена, примерно на площади, соответствующей нынешнему Финансовому округу (около одного квадратного километра). В середине XVII века территория Нового Амстердама была ещё меньше: северная граница города проходила по деревянной стене (вдоль нынешней Уолл-стрит) и ограничивала территорию примерно в 22 га. Направления улиц пролегали вдоль побережья Гудзона и Ист-Ривер.
Дальнейшая застройка города складывалась поначалу нерегулярно. Градостроительного плана развития Нью-Йорка в современном понимании не было. Район Гринвич-Виллидж начал застраиваться в западно-восточном направлении. В 1811 году двухпалатный законодательный орган штата Нью-Йорк принял т. н. «комиссионный» план застройки и продажи земли на территории штата от современной 14-й стрит до северной оконечности Манхэттена.
План предусматривал строго ортогональную ориентацию улиц по всей незастроенной территории острова. Таким образом, город не получал одного ярко выраженного центра. Хотя план подвергался критике за монотонность, дальнейшее развитие урбанистики подтвердило его правильность: автомобильное движение по равномерно распределённым улицам значительно менее подвержено пробкам, чем в старых европейских городах радиально-кольцевой структуры.
Улицы, параллельные Гудзону, получили название «авеню» (от первой до двенадцатой с Востока на Запад и дополнительно от A до D в районе Ист-Виллидж - «алфавитном районе»), поперечные нумеровались цифрами и назывались «стрит». Весь город оказался разбит на кварталы площадью около 2 га. Планировалось создать 16 продольных авеню и 155 поперечных улиц. В 1853 году между 5-й и 8-й авеню (от 59-й до 110-й улицы) было выделено место для Центрального парка. Некоторые улицы получили впоследствии собственные имена (Парк-авеню, Вест-энд и др.). Другие улицы были проложены дополнительно (Мэдисон-авеню, Лексингтон-авеню).
Исключение составляет Бродвей: он пересекает практически весь город наискось и продолжается в Гарлем и Бронкс. Согласно легенде, линия одной из самых знаменитых улиц мира повторяет тропу, по которой индейцы гнали скот на водопой.
В настоящее время архитектура города имеет две мощные доминанты, подчеркнутые обилием небоскрёбов: Финансовый округ и Средний Манхэттен. Часть города западнее 5-й авеню называется западной, остальная - восточной. Поперечные улицы имеют, таким образом, различное наименование в разных частях города, например, 42-я западная и 42-я восточная улицы.
В XVII-XVIII веках в строительстве преобладали деревянные каркасные и бревенчатые дома, устройство которых было перенесено из Европы тогдашними колонистами. Однако после опустошительного пожара 1835 года деревянное строительство было ограничено. В XIX веке город застраивается домами преимущественно из кирпича и природного камня, которые завозился из каменоломен Новой Англии. Все здания выше шести этажей должны были быть оснащены водонапорными резервуарами для того, чтобы снизить необходимое давление в водопроводных магистралях.
Основу современной архитектуры Нью-Йорка составляют небоскрёбы, то есть здания высотой свыше 150 м. Хотя первые небоскрёбы появились в Чикаго, а сейчас распространены во всём мире, архитектурный облик Нью-Йорка по праву ассоциируется со сверхвысотным строительством. В городе построено свыше 5500 высотных зданий, из них 50 имеют высоту свыше 200 м. По количеству таких зданий Нью-Йорк уступает только Гонконгу. Развитию высотного строительства способствовала замкнутость территории (центр города стоит на острове), высокая цена земли, а также наличие прочных скальных пород, выходящих практически на поверхность (например, в Центральном парке).
Из-за необходимости естественного освещения небоскрёбы всё же не стоят «плечом к плечу», а чередуются с менее высокими зданиями. Несмотря на вынужденное сходство, высотные здания Нью-Йорка довольно разнообразны по архитектуре. Большинство небоскрёбов имеют собственные имена. Так, одно из первых офисных высотных зданий на Бродвее, получившее имя «Боулинг Грин» (Bowling Green Offices), построили для судоходных компаний в 1898 году английские архитекторы братья Уильям Джеймс и Джордж Эшдаун Одсли. 17-этажное здание было выполнено в лаконичном стиле греческого возрождения, с использованием классических ордеров.
Первым же небоскрёбом Нью-Йорка считается не сохранившийся «Нью-Йорк Уорлд билдинг», построенный в 1890 году. Его высота составляла 106 метров. Хотя это была не первая в городе высотка, но Уорлд билдинг был первым зданием, превзошедшим по высоте 85-метровую Церковь Троицы. Уорлд Билдинг оставался высочайшим зданием города до 1899 года, а в 1955 году был разрушен для того, чтобы освободить место под строительство нового въезда на Бруклинский мост.
В 1907 году практически на берегу реки Гудзон архитектор Касс Гилберт (1859-1934) построил здание высотой 99 м, предназначенное также для судоходных компаний. Четкое членение верхней части фасада колоннами и пирамидальное завершение крыши придает зданию некоторое сходство с Вестминстерским Биг-Беном. В настоящее время здание носит название Уэст Стрит Билдинг (West Street Building).
Офисное здание Вулворт (Woolworth) высотой 241 м, построенное в 1913 году тем же Кассом Гилбертом, задумано в неоготическом стиле. Как и большинство зданий в городе, оно имеет мощный стальной каркас. Здание облицовано глазурованными керамическими плитками (т. н. «архитектурная терракота»), имитирующими резьбу по камню. Небоскрёб увенчан крышей с медным покрытием, ставшим от времени зеленоватым.
Одним из красивейших зданий города является 319-метровый Крайслер-билдинг, построенный в 1930 году архитектором Уильямом ван Эленом для штаб-квартиры одноимённой автомобильной компании. Это было первое в мире здание, превысившее высоту 1000 футов. Проект, выполненный в пост-модернистском стиле Арт-деко, запоминается навершием с огромными дугами стального цвета, символизирующими колёса автомобиля.
Высочайшее здание Нью-Йорка - 102-этажный небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг высотой 382 м (449 м со шпилем). Это здание было построено в Манхэттене в 1931 году. Вторым по высоте в США и десятым по высоте в мире. Также он был высочайшим зданием планеты до 1972 года. Большая часть небоскрёбов в Нью-Йорке - сосредоточена в Манхэттене, хотя свои высотки есть и в других районах.
Нью-Йорк - безусловный центр культуры и информации. Здесь находятся штаб-квартиры главных телевизионных компаний США - Си-би-эс, Эн-би-си и Би-би-си, действуют более 100 зарегистрированных радиостанций, вещающих в средневолновом и ультракоротком диапазонах, печатаются наиболее массовые журналы («Ньюсуик», «Тайм», «Форчун») и газеты с международной репутацией: «Нью-Йорк Таймс», «Дейли ньюс», «Нью-Йорк пост» и рупор американского бизнеса «Уолл-Стрит Джорнел», имеющий самый большой в США тираж. В городе выходят газеты более чем на 40 языках.
Средства массовой информации ежедневно разносят вести о бесконечной череде событий в разнообразной и бурно протекающей культурной жизни Нью-Йорка. О новинках всемирно известного Бродвея, располагающего 38 сценическими площадками и являющегося бесспорным театральным законодателем всей страны. О достижениях отечественного и зарубежного кинематографа, образцы которого демонстрируются примерно в 400 кинотеатрах - от исполинского Радио-Сити мюзик-холла на 6,2 тыс. мест до совсем крошечных зальчиков. О программах концертов и выступлениях знаменитостей, экстравагантных шоу и иного рода зрелищных мероприятиях, в том числе во всемирно известной «Метрополитен-опера» и концертных залах Алис Талли-холл, Карнеги-холл, славящегося своей великолепной акустикой, Нью-Йорк Сити-сентер.
Нью-Йорк является одним из городов, наиболее часто упоминаемых в художественных произведениях.
Транспорт
К общественному транспорту Нью-Йорка относятся метро, автобусы, такси, городской поезд Статен-Айленда, канатная дорога на острове Рузвельта, поезд-аэроэкспресс и паром на Статен-Айленд. Почти все из этих систем, а также пригородные поезда и автобусы эксплуатируются одной компанией (MTA) и имеют единую систему оплаты проезда по магнитным билетам (MTA metrocard). В отличие от других крупных городов США, общественный транспорт самый популярный способ передвижения. Так, в 2005 году 54,6 % жителей Нью-Йорка добирались до работы, используя общественный транспорт. Примерно каждый третий пользователь общественного транспорта в США и две трети пользователей железной дороги живёт в Нью-Йорке и его пригородах. Это сильно отличает его от остальной части страны, где около 90 % жителей пригородов используют собственные автомобили для передвижения к рабочему месту. Нью-Йорк - единственный город в Соединенных Штатах, где больше чем в половине домохозяйств нет автомобиля (при этом в Манхэттане аналогичный показатель превышает 75 %, а в целом по стране процент подобных домохозяйств составляет всего 8 %). Согласно Бюро переписи США, жители Нью-Йорка в среднем тратят 38,4 минуты в день для того, чтобы добраться до своей работы.
Метрополитен
Метрополитен Нью-Йорка включает в себя 486 станций на 26 маршрутах, имеет общую длину в 1355 км и является самым протяжённым в мире по общей длине маршрутов (метро, самое длинное по линиям - Шанхайское). Метро охватывает 4 из 5-ти городских района (Манхэттен, Бруклин, Квинс и Бронкс). Оно традиционно именуется «subway» (подземка), хотя 40 % путей и треть станций находятся на поверхности и расположены на уровне земли или на эстакадах.
Первая линия метрополитена в Нью-Йорке была открыта в 1868 году частной компанией BRT. До 1932 года метрополитен находился в частном владении и принадлежал двум компаниям: BRT и IRT. Затем к ним добавилась муниципальная компания, которая в 1940 году скупила обе частные и объединила городской метрополитен в единый хозяйственный комплекс. В настоящее время управляющая метрополитеном компания - МТА - также управляет и сетью городских автобусных маршрутов.
За исключением некоторых маршрутов, метрополитен работает круглосуточно, перевозя около четырёх миллионов человек в сутки.
В настоящее время началась разработка проекта по переводу нью-йоркского метрополитена на автоматическое управление.
Стоимость проезда по состоянию на ноябрь 2010 г. следующая.
Однократная поездка - $2,25 (одноразовый билет для поездки на метро даёт право в течение 2-х часов продолжить поездку на автобусе городской автобусной сети, также управляемой МТА).
Проездной билет на 7 суток стоит $29, на 14 суток - $52, на 30 суток - $104. При этом многодневный проездной билет дает право на неоднократный без ограничений проезд в метрополитене и в автобусах города в течение срока его действия. Отсчет начала срока действия проездного (то есть фиксация первых суток использования билета) производится с момента первого прохода через турникет метрополитена или автобуса вне зависимости от времени прохода и заканчивается в 24:00 последних суток действия.
Автобус
Нью-Йорк имеет развитую сеть автобусных маршрутов, которая ежедневно перевозит более 2 миллионов пассажиров. Автобусная сеть Нью-Йорка включает более 200 местных (курсирующих исключительно по своему району) и 30 скоростных (межрайонных) маршрутов, на которых работает более 5900 автобусов. Каждый местный маршрут имеет номер и буквенный префикс, обозначающий район, который он обслуживает (B - Бруклин, Bx - Бронкс, M - Манхэттен, Q - Квинс, S - Статен-Айленд), а скоростные маршруты обозначены префиксом X.
Стоимость проезда по состоянию на январь 2010 г. - $2,25 (можно оплатить монетами при входе в переднюю дверь автобуса в автомате, расположенном перед водителем). При этом у водителя можно попросить «трансфер». Этот документ позволяет в течение 2-х часов произвести пересадку и без оплаты продолжить движение на другом автобусе (в попутном или пересекающем направлении, но не в обратном), либо на метро. Также для проезда можно воспользоваться билетом, выданном в метрополитене, после использования этого билета для поездки на поезде метро.

Городской поезд Статен-Айленда
Не связанная с метро и пригородными поездами, линия городского поезда на Статен-Айленде (англ. Staten Island Railway) имеет поезда, аналогичные метрополитеновским и действует под управлением той же компании MTA. Рассматриваются проекты по преобразованию действующих и заброшенных железнодорожных линий острова в две линии лёгкого метро.
Канатная дорога
В 1976 году была запущена канатная дорога, соединяющая Манхэттен и остров Рузвельта (англ. Roosevelt Island Tramway). Дорога имеет длину 940 м и две станции и управляется компанией MTA.
Поезд-аэроэкспресс
Самая новая в городском транспорте, система автоматических поездов («peoplemover»-пиплмувер) аэроэкспрессов («airtrain») действует с 2003 года, связывает главный аэропорт (им. Кеннеди) с линиями метро и пригородных поездов, имеет 3 маршрута на линии длиной 13 км и управляется компаниями, отличными от MTA.
Паром
Несмотря на наличие объездных тоннелей и мостов через другие районы, действует бесплатный паром между Манхэттеном и Статен-Айлендом.
Авиасообщение
Непосредственно в Нью-Йорке имеется два аэропорта, используемых для пассажирских перевозок. Они расположены в районе Куинс на Лонг-Айленде. Один из них - аэропорт Кеннеди - на южной окраине Квинса, второй - аэропорт Ла Гардия - на северной, причем оба у атлантических вод.
Аэропорт Кеннеди - важнейший и крупнейший аэропорт в Нью-Йорке, через который осуществляются основные международные перевозки.
Аэропорт Ла Гардия используется преимущественно для рейсов в пределах США. Назван в честь известного в США человека - мэра Нью-Йорка Фиорелло Ла Гардия.
Кроме того, Нью-Йорк обслуживается и крупным аэропортом Ньюарк, хотя он расположен в другом штате - Нью-Джерси, на западном берегу реки Гудзон.
Железная дорога
От центрального вокзала (самого крупного в мире по числу платформ и путей) по нескольким направлениям во все концы страны отходит множество маршрутов поездов.
Сооружения инфраструктуры
Расположенный на отдельных островах и полуостровах, город знаменит и располагает большим количеством мостов и тоннелей. Смежные части города между собой, а также с примыкающими городами Джерси-сити, Ньюарк и др. одновременно соединены, как правило, несколькими мостами и тоннелями.
Мосты
Наиболее знамениты мосты Бруклинский, Манхэттенский и Верразано, один из самых крупных в мире висячих мостов.
Тоннели
Самый известный из городских и первый в мире из подводных автотоннелей, Гудзонов тоннель и другие тоннели соединяют Манхэттен с другими частями города (кроме Статен-айленда).
Туризм
Туризм занимает важное место в жизни Нью-Йорка. В 2010 году его посетили 48,7 миллионов туристов, в том числе 39 млн. - американцы и 9,7 млн. - из других стран мира. Нью-Йорк является самым привлекательным городом для туристов, приезжающих в Америку из-за рубежа.
Главными достопримечательностями является Эмпайр-стейт-билдинг, остров Эллис, театры Бродвея, музеи, такие как музей Метрополитен, и другие достопримечательности включая Центральный Парк, Рокфеллер-центр, Таймс-сквер, Бронкский зоопарк, Ботанический сад Нью-Йорка, Пятая и Мэдисон-авеню, а, также, такие события как Парад Хэллоуин в Гринвич-Виллидж, Кинофестиваль Трайбека. Статуя Свободы - главная достопримечательность и один из самых известных символов Соединенных Штатов.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Считается, что первые люди появились на территории современного Нью-Йорка более 11 тысяч лет назад. Вероятней всего они не обитали постоянно в этих местах, а только охотились. Примерно 3 тысячи лет назад территории заселили племена индейцев, которые уже не покидали данный регион. Тихий и размеренный этап истории Нью-Йорка продолжался до 1524 года, когда в гавань Нью-Йорка прибыл Джованни Верразана. Он не проплывал дальше места, где в настоящее время находится мост, носящий его имя. Но именно с его плавания начался этап европейских открытий и заселения данных мест.

В 1609 году англичанин Генри Хадсон, работающий на Голландскую Ост-Индийскую компанию открыл остров Манхэттен и проплыл дальше по реке, исследуя неизвестные европейцам территории. В настоящее время река Гудзон названа в честь этого исследователя. В 1613 году голландец Андриан Блок был вынужден высадиться со своей корабельной командой на остров Манхэттен. Их корабль сгорел в море, но за время вынужденной зимовки с помощью индейцев европейцы построили новое судно. В следующем 1614 г. голландцы основали уже колонию. Она расположилась на реке Гудзон вблизи современного Олбани.

Экспедиция Генри Хадсона "Встреча с индейцами"

В 1625 году несколько голландских семей отправились на остров Манхэттен и основали поселение. Для защиты от индейцев и других европейских стран в поселении был возведен форт Амстердам. Но с ростом колонии название Форт Амстердам со временем сменили на Новый Амстердам. В 1626 г. произошло эпохальное событие, когда Питер Минуит купил у индейцев территорию современного Манхэттена. Общая стоимость сделки оценивается в 24$? именно на такую сумму Минуит передал индейцам одежду, металлические предметы и разнообразные побрякушки. многие упоминают данную сделку как образец коммерческой проницательности, забывая упомянуть о том, что индейцы банально не понимали, что передают права на землю. В том же 1626 в Новый Амстердам завезли первых чернокожих африканских рабов.


Первоначально единственным источником дохода для поселенцев стала торговля бобровыми шкурами. В Нидерландах из них делали шапки, сами шкуры выменивались у индейцев. к 1628 году в Новом Амстердаме проживало 270 жителей. В дальнейшие десятилетия в колонию потянулись поселенцы из самых разных мест. В 1639 к северу от Манхэттена переселился датчанин Йоханнес Бронк, в честь которого назван современный район Нью-Йорка Бронкс. В 1654 году 23 еврейских беженца из Бразилии основали в будущем Нью-Йорке Шеарит Израэль. В 1657 году в колонию прибыли английские квакеры.


Англичане оценили важность колонии на новых землях и в последующие годы стремились завладеть ею. В августе 1664 года 450 английских солдат высадились на территории современного Бруклина. Командовал ими полковник Ричард Николс, а их целью был контроль за городом и установление английского правления. Горожане убедили голландского губернатора Питера Стайвесанта не сопротивляться, таким образом Ричард Николс стал первым английским губернатором. Николс переименовал город и назвал его в честь брата короля герцога Йоркского, который и организовал военную экспедицию.Таким образом город Нью-Йорк получил свое современное название. Голландия в результате войны в 1673 вернула контроль над городом но ненадолго. Уже в следующем 1674 году англичане снова завладели городом.

Под британским правлением развитие города затормозилось. Неудивительно, что горожане стремились получить как можно больше независимости. Воспользовавшись революцией в Англии 1688 года, в мае 1689 торговец немецкого происхождения Джейкоб Лейслер захватил форт Джордж (бывший форт Амстердам) и управлял Нью-Йорком почти два года. В 1690 году он даже пытался захватить Канаду, но был арестован англичанами и в мае 1691 повешен.



Правление англичан в 1700-е вызывало все большее раздражение у ньюйоркцев. Так в 1764 г. английский парламент принимает Сахарный акт, по которому в Нью-Йорке увеличивались налоги на торговлю сахаром и патокой. В 1765 вступил в силу Закон о гербовом сборе, вызвавший бурю недовольства в североамериканских колониях. Протестуя, в октябре 1765 ньюйоркцы созывают конгресс и оспаривают права парламента собирать налоги с колоний без их согласия. В 1766 напряжение ненадолго ослабло, когда после серии протестов английский парламент понизил налоги на сахар и патоку а также отозвал закон о гербовом сборе. Но спокойствие длилось недолго. В 1767 году в парламенте принимаются новые законы о пошлинах для ввозимых в колонии товаров, в результате в городе происходят серии стычек с солдатами. Поднятие налогов на чай повлекло за собой знаменитое Бостонское чаепитие в 1773 году. Аналогичный протест случился и в Нью-Йорке в апреле 1774 и вошел в историю как Нью-Йоркское чаепитие.


После начала войны за независимость к Нью-Йорку подошли 500 английских кораблей с 32-тысячной армией под командованием генерала Уильяма Хоу. Американские войска под командованием Вашингтона сопротивлялись но не смогли удержать город. Англичане завладели Нью-Йорком и удерживали его до окончания войны. За время военных действий город использовался как концентрационный лагерь для плененных американских солдат. 11 тысяч из них умерли из-за ужасных условий. За время войны десятки тысяч горожан покинули город, который также дважды пострадал от пожаров.поражение англичан в войне привело к подписанию Парижского мирного договора 3 сентября 1783, согласно которому Америка признавалась независимой от Англии. Но днем окончания английской оккупации считается 25 ноября 1783, когда американские войска вошли в город.



Нью-Йорк, начало 20-го века

После войны за независимость город активно рос и развивался. Так с 1790 г. по 1820 г. население Нью-Йорка выросло с 33 тысяч до 123 тысяч человек. Таким образом к 1820 году Нью-Йорк стал крупнейшим городом США. В 1811 в Нью-Йорке был принят градостроительный план, упорядующий развитие города. До этого город рос стихийно. Согласно плану с севера на юг располагались 12 широко отстоящих друг от друга авеню. С востока на запад авеню пересекали 155 улиц (street), располагающихся достаточно близко друг к другу (61 м.) Такая компоновка создавала прямоугольники, отлично подходящие для строительства на этих участках зданий. Единственной улицей косо пересекающей стройные ряду улиц была Блумингдейл-роуд (ныне Бродвей).

После открытия в 1825 году канала Эри, соединяющего Нью-Йорк по реке Гудзон с Великими озерами, город стал коммерческой столицей США. Развитию Нью-Йорка не помешали ни война с англичанами 1812-1815, ни Гражданская война в США. Ньюйоркцы не стремились принимать большое участие в гражданской войне и ответили на призыв мятежом, в результате которого погибли более 100 человек. После Гражданской войны город переживал миграционный бум. Как считается между 1880 и 1919 через Нью-Йорк в США прибыли 17 миллионов человек, многие из них влились в ряды горожан.



Знаменитые исторические фото Нью-Йорка первой половины 20-го века

В 1886 году произошло знаменательное событие когда городу была передана в дар знаменитая «Статуя Свободы». Хотя первенство в строительстве самого первого небоскреба в мире принадлежит Чикаго, Нью-Йорк быстро включился вгонку по возведению многоэтажных зданий. В 1889 году на Бродвее архитектором Бредфордом Гилбертом был построен Тауэр-билдинг - первый небоскреб в Нью-Йорке. В дальнейшем самыми высокими зданиями в мире становились Парк-Роу-билдинг (1897, 30 этажей), Башня Зингера (1908, 47 этажей), небоскреб «Метрополитен Лайф Иншуранс компани» (1913, 60 этажей). Кульминацией гонки стало завершение строительства в 1930 году небоскребов Крайслер-билдинг и Эмпайр-стейт-билдинг. Архитектор Уильям Ван Ален, сконструировавший Крайслер-билдинг превзошел по высоте Эйфелеву башню и торжествовал несколько месяцев, пока Х.Крейг Северенс не завершил Эмпайр-стейт-билдинг. Последний 102-этажный небоскреб удерживал рекорд до возведения печально-известных Башен-близнецов Центра международной торговли, разрушенных террористами в 2001 году.


В настоящее время Нью-Йорк, пережив шок террористической атаки, активно возрождается и развивается. Нью-Йорк никогда не спит, это самый своеобразный город в мире с бурным прошлым и многообещающим будущим.

Юлия Ростовская

Нью-Йорк сегодня, безусловно, является одним из самых привлекательных городов мира, куда съезжаются люди с разных уголков планеты. Это финансовый, торговый, политический, а также культурный центр, поэтому его значение, как для Соединенных Штатов Америки, так и для всего мира колоссально. Какой же исторический путь проделал этот замечательный город и как достиг своего величия?

До европейцев территорию Нью-Йорка, как и многих других современных городов Америки, занимали индейцы, в частности племена Манахаттоу и Канарси. После открытия Христофором Колумбом Америки интерес к этому континенту рос стремительно. Уже в 1524 году гавани Нью-Йорка достиг итальянец Джованни да Верразано, которого принято считать первооткрывателем этой местности. Однако инициативу по изучению данной территории взяла в свои руки Голландская Ост-Индийская компания, и в 1609 году англичанин Генри Хадсон (Гудзон), работающий на нее, проплыл по реке, в настоящее время названной его именем, и открыл остров Манхэттен. Спустя 16 лет, в 1625 году голландцами было основано их первое поселение в Америке, на юге Манхэттена, там они возвели форт, который назвали форт Амстердам. Однако через год произошло нечто весьма необычное: голландцы не завоевали, а выкупили у индейцев всю территорию современного Манхэттена, после чего территория значительно расширилась и была переименовала в Новый Амстердам. Тогда же голландцы завезли туда первых рабов-африканцев.

На тот момент главным источников доходов поселенцев Нового Амстердама являлась продажа бобровых шкурок, из которых в Европе делали шапки. Согласно некоторым версиям, добывать бобровые шкурки поселенцев научили индейцы, также эти шкурки зачастую индейцы обменивали на что-либо. В 1636 году поселенцы выкупили у них территорию современного Бруклина, а в 1641 году голландец Бронк выкупил и часть земли, известной сейчас как район Бронкс.

В 1653 году Новый Амстердам получает статус города, после чего там возводится стена для защиты от нападений британцев (сейчас на месте этой стены находится самая известная улица Нью-Йорка – Уолл-Стрит). Однако это укрепление не помогло голландцам защитить свои владения и в 1664 году англичане все-таки завоевали их. Голландцы не стали даже сопротивляться, а просто сдались британским войскам. Губернатором стал Ричард Николс, именно он и переименовал Новый Амстердам в Нью-Йорк в честь британского герцога Йоркского, организовавшего эту победоносную экспедицию. В 1673 году голландцам снова удалось вернуть себе Нью-Йорк, но всего лишь на год, так как город был вновь отвоеван Англией.

Управление англичанами не принесло практически никакой пользы развитию города, оно, наоборот, существенно затормозилось. Введение огромных налогов и законов английским парламентом вызывало раздражение нью-йоркцев. Так, поднятие налогов на чай взбудоражило жителей Нью-Йорка, и в 1774 году в городе произошло аналогичное бостонскому "нью-йоркское чаепитие".

После начала Войны за независимость к берегам Нью-Йорка подошла 32-тысячная английская армия; она завоевала и удерживала власть над городом вплоть до окончания войны. Джордж Вашингтон, не имея возможности продолжать сопротивление, вынужден был бежать вместе со своим отрядом. Есть сведения, что британцы использовали город как концлагерь для попавших в плен американцев, тысячи из которых погибли по причине невыносимых условий. После подписания Парижского мира и получения Америкой независимости, 25 ноября 1783 года американцы вернулись в Нью-Йорк, и этот день долгое время праздновался там и вошел в историю как «День эвакуации».

В 1788 году Нью-Йорк стал первой столицей США, однако продолжалось это весьма недолго, так как уже в 1790 году столица была перенесена в Филадельфию. Все же за 2 года в этом славном городе успело произойти знаменательное событие: именно в Нью-Йорке была организована торжественная инаугурация первого американского президента Джорджа Вашингтона.

С 1790 по 1820-е годы происходит расцвет Нью-Йорка: он стремительно развивается, население увеличивается с 33 до 123 тысяч человек. Кроме того, Конгресс принимает закон о выпуске облигаций для возмещения расходов на Войну за независимость – этот факт оценивается историками как важная предпосылка появления фондовых бирж в Нью-Йорке. Еще одним нововведением была разработка градостроительного плана города, ведь Нью-Йорк рос слишком быстро и стихийно, необходимо было упорядочить и взять под контроль строительство новых зданий. План предполагал создание 12 далеко расположенных друг от друга авеню, идущих с севера на юг, а с запада на восток должны были расположиться 155 меньших улиц, находящихся гораздо ближе друг к другу, нежели авеню. Таким образом, создавались своеобразные прямоугольники, где можно было беспрепятственно строить здания. И только одна улица пересекла город наискосок - это был знаменитый впоследствии Бродвей.

В середине 19 века Нью-Йорк стал коммерческой столицей США, а также самым крупным городом в Америке, обогнав даже Филадельфию. Во время Гражданской войны население города раскололось на тех, кто поддерживал Конфедерацию, а кто – Союз. Дело в том, что Нью-Йорк имел прочные торговые связи с югом и портить их, а тем более терять, желания не имел. Эти противоречия привели к массовым беспорядкам и мятежам, в ходе которых погибли люди.

По окончанию Гражданской войны в Нью-Йорк начали съезжаться эмигранты со всего света, эта эпоха вошла в историю как "миграционный бум". С 1892 года и до середины 20 века через остров Эллис, куда сначала попадали все эмигранты, прошло около 17 миллионов человек!

Также в конце 19 века началось строительство небоскребов, которые по праву считаются символом Нью-Йорка и в наши дни, хотя небоскребы сейчас строятся по всему миру. Tower Building– первый небоскреб в городе был построен в 1889 году, а вслед за ним появились такие всем известные здания, как Chrysler Building и Empire State Building. Последними небоскребами, возведенными в Нью-Йорке, были Башни-близнецы Всемирного Торгового Центра, которые были разрушены в результате террористических атак 2001 года. Сейчас на месте ВТЦ строится Башня Свободы, она планируется как одно из самых высоких зданий мира. Постройка будет завершена по предварительным данным к концу 2013 года.

В 1898 году все пять округов объединяются под единым городским управлением. Сегодня районы Нью-Йорка географически практически совпадают с границами округов того времени.

В 20 веке город стал значимым промышленным и финансовым центром. Более того, в Нью-Йорке была построена штаб-квартира ООН, что придавало городу особую значимость. В 60-70-80-е годы происходит миграция городских жителей в пригороды, появляется так называемая «одноэтажная Америка», а также происходит формирование значительного среднего класса, которые и по сей день играет в США большую роль. Также конец 20 века известен для Нью-Йорка и негативно: количество преступлений возросло в разы, город стал одним из самых криминальных в мире, однако постепенно уровень преступности снизился, и сейчас в Нью-Йорке стало гораздо спокойнее, нежели еще 20 лет назад.

Этот город не может соревноваться древностью с Римом, в нем нет шарма Парижа и аристократичности Лондона. Тем не менее, Роберт де Ниро, которому за свою жизнь пришлось повидать немало стран, однажды заявил, что не существует города лучше, чем Нью-Йорк. В чем секрет этого мегаполиса? Один американский писатель дал весьма своеобразный ответ на данный вопрос, заявив, что только здесь каждый бунтует, и никто не отчаивается. Понять правдивость приведенного мнения, можно лишь ознакомившись с историей Нью-Йорка.

Новый Амстердам – предшественник современного Нью-Йорка (1613-1664 гг.)

Коренными жителями территории, которую занимает Нью-Йорк, являются индейцы, а именно племена метоаков и делаваров. Европейцы впервые узнали об этом месте в 1524 году благодаря итальянскому мореплавателю Джованни да Верраццано. Но только спустя 90 лет сюда прибыл голландский корабль Западно-Индийской компании, экипаж которого решил основать здесь колонию. Недолго думая, голландцы назвали эту местность Новым Амстердамом.

В 1626 г. местные жители продали остров Манхэттен губернатору Петеру Минуиту за 60 гульденов. Для защиты от индейцев голландцы построили огромную стену. Прилегающая к ней улица получила название “Walstraat” (Wall Street). Новый Амстердам просуществовал до 1664 года, когда он перешел в руки англичан.

Британское владычество (1664-1783 гг.)

Именно британцам Нью-Йорк обязан своим звучным названием. Англичане наименовали новоприобретенную территорию в честь герцога Йоркского – брата правителя Великобритании Карла II. Под британским владычеством Нью-Йорк развивался с невероятной скоростью. Так, в 1720 г. здесь была построена первая верфь.

Нью-Йорк играл важную роль в эпоху борьбы за независимость Северной Америки. Он был военным и политическим центром англичан. В этот период город серьезно пострадал от нескольких пожаров. Нью-Йорк находился под властью Британии вплоть до 1783 года. Последние английские войска покинули город 25 ноября указанного года. Так появился праздник «Дня Эвакуации».

Нью-Йорк в период становления американской независимости (1783-1898 гг.)

В 1784 г. Нью-Йорк стал первой столицей США. Здесь же прошла инаугурацию Джорджа Вашингтона. Правда, столицей город был всего 5 лет. Тем не менее, Нью-Йорк оставался главным экономическим центром новообразованного государства. В 1792 г. на появилась городская биржа, которая позже приобрела мировое значение.

После завершения борьбы за независимость сюда направились тысячи переселенцев, в основном это были янки (жители Новой Англии). В результате он превратился в город среднего класса, состоящий из торговцев, брокеров, банкиров, ремесленников и хорошо оплачиваемых работников. В 1835 году в связи с открытием канала Эри, соединившим Атлантический порт с рынками Среднего Запада США и Канады, Нью-Йорк существенного вырос по размеру.

Но в 1840 г. экономический центр США всколыхнули огромные социальные изменения, связанные с миграцией ирландцев, которые в большинстве состояли из неквалифицированных работников. Инфраструктура города рухнула. Началась борьба между американскими гражданами и мигрантами. Этот период нью-йоркской истории прекрасно отображен в фильме Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка».

В течение всего 19 века Нью-Йорк был первой остановкой тысяч людей, отправляющихся в США за лучшей жизнью. Символом миграции и демократии, стала статуя Свободы, сооруженная в 1886 г. В городе появились целые кварталы, населенные иммигрантами определенной национальности.

Нью-Йорк в 20-м веке

Началом новой вехи в истории города можно считать 1898 г., когда он приобрел современные границы. Нью-Йорк был разделен на . Старые районы Бронкс и Манхэттен, дополнили новоснованные Бруклин, Куинс и Статен-Айленд.

В 1904 г. в городе случился пожар, в результате которого погибло более 1000 человек. Названная трагедия привела к улучшению безопасности. Также постепенно улучшалась транспортная инфраструктура. В частности, в 1904 г. было открыто метро. В течении 1-й половины 20-го века город превратился в мировой центр торговли, промышленности и коммуникаций. А в 1925 г. Нью-Йорк мог похвастаться самым большим количеством жителей в мире. Несмотря на Великую Депрессию, в 30-х годах в городе было возведено немало небоскребов, которые до сих пор украшают Нью-Йорк. Один из них, а именно Эмпайр-стейт-билдинг, даже приобрел статус одного из символов Нью-Йорка.

В 60-х годах в Нью-Йорке, как и в других крупных городах США, начались бунты, сопровождавшиеся промышленным кризисом. Также в 1969 г. произошло знаменитое восстание геев, а спустя год состоялся первый в мире гей-парад. В 70-х годах существенно ухудшилось экономическое состояние города, что повлекло за собой повышение уровня преступности. Особенно отличился 1977 г., когда во время затемнения произошла массовая волна мародерства и вандализма.

Восстановить былую репутацию Нью-Йорк смог только в 80-х годах. В этот же период возродился Бродвей. 90-е также характеризовались снижением преступности и экономическими успехами. В итоге в конце 20-го века Нью-Йорк из центра иммигрантов превратился в современный космополитический мегаполис.

Нью-Йорк после терактов в 11 сентября 2001 г.

Настоящим шоком не только для жителей Нью-Йорка, но и для всего мира стал теракт 11 сентября 2001 г., унесший сотни жизней и уничтоживший 2 самых высоких здания города. Но, как уже было сказано выше, в этом мегаполисе никто не отчаивается, поэтому спустя 13 лет после трагедии открылся новый , высотой 541 м. В заново отстроенном здании располагается мемориал в честь жертв терактов 11 сентября.
|

Появились более 11 тысяч лет назад.

Скорее всего, это были охотничьи племена, а не постоянные обитатели. Заселение этих земель индейцами происходило примерно 3 тысячи лет назад , после этого они уже не покидали данную местность.

Этот этап истории закончился с прибытием в гавань Нью-Йорка Джованни Верразана в 1524 году. Хотя его корабль и не проплыл дальше места где расположен мост, носящий его имя.

Но заселение и колонизация этих мест европейцами началась именно с его путешествия.

1609 — 1625

Дальнейшие открытия продолжил Генри Хадсон, работающий на Голландскую Ост-индийскую компанию, в 1609 году обнаружив остров Манхэттен и проплыв дальше по реке исследуя неизвестные европейцам территории. За эти открытия река Гудзон была названа в его честь.

Следующий голландец, оставивший след в истории Нью-Йорка, был Андриан Блок, который из-за пожара на судне в 1613 году был вынужден высадиться вместе со своей командой на остров Манхэттен. Во время зимовки, благодаря помощи индейцев они построили новое судно.

А уже в 1614 году на реке Гудзон, вблизи территории современной Олбани, голландцы основали колонию .

Первое голландское поселение было основано несколькими семьями, которые в 1625 году обосновались на острове Манхэттен . Для обороны поселения от индейцев и других европейских стран на его территории был возведён форт Амстердам. Но через некоторое время форт был переименован в Новый Амстердам.

1626 — 1653

В 1626 году Питером Минуитом была совершена самая «выгодная» сделка, когда-либо осуществляемая, на территории Нью-Йорка. За одежду, бусы, расчёски и другие побрякушки на сумму 25$ Питером Менуэтом у индейцев была куплена территория современного Манхэттена.

Многие называют данную сделку примером коммерческой проницательности, совсем забывая при этом упомянуть тот факт, что индейцы просто-напросто не понимали, что отдают права владения на землю. В этот же год на территорию форта Новый Амстердам были привезены первые чернокожие африканские рабы.

К 1628 году в Новом Амстердаме проживало лишь 270 человек , единственным заработком которых, была продажа бобровых шкур. Сами шкуры были выменяны у индейцев, а в Нидерландах из них делали бобровые шапки.

В следующем десятилетии население поселения резко возросло благодаря мигрантам из самых разных мест.

Датчанин Йоханнес Бронк, в честь которого в настоящие время назван один из современных районов Нью-Йорка, поселился к северу от территории Манхэттена в 1639 году.

1654 — 1674

А будущий Шеарит Израэль был основан 23 еврейскими беженцами, из Бразилии прибывшими на территорию Нью-Йорка в 1654 году. В 1657 году в колонию прибыли английские квакеры.

Оценив важность колонии в новых землях, англичане всеми силами старались завладеть территорией. Началом военных действий можно считать 1664 год, когда на территорию современного Бруклина высадились 450 английских солдат под командованием полковника Ричарда Николса.

Город сдался без боя, вследствие чего, первым английским губернатором стал полковник Ричард Николс.

Именно он переименовал город в честь брата короля герцога Йоркского, который и организовал данную экспедицию. Именно тогда город и получил своё современное название. Вследствие войны 1673 года голландцы вернули власть над городом. Но это продолжалось недолго, и уже в 1674 году англичане снова взяли Нью-Йорк.

1688 — 1766

Под правлением Британии развитие города заметно затормозилось. Горожане пытались получить как можно больше независимости.

Революции 1688 и 1689 года, привели к новой смене власти в городе. Торговец немецкого происхождения Джейкоб Лейслер захватил форт Джордж (бывший форт Новый Амстердам) и управлял им почти два года. Но после неудачной попытки захвата Канады в 1690 году был арестован англичанами и повешен в 1691 году.

В 1700-е годы правление англичан вызывало у ньюйоркцев всё большее раздражение. За последующие сто лет английский парламент принимает всё больше законов и актов облагающих ньюйоркцев всё большими налогами.

Так, в 1764 году был введён Сахарный акт увеличивающий налог на торговлю сахаром и патокой. А в 1765 году был принят закон о гербовом сборе.

Протестующие ньюйоркцы в октябре 1766 году созывают конгресс и оспаривают права английского парламента собирать налоги с колоний без их согласия. В силу этого английский парламент в 1766 году отменил налог о гербовом сборе и понизил налог на сахар.

1773 — 1783

Но недолгое спокойствие прервалось, когда в 1773 году парламент принимает ряд законов о пошлинах для ввозимых в колонии товаров , что в конечном итоге приводит к стычкам с солдатами. Так, знаменитое Бостонское чаепитие произошло вследствие поднятия в 1773 году налога на чай.

Аналогичный случай произошёл в апреле 1774 года, и был назван Нью-Йоркским чаепитием.

В начале войны осаждать город под руководством генерала Уильяма Хоу приплыло 500 английских кораблей с 32-тысячной армией на борту. Американская армия под командованием Вашингтона сопротивлялась, но в конечном итоге потерпела своё поражение и отдала город.

Нью-Йорк удерживался англичанами до окончания войны в качестве концентрационного лагеря для американских солдат, одиннадцать тысяч из которых погибло.

Город дважды подвергался пожарам и за время его оккупации десятки тысяч горожан покинули его стены. После поражения и подписание Парижского мирного договора 3 сентября 1783 года, Америка признавалась независимым государством. Но истинным днём победы считается 25 ноября 1783 года, когда город был вновь под властью Америки.

1790 — 1815

После этой войны город переживал бурный рост и развитие. В период с 1790 по 1820 население Нью-Йорка возросло с 33 тысяч до 123 тысяч человек . Вследствие этого к 1820 году Нью-Йорк стал крупнейшим городом США.

Дабы упорядочить строительство в 1811 году был принят града строительный план, согласно которому с севера на юг должны были расположиться 12 широко стоящих друг от друга авеню. С востока на запад авеню пересекали 155 улиц, располагающихся достаточно близко друг к другу (61м).

Эта компоновка приобретала форму прямоугольника что отлично подходила для строительства зданий на этих участках. Единственная улица, которая косо пересекала город была Блумингдейл-роуд (ныне Бродвей).

Но коммерческой столицей США город стал только после открытия канала Эри, который соединял реку Гудзон с Великими озёрами. Рост этого города не прекращался не во время войны с англичанами 1812-1815, не во время Гражданской войны в США.

Жители Нью-Йорка не стремились принимать активное участие в гражданской войне и ответили на призыв мятежом, в котором погибли более 100 человек.

После войны город ждало настоящее иммиграционное потрясение. По мнению экспертов, через Нью-Йорк в период времени с 1880-1919г. в США перебрались 17 млн. человек, часть из которых слились с населением города.

1886 — 2001

В 1886 году около берегов Нью-Йорка появилась знаменитая «Статуя Свободы». И хотя первым городом, который возвёл небоскреб считается Чикаго, Нью-Йорк не заставил долго ждать и в 1889 году известным архитектором Бредфордом Гилбертом на Бродвеебыл возведен Тауэр-билдинг.

Эту гонку продолжили Парк-Роу-билдинг (1897),Башня Зингера (1908), небоскреб «Метрополитен ЛайфИншуранс компани» (1913), и в конечном итоге завершили гонку в 1930 году постройка небоскрёбов Крайслер-билдинг, и Эмпайр-стейт-билдинг которые превзошли высоту Эйфелевой башни.

Последний небоскрёб удерживал рекорд высоты вплоть до 2001 года, когда башни близнецы небыли разрушены террористами.

В нынешнее время Нью-Йорк продолжает развиваться, это один из самых своеобразных городов мира с непростым прошлым и многообещающим будущим.

Статьи по теме: